Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16-17. Основные методы сбора социальной информации.

ТЕМА 5-6. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ.

План семинарского занятия

1. Немецкая социологическая школа.

2. К.Маркс- основатель теории конфликта.

3. Концепция исторического материализма.

4. Р.Дарендольф о социальном конфликте.

5. История русской социологии.

6. Интегральная социология П.Сорокина.

Контрольные вопросы

1. Кто является основателем теории конфликта в социологии?

2. Поясните суть концепции исторического материализма.

3. Р.Дарендольф о социальном конфликте.

4. Дайте характеристику основных этапов в истории русской социологии.

5. Поясните суть интегральной социологии П.Сорокина?

ТЕМА 7-8. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.

План семинарского занятия

1. Общество. Понятие и основные признаки.

2. Природа и общество. Проблемы взаимодействия.

3. Эволюция взглядов на общество как социальную систему.

4. Социальная структура общества: механизмы взаимодействия основных элементов.

5. Социальная стратификация и социальная мобильность.

6. Понятие маргинальности.

7. Глобальные проблемы современности и социологическая наука.

 

Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «общество».
2. В чем заключается системный подход к анализу общества?
3. Принцип детерминизма общественного развития.
4. Как рассматривается общество с позиций функционализма и индивидуализма?
5. Типология обществ.
6. Концепции эволюционного и революционного развития общества.
7. Теория культурно-исторических типов.
8. Влияние процессов глобализации на общественное развитие.
9. Дайте определение социальной структуры общества.
10. Критерии социальной стратификации.
11. Социальная мобильность и ее виды.

 

 

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

План семинарского занятия


1. Социальные институты: понятие, классификация и функции.
2. Социальные институты и социальные организации - соотношение понятий.
3. Семья как социальный институт.
4. Экономика как социальный институт, особенности формирования экономических отношений.
5. Политика как социальный институт. Суть, специфика и особенности функционирования.
6. Особенности трансформации религии как специфического социального института.
7. Место и роль науки в системе социальных институтов.
8. Образование как социальный институт. Особенности и направленность современного образования.

 

Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «социальный институт».
2. В чем заключается основное назначение социальных институтов?
3. Как происходит процесс институционализации?
4. Виды социальных институтов.
5. Основные функции социальных институтов.
6. Социальные организации: назначение, типы, инновационная активность.

 

 

ТЕМА 10-11. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.

План семинарского занятия

1. Понятие личности в социологии. Соотношение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность».
2. Социальные статусы и социальные роли личности. Особенности ролевых конфликтов.
3. Проблемы социализации личности.
4. Девиантное поведение: причины, типы, формы социального контроля.
5. Социальная активность личности.

Контрольные вопросы
1. Дайте определение личности (социологический аспект).
2. Что составляет структуру личности?
3. Дайте определение социальному статусу личности.
4. Что такое «социальная роль личности»?
5. Каковы основные характеристики социальной роли?
6. В чем суть ролевого конфликта?
7. В чем заключается процесс социализации личности?
8. Охарактеризуйте различные теории социализации личности
9. Дайте определение девиантного поведении.
10. Понятие «социальная активность», ее критерии.

 

ТЕМА 12-13. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО.

План семинарского занятия

 

1. Суть культуры общества. Основные элементы и функции культуры.
2. Культура в системе социологического анализа.
3. Типы культур: цивилизационные, региональные, этнические, локальные.
4. Соотношение понятий культура и природа, культура и общество, культура и личность.
5. Массовая культура: особенности функционирования и механизмы распространения.
6. Культурная идентификация в социуме.

 

Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «культура».
2. Культура в системе социологического знания.
3. Основные элементы культуры.
4. Функции культуры.
5. Ценности и ценностные установки как определяющие элементы культуры.
6. Социальные нормы и культура.
7. Обычаи и традиции: их значение для культуры.
8. Типы культур.

 

ТЕМА 14-15. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

План семинарского занятия


1. Прикладное социологическое исследование: основные этапы и их краткая характеристика.
2. Программа социологического исследования.

3. План социологического исследования.

4. Основные типы выборки.
5. Особенности обработки социологической информации. Анализ данных социологического исследования.

 

Контрольные вопросы
1.Дайте определение «Социологическое исследование – это…».

2. Основные этапы социологического исследования.

3. Приведите структуру программы социологического исследования.
4. Объясните сущность понятий «проблемная ситуация» и «гипотезы исследования».
5. Что такое «генеральная» и «выборочная» совокупности?
6. Репрезентативность - это…

 

ТЕМА 16-17. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

План семинарского занятия

 

1. Сравнительный анализ основных видов сбора социальной информации.

2. Анализ документов как метод сбора социальной информации. Контент- анализ.

3. Основные виды опросов.

4. Интервью как специфический вид опроса.

5. Метод наблюдения в социологии.

6. Социальный эксперимент как метод сбора социальной информации.

7. Метод фокус-групп.


Контрольные вопросы

1. Перечислите основные методы сбора социальной информации.
2. Проанализируйте сущность основных методов опроса.
3. В чем заключается особенность интервьюирования?
4. Назовите основные виды наблюдений.
5. В чем заключается различие между включенным и включенными наблюдением?
6. В чем заключается метод социального эксперимента и его этапы.
7. В чем заключается метод фокус-групп.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...