Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противодействия косвенным формам геноцида: возможности и ограничения.

Лекция 1. Геноцид как крайнее проявление конфликта.

Понятие геноцида.

Трактовка причин геноцида в социально – философской мысли.

Последствия геноцида для судеб различных народов.

Возникновение тенденции перехода от прямого к косвенному геноциду в последние десятилетия XX века.

Формы и способы косвенного геноцида.

Противодействия косвенным формам геноцида: возможности и ограничения.

1.1. В мире растет количество самых разнообразных политических практик, так или иначе причастных к тому, что может быть квалифицировано как геноцид. Есть все основания говорить, что проблема геноцида возникла с возникновением человечества. Однако конкретные обвинения в геноциде как отдельном преступлении впервые были выдвинуты в XX в., а сам термин «геноцид» появился в научной литературе в 1943-1944 году. Политика геноцида становится практически неотъемлемой частью военных действий. Кульминацией же геноцида в XX веке является Холокост - гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах. В связи с этими событиями мировое сообщество назвало геноцидом истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде.

Изучение проблем геноцида, в первую очередь, тесно связано с изучением места и роли войны в истории человечества.Войны всегда были частью человеческого взаимодействия, не сводимой к простому захвату территории или порабощению населения. И вместе с возникновением войн начинают предприниматься попытки теоретического осмысления сущности и последствий войны, ее различных аспектов.

В связи с этим появляются «правила ведения войны» - гуманитарное право (методы и средства ведения военных действий, защита жертв войны, соблюдение нейтралитета и т.д.). Войны же в последние века стали наиболее полномасштабными, захватывающими не только большую часть мирового сообщества, но и инфраструктуру, мировую экономику, природные ресурсы. Они становятся частью политико-силовых взаимоотношений отдельных государств между собой.

Постепенно правила ведения войн перестают соблюдаться, и, возможно, с первой мировой войны по отношению к противнику не соблюдаются вообще. Государства не столько заботятся о своем авторитете, моральности своих действий, последствий их для всего мирового сообщества, сколько о собственной выгоде, и все чаще можно наблюдать осуществление политики геноцида при разрешении возникающих межгосударственных конфликтов.

В современных условиях, в условиях глобализации, геноцид как явление политики трансформируется, приобретает различные формы, усиливается тенденция к появлению косвенных форм геноцида, которые важно научится определять на ранних стадиях. Из-за роста масштабности, глобальности этой проблемы, геноцид может перерасти в войну всех против всех, т.е., превратиться в самогеноцид человечества.

В настоящее время становится важной задачей не только обнаружение мутантных форм геноцида, но и разработка новых механизмов урегулирования возникающих конфликтов в условиях глобализации. Трудность решения подобных задач усугубляется отсутствием четкого понятия геноцида, а также непризнанием государствами в этих условиях своих действий как политики геноцида. Здесь возникают острейшие вопросы моральности политики. Нужны новые способы взаимоотношений, которые должны быть основаны на ненасилии, на сотрудничестве, взаимных уступках.

1.2. Классическое понимание войны (Сунь-цзы, Гуго Гроций) предполагает войну как искусство, которая ведется по определенным правилам и обычаям, законам. Сунь-цзы сказал: «Война - это большое дело для государства, это вопрос жизни или смерти, путь существования или гибели». (Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. М., 1955. С. 37.) Содержанием войны как таковой является вооруженная борьба, которая чрезвычайно трудна и поэтому требует тщательной и всесторонней подготовки, а также искусства полководца, основанного на знании ее природы и правил ведения. Можно предположить, что классическое понимание войны не подразумевает геноцида как возможного способа быстрого достижения цели, как то уничтожение противника, либо расправа с инакомыслием. В древности, средние века войны велись по особым правилам, подобно дуэлям. Здесь можно говорить об искусстве войны. И если они отличались жестокостью, то это была предопределенная жестокость, оговоренная, «справедливая». Лишь впоследствии геноцид становится практически неотъемлемой частью войны. Для регулирования взаимоотношений между государствами, постепенно в обществе возникает потребность в международном праве. Впоследствии же геноцид становится практически постоянным атрибутом войн, быстрым способом разрешения противоречий, последствием или неизбежной стороной войны, связанной с ее неискоренимостью в истории человечества.

Таким образом, в древнем обществе выгодная война скорее оценивалась положительно. Вооруженная борьба ведется для достижения победы, следствием которой является получение выгоды. Ей подчинены стратегические и тактические расчеты. «Войска двигаются лишь тогда, когда это соответствует выгоде; когда же выгоды нет, они остаются на месте». (Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. М., 1955. С. 37.) Война воспринималась как неизбежное проявление человеческого общежития, о правах человека вопрос еще не ставился. Коллективное насилие войн, по одной из версий, является следствием агрессивной природы человека. Этой проблемой занимались Р. Ардри, У. Джемс, А. Сторр, Ф. Ницше, Э. Фромм, этологисты.

(Этоло́гия — полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей. Термин ввёл в 1859 французский зоолог Изидор Сент-Илер

). Ими формируется тезис о неискоренимости агрессивной природы, свойственной человеку, и ее проявлениях. Согласно этой концепции агрессивная природа человека порождает насилие, в том числе и геноцид. В век новых технологий агрессия имеет возможность сублимироваться, но одновременно с этим совершенствуется техника и орудия убийства. В работах У.Джеймса, Э.Фромма, Р.Ардри агрессивность, рассматривается как доминирующий фактор человеческой природы и поведения людей, превращается в универсальную причину таких социальных явлений, как преступность, международная напряженность и др. Вместе с тем в социальной философии существовала традиция трактовки человека как естественно предрасположенного ко злу и агрессивности. Социальные конфликты, война представляются как актуализации потенций, коренящихся в биологической природе человека. Массовое насилие и война представляются неизбежными формами проявления человеческой агрессивности, поэтому сама проблема смягчения этих форм рассматривается в свете принципиальной неискоренимости военных столкновений. Наиболее полно, по мнению Р.Ардри, чувство агрессивности проявляется в ксенофобии, которая понимается как неприязнь к «чужакам», вытекающая из принципа территориальности. Р. Ардри считает, что именно «чужаки», принимая на себя удары социального недовольства, способны помочь обществу обойтись без войны. Суть наиболее важной современной проблемы в том, что «теперь мы должны изобретать чужаков».

О связи геноцида с расовой теорией говорится в работах Ж. А. де Гобино, Ж. Ляпужа, Х.С. Чемберлена, О.Аммона, Л.Вольтмана. Идеологическое обоснование расового геноцида в третьем рейхе содержится в книге «Майн Кампф». Насилие, в том числе и геноцид, основанное на расовом превосходстве, не оставляет жертве выбора, т.к. человек обладает врожденными физическими и духовными свойствами, строго присущими той расе, представителем которой он является. Их нельзя изменить ни воспитанием, ни отказом от собственного мировоззрения или рода занятий, ни принятием другой веры. И если речь идет о геноциде, основанном на расовом неравенстве (какой проводила Германия во время второй мировой войны), то «расово-неполноценным» не остается никакого шанса на выживание. Политика уничтожения групп людей в зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности получила теоретическое обоснование и была возведена в ранг государственной политики в нацистской Германии. Расоведы утверждали, что физические и духовные свойства, которыми обладает человек, врожденные, строго присущие той расе, представителем которой он является. Это служило основанием для вывода об «относительно неравной естественной ценности человеческих рас». «Нордическая» раса наделяется инстинктом и способностями господ, вождей, завоевателей, героев. В качестве «естественных», «здоровых» инстинктов «нордической» расы называлась жестокость, сила, пренебрежение к моральным и нравственным нормам, презрение к другим народам.

«Низшие» расы объявлялись лишенными всяких творческих начал. Все негерманские народы - расово неполноценны, не способны к культурному прогрессу, пассивные, вырождающиеся. Чтобы выжить, они разрабатывают и пропагандируют идеи гуманизма, христианской морали, только так они могут существовать вместе с нордической расой. Антропологические различия, «расовая одаренность», наследственные признаки остаются неизменными, «низшие» расы никогда не смогут подняться до уровня «высших», и это делает «низшие» расы прирожденными рабами, заключали национал–социалистские идеологи, применяя разработки на практике. Поэтому право «нордической» расы на господство предопределено генетически, оно изначально и извечно. Вследствие этого германская «раса господ», по словам немецкого антрополога Вольтмана, «призвана охватить земной шар своим господством, использовать сокровища природы и рабочие силы и включить пассивные расы как служебный член своего культурного развития». (Вольтман А. Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. СПб., 1905. С. 307.)

Идея о неискоренимости войн в истории человечества (и как следствие этого идея повторяемости политики геноцида) прослеживается еще в законах Ману (древнеиндийский сборник наставлений VI в. до н.э.). Приверженцы милитаризма (Б. Муссолини и др.) воспринимали войну как необходимость, оценивая ее возможные выгоды и потери. В трудах большого числа философов, среди которых Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар, Августин, Т. Гоббс, Г. –В. Лейбниц, Ж. –Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. Бэкон, Н. Г. Чернышевский и т.д., имеются размышления о проблеме источников войн, их происхождении, характере, связи войн с политикой. Как раньше, так и сейчас в истории человечества продолжают существовать представления о неискоренимости войн, которые становятся неотъемлемыми сторонами государственных взаимоотношений. Оцениваются не только ужасы войны, но и ее выгоды. Войне отводится определенная политическая роль, устанавливаются правила, дается моральная оценка военных действий, но обязательно подчеркивается ее неизбежность. Также оценивается и геноцид, занимающий свою «графу» в военных действиях, который можно осуждать, бояться или искать выгоды в массовом уничтожении людей, но всегда осознавать, что это часть истории (война часто сопровождается геноцидом), неизбежная часть нашего прошлого и настоящего.

Несмотря на нескончаемые войны агрессивных по природе людей разных рас, человечество до сих пор существует, значит, как раньше, так и сейчас необходимо искать способы взаимодействия, сосуществования, и чем сильнее противоречия, тем сплоченнее должны быть действия человечества на Земле.

Попытка тотального уничтожения проводились еще с библейских времен, однако описанные ниже геноциды (геноцид племени гереро, геноцид армян, цыган, Холокост, геноцид в Руанде, обвинения в геноциде в Югославии) уникальны своей продуманностью, организованностью, завершенностью, но только в 20 в. общественные взаимоотношения развились до их категоричного осуждения и запрета.

Небольшому народу гереро, проживающему в нынешней Намибии (немецкой колонии на юго-западе Африки – Герероленде, н. ХХ в.), выпало на долю стать объектом первого геноцида XX века (1904 г.) – еще до геноцида армян, евреев, тутси. (Котек Ж., Ригуло П. Век лагерей: лишение свободы, концентрация, уничтожение. Сто лет злодеяний. М., 2003. С.,64.) Война приобрела скорее расовый, чем колониальный характер, поскольку задача ее – не покорение туземцев с целью последующей эксплуатации, а элементарное истребление. Более 80% исчезли с лица земли всего за семь лет, подтвердив тем самым точку зрения одного немецкого историка, заявившего, что гереро перестали существовать как племя.

При изучении геноцида армян возникают большие сложности. Одно из главных препятствий состоит в том, что турецкое правительство отказывается признавать сам факт геноцида и не допускает исследователей в архивы. В 1987 г. факт геноцида армян был осужден Европейским парламентом, аналогичные резолюции были приняты Государственной думой России, многими парламентами европейских государств, законодателями ряда штатов США.

Апофеозом, крайней формой, кульминацией геноцида на данном этапе истории является Холокост (Холокост «всесожжение, уничтожение огнем» (греч.) – планомерное преследование и уничтожение евреев нацистами и их пособниками в годы 2-ой мировой войны).

Еврейский народ потерял 6 млн. человек, его довоенная численность не восстановлена до сих пор.

1.4. В данном параграфе рассматривается понятие процесса глобализации, как «характеристики интеграционных и дезинтеграционных процессов планетарного масштаба в области экономики, политики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме носят всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего мирового сообщества» (Труды Клуба ученых «Глобальный мир» 2002 г. М., 2003. Т. 4. С. 260.)

Однополярный вариант глобализации определяет новый характер войн, оптимальную среду осуществления геноцида: человечество является свидетелем перехода от торговых войн к геополитическим, и далее – к геоэкономическим (внешнеэкономическим). «Войны не являются более дуэлями: отныне они выступают как карательные акции против «варварства», как операции профилактического типа. В таких операциях, где полноценные защищают свое жизненное пространство от неполноценных, не приемлема старая военная философия примерно равных потерь и рисков. Новая военная философия находит свое отражение в концепции бесконтактных сражений, в ходе которых «расово полноценные» просто уничтожают с воздуха и на расстоянии «неполноценную человеческую массу», в которую периодически вселяются демоны терроризма, бунтарства, злостного закононепослушания и т.п.» (Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в ХХI в. М., 2003. С. 288.)

Так же как и некоторые войны трансформировались в не менее опасные, «нетрадиционные», завуалированные, однако могущие взорваться «привычными» военными конфликтами геоэкономические, экологические, информационные войны, так и геноцид стал приобретать черты косвенного геноцида. Косвенный геноцид - это направленное воздействие (умышленное бездействие) на какие-либо группы путем изменения природных условий, культурно-исторической среды, биологических и экономических факторов и т.п., приводящие к созданию для группы таких жизненных условий, которые могут привести (и это есть конечная цель) к полному или частичному физическому ее уничтожению. При некоторых направлениях современной глобализации намечаются тенденции к появлению косвенного геноцида.

1.5. Существуют наиболее общие формы и способы косвенного геноцида. Имеются в виду такие воздействия на отдельные стороны жизни этноса (народа), которые можно интерпретировать как косвенный геноцид. Он может выступать в виде первоначальных этапов задуманного прямого геноцида или иметь самостоятельный характер. Среди такого воздействия следует выделить:

Во-первых, экономическое воздействие;

Во-вторых, направленное изменение культурно-исторической среды;

В-третьих, биологическое вмешательство, в том числе генные технологии;

В-четвертых, направленное изменение природных условий и т.д.

В направленном экономическом вмешательстве прослеживаются следующие тенденции. По мнению многих исследователей, в том числе А.С. Панарина, В.А. Лисичкина, Л.А. Шелепина и др., происходит разделение человеческой цивилизации на два полюса – богатые страны и бедные страны, растет социальное неравенство и в условиях установок на материальные ценности, на успешность, богатство, всем странам, не сумевшим победить в условиях рыночного (по сути социал-дарвинистского) отбора внушается их несостоятельность, неприспособленность к современным условиям, неспешность, создаются условия, невозможные для выживания. Тем, кто не может приспособиться к постоянному техническому прогрессу, современным интеллектуальным ценностям, материальным требованиям не место в постоянно меняющемся мире. Современное состояние 358 наиболее богатых «глобальных миллиардеров» равно общему богатству 2,3 миллиарда людей, составляющих 45% населения планеты. Это означает, что вместо заботы о благополучии сотен миллионов и миллиардов людей, новой, неолиберальной экономике, чтобы успешно существовать, достаточно удовлетворять запросы стран «золотого миллиарда». Фактически человечество имеет дело с системой экономического геноцида.

При анализе направленного влияния на культурно-историческую среду обращается внимание на исторический пример этноцида- колонизацию американского континента. Такая политика как христианизация коренных американцев в Америке проводилась не из просветительских целей, направленных на духовное развитие, а была средством общественного контроля, с помощью которого угнетенный должен был полностью подчиниться своему угнетателю.

Как минимум существует две точки зрения на проведение подобной политики в общественном сознании угнетаемых народов. Есть те, кто согласен европеизироваться, ассимилироваться, христианизироваться, даже стремятся к этому, и тех, кто любое давление, вмешательство во внутреннюю жизнь своего этноса считают угнетением. Настойчивое, необратимое давление, делающее невозможным существование народа в привычном для него состоянии можно считать косвенным геноцидом. Примером косвенного геноцида можно считать пропагандистские, информационные войны. Политика ассимиляции всегда была самым верным способом уничтожения национальной самоидентификации этноса, растворения его в чужой среде, однако многие этносы обладали большими ресурсами для приспособления, поэтому смогли сохраниться и выжить в самых неблагоприятных условиях жизни. Так же представляет интерес проблема направленного биологического вмешательства, которая стала активно обсуждаться в последние десятилетия. Еще в 1970 г. на круглом столе, проведенном в журнале «Вопросы философии», главной темой дискуссии стал вопрос о философских, социальных и этнических последствиях клонирования живых организмов, в том числе и человека. Были рассмотрены новые возможности и опасности, которые открылись перед человечеством на новом этапе развития науки. Человечеству следует обратить внимание на появление нового класса экологических болезней, пока еще мало изученных, на распространение и использование психотропных препаратов, динамику заболеваний и здоровья населения, обусловленных нарушениями экосистем, изменением структуры питания, что является одной из причин снижения естественного прироста населения. «Непредсказуемо возникшие, или вышедшие из-под контроля, или сознательно изготовленные биологические (генетические) агенты, которые могут поражать людей, животных и растения, в случае сознательного использования могут стать биологическим оружием, средством преднамеренного воздействия на условия жизни». (Брызгалина Е.В. Биология и культура. М., 2004. С. 457.) Направленное изменение природных условий затрагивает область экологии, в том числе и экологию человека. Экологическая война (экоцид имеет место во всех случаях преднамеренного нападения), как и геноцид, по сути дела есть война против будущих поколений. И.Ф. Реймерс определяет экоцид как «преднамеренное истребление всего живого, приводящий к биоциду» т.е. истреблению всего живого на больших территориях, экоцид – сознательная, целенаправленная деятельность человека по уничтожению природной среды. (Лисеев И.К. Биология и культура. М., 2004. С.457.) Разумеется, не доказав факт преднамеренности любого правящего режима в создании условий, невозможных для жизни, нельзя говорить о геноциде. Однако следует обратить внимание на то, что рассмотрение властных или иных действий с системной точки зрения, могут приводить к выводам о наличии реальной угрозы геноцида. Рассматривая каждый отдельный случай, можно было бы увидеть факты такого рода в действиях. Например, отдельных корпораций, заинтересованных в промышленной эксплуатации региона. А правительство, которое знает о растущих угрозах уничтожения, например, коренных народов в результате преднамеренных действий отдельных индивидов или корпораций, но которое ничего не делает с целью противодействия этим угрозам, можно обвинить в пособничестве осуществлению геноцида. Известный пример: «комиссия ООН по правам человека установила с помощью вождя племени озера Лубикон, что, поощряя разработки нефтянных и газовых месторождений на территории их резервации, канадский штат Альберта соучаствовал в политике, которая сделала бы невозможным выживание племени в качестве народа, а потому осуществлял преднамеренный геноцид» (Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003. С. 165.)

В число общих дипломатических, цивилизованных мер по предупреждению как прямого, так и косвенного геноцида, можно включить дипломатические инициативы, невоенные санкции – эмбарго на поставку вооружений, запрещение иностранных инвестиций, размещение наблюдателей миссии ОБСЕ и угрозу применения силы. Само предупреждение геноцида, а не наказание за его осуществление – это уже есть мера противодействия. Предлагаются отдельные меры противодействия тем или иным формам направленного вмешательства. Например, при деформации социально-экономической системы, делающей невозможным выживание населения, предлагается этноэкономическая транснационализация, как возможный способ разрешения экономический противоречий. Такая мера может оказаться эффективной, позволяющей национальной экономике в новом качестве соответствовать «мировому уровню». Противодействие направленному изменению культурно-исторической среды возможно с помощью изменений в содержании информационных потоков в обществе, в формах массовой культуры. При противодействии направленному биологическому вмешательству необходимо уделять внимание философским, социальным и этическим последствиям генной инженерии, клонированию живых организмов, в том числе и человека, новому классу экологических болезней человека. Для противодействия целенаправленному негативному воздействию на природу, необходимо формирование новых подходов к определению целей человеческой деятельности. Среди них – переход от установок на неограниченный материальный прогресс и беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, о гармонизации экономической экспансии в природу с принципами экологического сдерживания запрета.

Необходимо развивать формы и пути противодействия современным трансформациям геноцида. С одной стороны происходит расширение возможностей ограничения преступления за счет ранней его диагностики, а с другой – новые опасности, такие как трудность применения на практике понятия геноцида. При четком отграничении геноцида от других негативных явлений (например, таких как, массовые убийства на почве национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти и вражды), выявлении его косвенных форм, появляются возможности противостояния геноциду на ранних стадиях (например, при разрушении культуры, ограничении деторождения, создании экономической ситуации, препятствующей нормальному воспроизводству общества). Но сложность проблемы состоит в том, чтобы различить проявления именно геноцида в его ранних стадиях. Признаки геноцида при этом остаются прежними: преднамеренность, наличие цели, то есть стремления к полному или частичному уничтожению национальной, этнической, расовой или религиозной группы, прямой умысел, а так же отсутствие индивидуального подхода.

Как раньше, так и сейчас большинство комментаторов утверждает, что без строгого условия преднамеренности было бы невозможно отличить геноцид как особое преступление от других форм правительственной поддержки массовых убийств. Однако правительства могут скрывать свои намерения и противодействовать попыткам их обнаружения. Необходимо прибегать к выявлению системных закономерностей с тем, чтобы подтвердить обвинения или отказаться от них. Сложность и актуальность современной ситуации состоит в том, что в методологии научного познания складывается тенденция отказа от традиционного подхода к геноциду как явным, прямым действиям и перехода к обнаружению системных закономерностей. В таком случае становится возможным доказательно установить, что политические, экономические, информационные и иные действия вместе с попустительством правящего режима ведут к массовому уничтожению группы, несмотря на то, что ее уничтожение не выступает чьим-то прямым намерением.

Выводы:

· Геноцид - это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде.

· Косвенный геноцид - это направленное воздействие (умышленное бездействие) на какие-либо группы путем изменения природных условий, культурно-исторической среды, биологических и экономических факторов и т.п., приводящие к созданию для группы таких жизненных условий, которые могут привести (и это есть конечная цель) к полному или частичному физическому ее уничтожению.

· Косвенный геноцид может выступать в виде первоначальных этапов задуманного прямого геноцида или иметь самостоятельный характер. Среди такого воздействия следует выделить: экономическое воздействие; изменение культурно-исторической среды; биологическое вмешательство, в том числе генные технологии; направленное изменение природных условий.

· Необходимо развивать формы и пути противодействия современным трансформациям геноцида (расширение возможностей ограничения преступления за счет ранней его диагностики, четкое отграничение геноцида от других негативных явлений (например, таких как, массовые убийства на почве национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти и вражды), выявление его косвенных форм, возможность противостояния геноциду на ранних стадиях).

· Несмотря на нескончаемые войны агрессивных по природе людей разных рас, человечество до сих пор существует, значит, как раньше, так и сейчас необходимо искать способы взаимодействия, сосуществования, и чем сильнее противоречия, тем сплоченнее должны быть действия человечества на Земле.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...