Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая диагностика

Деятельность педагога-психолога ДОУ в 2016-17 учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовывать индивидуальный путь развития.

Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива. Устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Цель и задачи педагога-психолога ДОУ:

Цель деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей

В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие:

-побуждений, мотивов и интересов

-сознательное отношение к деятельности на уровне постановки целей и их достижений

-способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками

- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера

-элементов творчества

-положительного отношения к миру, себе и другим людям

Задачи:

-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей

-предотвращение и преодоление трудностей в развитии воспитанников, предупреждение нарушений приспособления к среде

-определение индивидуальных образовательных потребностей детей

-участие в подготовке и создании психологических условий преемственности в процессе непрерывного образования

-обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды

-повышение психологической компетентности педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение их информацией по психологическим проблемам

Содержание деятельности современного педагога-психолога, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, определяется её направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий:

1. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников. Формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления)

3. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей на разных видах деятельности

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности участников совместной деятельности и общения

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании»ст.34, п.1.9)

8. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

1.Психологическая диагностика

2. Психопрофилактика и психологическое просвещение

3.Развивающая работа и психологическая коррекция

4.Психологическое консультирование

Психологическая диагностика

-оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов

-психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года)

- психодиагностическая работа в адаптационный период и в периоды возрастных кризисов (3 и 7 лет)

-психодиагностика психологической готовности к обучению в школе

- психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности

- психодиагностическая работа по изучению психологической безопасности и климата в учреждении

-психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ

Психопрофилактика и психологическое просвещение ( 1. Психопрофилактика в контексте с ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога)

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений),предупредить нарушения в становлении личностных и индивидуальных сфер через создание благоприятных психогигиенических условий образовательном учреждении.

2.Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Для достижения цели предполагается продуктивное взаимодействие психолога с воспитателями, родителями, направленное на содействие в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ согласно ФГОС ДО:

-Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, обеспечивающего: вовлечение всех детей в разные виды деятельности, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий

- Уважение индивидуальности каждого ребенка, его право быть непохожим на других

-Не директивную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе игровое время и пространство, и ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды

-Условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей

-Организацию видов деятельности, стимулирующих развитие воображения, мышления, фантазии и творчества

-Создание в ДОУ психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного психологическом и морально-нравственного климата в группе, обеспечения условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе с ограниченными) возможностями здоровья; посредство проявления чуткости к интересам и возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребенком

Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями выступают:

*предотвращение дидактогений

*содействие в организации конструктивного общения детей в группе

*профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ

*создание психологических условий для конструирования развивающего пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте

* психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в Д ОУ

*психологическая экспертиза программно-методического обеспечения образовательного процесса

3.Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство профилактики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...