Информационно-методическая часть
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для всех специальностей
П ступени высшего образования
Форма получения высшего образования дневная
| Всего
| 10 лек
| 6 практ
| Зачет
|
| Название раздела, темы
| Лекции
| Практич.
занятия
|
| Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
|
|
|
1.
| Введение в психологию высшей школы.
Предмет, задачи и основные категории психологии высшей школы. Методы психологических исследований в высшей школе и их специфика. Основные направления развития психологии высшей школы.
|
|
|
2.
| Субъекты образовательного процесса в высшей школеХарактеристика личности студента и преподавателя как субъектов образовательного процесса.
Структура, этапы и условия успешного профессионального самоопределения и становления студента в вузе. Профессиональная Я-концепция.
Проблема мотивации студента в образовательном процессе вуза. Условия эффективной адаптации студентов к образовательному процессу вуза.
Профессионально обусловленные требования к педагогу высшей школы как воспитателю, преподавателю, методисту и исследователю.
|
|
|
| Раздел П. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВЫШЕЙ ШКОЛЕ
|
|
|
3.
| Учебная деятельность студентаУчебная деятельность как особый вид деятельности. Психолого-педагогические подходы к организации учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития.
Специфика учебной деятельности студента вуза. Психологические особенности организации учебной деятельности студентов.
Формирование у студентов способов учебной деятельности в информационной среде.
Развитие творческого мышления студентов в учебной деятельности. Проектная деятельность как условие обучения студентов творчеству.
|
|
|
4.
| Психологические основы педагогической деятельности в вузе.Цели и функции педагогической деятельности преподавателя вуза, ее структура и содержание. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности. Психологические условия эффективности педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Профессиональная рефлексия педагогической деятельности как ключевой элемент ее эффективности. Характеристика коммуникативных позиций в системе «преподаватель-студент».
Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Творческий потенциал преподавателя и его развитие в процессе самообразования
|
|
|
5.
| Психологические основы воспитания и управления в высшей школе.Психологические особенности студенческого возраста и их учет в организации процесса воспитания.
Особенности социализации современной студенческой молодежи и характеристика ее ценностных ориентаций.
Условия, обеспечивающие развитие поликультурной компетентности студентов.
Психологические аспекты воспитательной деятельности куратора академической группы. Групповое взаимодействие студентов и управление им на основе самоуправления студентов.
Стили педагогического управления. Пути сотрудничества всех участников образовательного процесса
|
|
|
6.
| Психологическая компетентность выпускника магистратуры.Обобщение и систематизация основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины.
|
|
|
Информационно-методическая часть
Основная литература
- Андреев, Г. М. Социальная психология в современном мире: учебное пособие для вузов / под ред. Г. М. Андреева, А. И. Донцова. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.
2. Бодалева, А. А. Основы социально-психологических исследований: учебник / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптева. – Москва: Гардарики, 2007. – 334 с.
3. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. – Москва: Институт психологии РАН, 2006. – 623 с.
- Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с. – (Высшее образование)
5. Даукша, Л. М. Психология педагогического общения: учебно-методическое пособие / Л. М. Даукша. – Гродно: Гродненский государственный университет, 2004. – 103 с.
- Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2003. – 416 с.
7. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 3-е изд., испр. – Москва: Академия, 2006. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование)
8. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учебное пособие для вузов / В. М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2008. – 448 с.
9. Лобейко, Ю. А. Самодиагностика и развитие личности студента: учебное пособие / Ю. А. Лобейко, Н. М. Швалева, С. И. Оксанич. – Москва: АГРУС, 2004. – 124 с.
10. Марцинковская, Т. Д. Психология развития: учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2005. – 528 с. – (Высшее профессиональное образование)
11. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. – Москва: Академия, 2001. – 304 с. – (Высшее образование).
12. Талайко, С. В. Психология высшей школы: курс лекций / С. В. Талайко. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – 202 с.
13. Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. – Москва: Владос, 2003. – 176 с.
Дополнительная литература:
- Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. – Москва: Владос, 2004. – 222 с. – (Библиотека руководителя образовательного учреждения)
- Метод проектов в университетском образовании: сборник научно-методических статей / под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Минск: БГУ, 2008. – Вып. 6. – 244 с. – (Современные технологии университетского образования).
- Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический Проект, 2004. – 560 с. – (Gaudeamus).
4. Никитин, В. В. Резервы вашего интеллекта: технологии интенсивной подготовки к экзаменам / В. В. Никитин. – Москва: Сфера, 2002. – 112 с.
5. Психологические основы информационного и развивающего обеспечения студентов: сборник научных статей / гл. ред. В. Л. Марищук. – Минск: Тесей, 2011. – 172 с.
6. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 365 с.
7. Сонин, В. А Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: (для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей) / В. А. Сонин. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 408 с.
8. Старовойтенко, Е. Б. Культурная психология личности: научное издание / Е. Б. Старовойтенко. – Москва: Академический Проект: Гаудеамус, 2007. – 310 с. – (Gaudeamus)
9. Традиции и перспективы развития психологии в Беларуси: материалы III республиканской научно-практической конференции молодых ученых по психологии, Брест, 17 апреля 2008 года. – Брест: Брестский государственный университет, 2008. – 188 с.
10. Трушкевич, А. И. Организация выше таланта, или Как лучше учиться и работать / А. И. Трушкевич. – Минск: Технопринт, 2002. – 192 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: