Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно-методическая часть

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для всех специальностей

П ступени высшего образования

Форма получения высшего образования дневная

  Всего 10 лек 6 практ Зачет
  Название раздела, темы Лекции Практич. занятия
  Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ    
1. Введение в психологию высшей школы. Предмет, задачи и основные категории психологии высшей школы. Методы психологических исследований в высшей школе и их специфика. Основные направления развития психологии высшей школы.    
2. Субъекты образовательного процесса в высшей школеХарактеристика личности студента и преподавателя как субъектов образовательного процесса. Структура, этапы и условия успешного профессионального самоопределения и становления студента в вузе. Профессиональная Я-концепция. Проблема мотивации студента в образовательном процессе вуза. Условия эффективной адаптации студентов к образовательному процессу вуза. Профессионально обусловленные требования к педагогу высшей школы как воспитателю, преподавателю, методисту и исследователю.    
  Раздел П. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВЫШЕЙ ШКОЛЕ    
3. Учебная деятельность студентаУчебная деятельность как особый вид деятельности. Психолого-педагогические подходы к организации учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Специфика учебной деятельности студента вуза. Психологические особенности организации учебной деятельности студентов. Формирование у студентов способов учебной деятельности в информационной среде. Развитие творческого мышления студентов в учебной деятельности. Проектная деятельность как условие обучения студентов творчеству.    
4. Психологические основы педагогической деятельности в вузе.Цели и функции педагогической деятельности преподавателя вуза, ее структура и содержание. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности. Психологические условия эффективности педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Профессиональная рефлексия педагогической деятельности как ключевой элемент ее эффективности. Характеристика коммуникативных позиций в системе «преподаватель-студент». Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Творческий потенциал преподавателя и его развитие в процессе самообразования    
5. Психологические основы воспитания и управления в высшей школе.Психологические особенности студенческого возраста и их учет в организации процесса воспитания. Особенности социализации современной студенческой молодежи и характеристика ее ценностных ориентаций. Условия, обеспечивающие развитие поликультурной компетентности студентов. Психологические аспекты воспитательной деятельности куратора академической группы. Групповое взаимодействие студентов и управление им на основе самоуправления студентов. Стили педагогического управления. Пути сотрудничества всех участников образовательного процесса    
6. Психологическая компетентность выпускника магистратуры.Обобщение и систематизация основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины.    

Информационно-методическая часть

Основная литература

  1. Андреев, Г. М. Социальная психология в современном мире: учебное пособие для вузов / под ред. Г. М. Андреева, А. И. Донцова. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

2. Бодалева, А. А. Основы социально-психологических исследований: учебник / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптева. – Москва: Гардарики, 2007. – 334 с.

3. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. – Москва: Институт психологии РАН, 2006. – 623 с.

  1. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с. – (Высшее образование)

5. Даукша, Л. М. Психология педагогического общения: учебно-методическое пособие / Л. М. Даукша. – Гродно: Гродненский государственный университет, 2004. – 103 с.

  1. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2003. – 416 с.

7. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 3-е изд., испр. – Москва: Академия, 2006. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование)

8. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учебное пособие для вузов / В. М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2008. – 448 с.

9. Лобейко, Ю. А. Самодиагностика и развитие личности студента: учебное пособие / Ю. А. Лобейко, Н. М. Швалева, С. И. Оксанич. – Москва: АГРУС, 2004. – 124 с.

10. Марцинковская, Т. Д. Психология развития: учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2005. – 528 с. – (Высшее профессиональное образование)

11. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. – Москва: Академия, 2001. – 304 с. – (Высшее образование).

12. Талайко, С. В. Психология высшей школы: курс лекций / С. В. Талайко. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – 202 с.

13. Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. – Москва: Владос, 2003. – 176 с.

Дополнительная литература:

  1. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. – Москва: Владос, 2004. – 222 с. – (Библиотека руководителя образовательного учреждения)
  2. Метод проектов в университетском образовании: сборник научно-методических статей / под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Минск: БГУ, 2008. – Вып. 6. – 244 с. – (Современные технологии университетского образования).
  3. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический Проект, 2004. – 560 с. – (Gaudeamus).

4. Никитин, В. В. Резервы вашего интеллекта: технологии интенсивной подготовки к экзаменам / В. В. Никитин. – Москва: Сфера, 2002. – 112 с.

5. Психологические основы информационного и развивающего обеспечения студентов: сборник научных статей / гл. ред. В. Л. Марищук. – Минск: Тесей, 2011. – 172 с.

6. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 365 с.

7. Сонин, В. А Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: (для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей) / В. А. Сонин. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 408 с.

8. Старовойтенко, Е. Б. Культурная психология личности: научное издание / Е. Б. Старовойтенко. – Москва: Академический Проект: Гаудеамус, 2007. – 310 с. – (Gaudeamus)

9. Традиции и перспективы развития психологии в Беларуси: материалы III республиканской научно-практической конференции молодых ученых по психологии, Брест, 17 апреля 2008 года. – Брест: Брестский государственный университет, 2008. – 188 с.

10. Трушкевич, А. И. Организация выше таланта, или Как лучше учиться и работать / А. И. Трушкевич. – Минск: Технопринт, 2002. – 192 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...