Лидерство в системе менеджмента
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение Глава 1. Основополагающие аспекты теории лидерства Понятие «лидерство» Лидерство в системе менеджмента Анализ отличительных характеристик лидера от менеджера Глава 2. Сравнительный анализ теорий лидерства Теория черт и харизматическая концепция лидерства Бихевиористические теории лидерства (поведенческие и психологические концепции) Личностно-ситуационные теории лидерства Заключение Список литературы Приложение Введение
Теории лидерства - научные теории, объясняющие феномен лидерства, его происхождение и функционирование. Лидерство, как и управление, является искусством. Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день ещё не сформировалась чёткая позиция относительно данного феномена. Однако, различные модели и теории, которые рассматриваются в работе, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. От позиции лидера и стиля руководства зависят деятельность сотрудников, микроклимат организации, её функционирование, объёмы выполняемой работы и многое другое. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения.
Степень разработанности данной области знания невелика. Курсовая работа будет базироваться на трудах таких авторов как: Дафт Р., Коротков Э.М., Беляева Л.А. и др. Целью данной курсовой работы является анализ различных теорий лидерского поведения. Задачи: ) рассмотреть понятие «лидерство»; ) охарактеризовать место лидерства в системе менеджмента; ) проанализировать отличительные черты лидера от менеджера; ) выявить классификацию существующих теорий лидерства; В качестве объекта данной курсовой работы рассматриваются различные теории лидерского поведения. Предмет курсовой - роль лидерского поведения в управлении организацией. Теоретической основой для курсовой работы послужили труды: Дафт Р. «Менеджмент», Беляева Л.А. «Социальные слои в России: опыт кластерного анализа», Сенге П. «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» и др. Исследование проводилось на основе метода анализа документов, так же использовались сравнительный и исторический методы.
Глава 1. Основополагающие аспекты теории лидерства Понятие «лидерство» Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.
Существует множество трактовок понятия «лидер». Слово лидер происходит от английского lead (вести). Таким образом, можно сделать вывод, что лидер - это ведущий, идущий впереди. По другому определению лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. Американский психолог Стогдилл Р. отмечает, что лидерство - это процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Один из ведущих представителей организационной психологии Фидлер Ф. под лидерством понимает конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы. Собственно, проблема определения понятия лидерства зависит от того, какой теории придерживаться. В общем смысле лидерство можно определить как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы к его трактовке: ) лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц; ) лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей; ) лидерство - это влияние на других людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: постоянство влияния, влияние должно охватывать всю группу, политического лидера характеризует явный приоритет во влиянии, влияние лидера опирается на авторитет.
Таким образом, многочисленность трактовок понятий «лидера» и «лидерства» говорит о том, что в обществе нет конкретных критериев данного явления. Однако можно выделить следующие характеристики: власть, оказание влияния на группы, высокий статус и др.
Лидерство в системе менеджмента Лидерство необходимо в работе над системами и процессами вместе с людьми, которые работают внутри этих систем и процессов. Получается, что лидерство требуется везде. Менеджеру <http://psyera.ru/menedzher-1810.htm>, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, нужно уметь вести за собою подчиненных. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, инноватора и просто человеческого существа, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерство в менеджменте превалирует во всех сферах действияпрофессиональной деятельности руководителя любого ранга. Лидер - существенное звено социальной группы. Как только на свет появляется какая - либо человеческая общность, в ее структуре рождается свой лидер <http://psyera.ru/2819/ponyatie-lider-i-liderstvo>. По мере разрастания функций группы и расширения ее сфер деятельности складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать и «формальные», и «неформальные» лидеры. Первые получают полномочия <http://psyera.ru/vidy-polnomochiy-2227.htm>руководить людьми из рук вышестоящей инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлинным лидером, способным вести за собою людей, становится тот, кто обретает у людей всеобщее признание. Люди хотят, чтобы их лидер был не только и не столько профессионалом технократического толка, ориентированным исключительно на процесс производства, а прежде всего руководителем с человеческим лицом, обладающим всеми гаммами психических переживаний. В его деятельности на первом плане должна стоять ориентация на человека. В этом и состоит подлинная сущность лидерства. Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером.
Поскольку лидерство внутренне присуще групповой деятельности, а производство товаров осуществляется людьми, собранными в рабочие группы, то лидерство и менеджмент взаимообусловлены. Хотят ли организаторы производства или нет, но в любой рабочей группе неизбежно появляется и действует свой лидер. Он необходим группе как символ единения, как отец-наставник, как опора в сложном взаимодействии с руководством и другими рабочими группами. Появление лидера во всех ячейках человеческого общества так же неизбежно. Однако каково в целом влияние лидера на психологический климат и трудовой настрой рабочей группы? Естественно, лидерство может быть положительным или отрицательным. В последнем случае деятельность лидера будет нежелательной. Поэтому теоретики и практики менеджмента давно пришли к выводу о том, что процессом лидерства нужно управлять. Сама процедура управления довольно проста: ) учёт психологических закономерностей функционирования социальной группы (спонтанное проявление групповых реакций, реализация внутригрупповых целей и др.); ) учёт предписанных группе целей производства; ) создание комбинации из неформальных и навязанных действий (осуществление менеджером функций неформального лидера). Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции (планирование, организацию, мотивацию, контроль) через призму неформального лидера. Лидерство оказывается включенным в систему управления по трем направлениям: ) организация и коррекция деятельности работников (постановка целей, координация действий, очерчивание результатов, выполнение роли ведущего); ) мотивирование деятельности подчинённых (воодушевление, удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей, вселение уверенности и др.); ) обеспечение представительства группы (представление интересов группы за её пределами, поддержание равновесия между внешними и внутренними потребностями группы, определение перспективы развития группы). Все сказанное дает возможность сформулировать рабочее определение функции лидерства в менеджменте. Оно предельно сжато. Лидерство представляет собой существенный компонент деятельности менеджера, связанный с оказанием целенаправленного влияния на поведение <http://psyera.ru/povedenie-kak-psihologicheskaya-kategoriya-i-kak-svoystvo-individa-241.htm>отдельных лиц или целой рабочей группы; инструментами такого влияния выступают навыки общения и личностные качества менеджера, отвечающие внешним и внутренним потребностям группы. Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного управления менеджеру необходимо уметь вести за собой людей. К основным лидерским качествам менеджера можно отнести честность, интеллект, способность понимать людей, уверенность в себе и др. Менеджер должен осуществлять управление по трем направлениям: организация и коррекция деятельности работников, мотивирование деятельности подчинённых и обеспечение представительства группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|