Психологическая диагностика
Деятельность педагога-психолога ДОУ в 2016-17 учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ДО Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовывать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива. Устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями. Цель и задачи педагога-психолога ДОУ: Цель деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие: -побуждений, мотивов и интересов -сознательное отношение к деятельности на уровне постановки целей и их достижений -способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками - результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера
-элементов творчества -положительного отношения к миру, себе и другим людям Задачи: -создание соответствующих психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей -предотвращение и преодоление трудностей в развитии воспитанников, предупреждение нарушений приспособления к среде -определение индивидуальных образовательных потребностей детей -участие в подготовке и создании психологических условий преемственности в процессе непрерывного образования -обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды -повышение психологической компетентности педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение их информацией по психологическим проблемам Содержание деятельности современного педагога-психолога, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, определяется её направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий: 1. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников. Формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях 2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления) 3. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития 4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей на разных видах деятельности 5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности 6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности участников совместной деятельности и общения
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании»ст.34, п.1.9) 8. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Основные направления деятельности педагога-психолога: 1.Психологическая диагностика 2. Психопрофилактика и психологическое просвещение 3.Развивающая работа и психологическая коррекция 4.Психологическое консультирование Психологическая диагностика -оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов -психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года) - психодиагностическая работа в адаптационный период и в периоды возрастных кризисов (3 и 7 лет) -психодиагностика психологической готовности к обучению в школе - психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности - психодиагностическая работа по изучению психологической безопасности и климата в учреждении -психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ Психопрофилактика и психологическое просвещение ( 1. Психопрофилактика в контексте с ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога) Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений),предупредить нарушения в становлении личностных и индивидуальных сфер через создание благоприятных психогигиенических условий образовательном учреждении. 2.Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем. Для достижения цели предполагается продуктивное взаимодействие психолога с воспитателями, родителями, направленное на содействие в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ согласно ФГОС ДО: -Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, обеспечивающего: вовлечение всех детей в разные виды деятельности, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий
- Уважение индивидуальности каждого ребенка, его право быть непохожим на других -Не директивную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе игровое время и пространство, и ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды -Условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей -Организацию видов деятельности, стимулирующих развитие воображения, мышления, фантазии и творчества -Создание в ДОУ психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного психологическом и морально-нравственного климата в группе, обеспечения условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе с ограниченными) возможностями здоровья; посредство проявления чуткости к интересам и возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребенком Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями выступают: *предотвращение дидактогений *содействие в организации конструктивного общения детей в группе *профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ *создание психологических условий для конструирования развивающего пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте * психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в Д ОУ *психологическая экспертиза программно-методического обеспечения образовательного процесса 3.Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство профилактики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|