Формирование условного рефлекса
Задание 1 № 20786 Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение. Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).
Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число — верный ответ). Задание 2 № 23278 Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Пояснение.
Молекулярный. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.
Клеточный. Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.
Организменный. Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии - от момента зарождения до прекращения существования - как живая система. На этом уровне возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.
Популяционно-видовой/видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция - надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования - процесс микроэволюции. Селекционные работы по выведению новых (и улучшению уже существующих) пород животных и сортов растений ведутся на этом уровне.
Биогеоценотический/ биоценотический или экосистемный. Биогеоценотический. На этом уровне живая природа формирует биогеоценозы – совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва). Биоценотический. На этом уровне живая природа образует биоценозы – совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории. Экосистемный уровень имеет множество свойств: структуру популяции, типы биотических связей, количественный и видовой ее состав. Основными компонентами являются: особенности среды и пищевые системы.
Биосферный. Биосфера - совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.
Ответ: ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ Задание 3 № 22258 Сколько нуклеотидов кодируют фрагмент полипептида, состоящий из 257 аминокислот? В ответе запишите только число. Пояснение. Каждую аминокислоту кодирует три нуклеотида (триплет), значит, 257 аминокислот кодирует 771 нуклеотид.
Ответ:771. Задание 4 № 20954 Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов интерфазы клеточного цикла. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) рост клетки 2) расхождение гомологичных хромосом 3) расхождение хромосом по экватору клетки
4) репликация ДНК 5) синтез органических веществ Пояснение. Интерфаза – это период между двумя клеточными делениями. В интерфазе последовательно различают фазы G1, S и G2. G1 следует за телофазой митоза. В эту фазу клетка синтезирует РНК и белки. Продолжительность фазы — от нескольких часов до нескольких дней. G2 клетки могут выйти из цикла и находится в фазе G0. В фазе G0 клетки начинают дифференцироваться. В фазу S в клетке продолжается синтез белка, происходит репликация ДНК, разделяются центриоли. В большинстве клеток фаза S длится 8−12 часов. В фазу G2 продолжается синтез РНК и белка (например, синтез тубулина для микротрубочек митотического веретена). Дочерние центриоли достигают размеров дефинитивных органелл. Эта фаза длится 2−4 часа. Можно использовать для описания процессов интерфазы клеточного цикла признаки: рост клетки; репликация ДНК; синтез органических веществ.
Ответ: 23. Задание 5 № 21495 Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Под цифрой 1 изображена мембрана, под цифрой 2 - крмплекс (аппарат) Гольджи. Мембрана: осуществляет активный транспорт веществ; изолирует клетку от окружающей среды; обеспечивает избирательную проницаемость веществ. Комплекс Гольджи: образует секреторные пузырьки; распределяет вещества клетки по органеллам; участвует в образовании лизосом.
Ответ: 111222. Задание 6 № 21684 Сколько процентов особей будет иметь рецессивный по обоим признакам фенотип при скрещивании растения с желтыми (Аа), морщинистыми (вв) семенами с растением, имеющим зеленые морщинистые (аавв) семена? Ответ запишите в виде числа.
Пояснение. Суть закона независимого наследования признаков (третьего закона Менделя) заключается в том, что при скрещивании особей, отличающихся по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо и комбинируются во всех возможных сочетаниях. При дигибридном скрещивании ♀ Аabb x ♂ aabb Гаметы у ♀ Аabb: ♀ Аb ♀ ab ♂ ab В F1 50% Аabb и 50% aabb
Ответ: 50. Задание 7 № 21869 Все приведённые ниже признаки, кроме двух, используются для описания наследственной изменчивости. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) групповая 2) индивидуальная 3) генотипическая 4) возникает при изменениях условий внешней среды 5) возникает в результате новых комбинаций гамет Пояснение. Описание наследственной изменчивости. Верные утверждения: индивидуальная; генотипическая; возникает в результате новых комбинаций гамет. Два термина, «выпадающих» из общего списка: групповая (это модификационная изменчивость); возникает при изменениях условий внешней среды (это модификационная изменчивость).
Ответ: 14. Задание 8 № 10431 Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение. В современной учебной литературе используется и более формальная классификация, основанная на характере изменения структуры отдельных генов, хромосом и генома в целом. В рамках этой классификации различают следующие виды мутаций: геномные; хромосомные; генные.
Геномные — полиплоидизация (образование организмов или клеток, геном которых представлен более чем двумя (3n, 4n, 6n и т. д.) наборами хромосом) и анеуплоидия (гетероплоидия) — изменение числа хромосом, не кратное гаплоидному набору. В зависимости от происхождения хромосомных наборов среди полиплоидов различают аллополиплоидов, у которых имеются наборы хромосом, полученные при гибридизации от разных видов, и аутополиплоидов, у которых происходит увеличение числа наборов хромосом собственного генома, кратное n. При хромосомных мутациях происходят крупные перестройки структуры отдельных хромосом. В этом случае наблюдаются потеря (делеция) или удвоение части (дупликация) генетического материала одной или нескольких хромосом, изменение ориентации сегментов хромосом в отдельных хромосомах (инверсия), а также перенос части генетического материала с одной хромосомы на другую (транслокация) (крайний случай — объединение целых хромосом, т. н. Робертсоновская транслокация, которая является переходным вариантом от хромосомной мутации к геномной). На генном уровне изменения первичной структуры ДНК генов под действием мутаций менее значительны, чем при хромосомных мутациях, однако генные мутации встречаются более часто. В результате генных мутаций происходят замены, делеции и вставки одного или нескольких нуклеотидов, транслокации, дупликации и инверсии различных частей гена. В том случае, когда под действием мутации изменяется лишь один нуклеотид, говорят о точечных мутациях. Генные мутации охватывают один ген и белок, который кодируется этим геном. Хромосомные мутации связаны с изменением хромосомы, обменом участков негомологичных хромосом. Геномные мутации связаны с изменением числа хромосом в клетке.
Ответ: 232131. Задание 9 № 21253 Выберите три верных ответа из шести. Лишайники размножаются
1) спорами 2) кусочками слоевища 3) особыми образованиями, состоящими из клеток водоросли и гриба 4) простым делением пополам 5) мейозом 6) шизогонией Пояснение. Споры лишайникового гриба, выбрасываемые из перитециев и апотециев, прорастают в гифы, которые, переплетаясь, образуют зачаточный таллом лишайника, или прототаллом. При определенных условиях из него возникает настоящий лишайник. Однако сочетание необходимых для этого условий в природе встречается редко.
Более важны для размножения лишайников образования, в которых одновременно присутствуют гифы гриба и клетки водоросли. Это соредии и изидии. Они служат для размножения лишайника как целого организма. Попав в благоприятные условия, они дают начало непосредственно новому таллому. Соредии и изидии встречаются чаще у листоватых и кустистых лишайников. Многие лишайники не образуют апотециев, соредий и изидий и размножаются участками таллома, которые легко отламываются от хрупких в сухую погоду лишайников ветром или животными и ими же переносятся. Особенно широко распространено размножение лишайников участками таллома в арктических областях.
Ответ: 123. Задание 10 № 10418 Установите соответствие между мерой профилактики заражения человека и паразитом, его вызывающим
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Личинки бычьего цепня находятся в мышцах животного, а яйца аскариды переносят мухи, и их можно встретить на грязных овощах и фруктах, а также в некипяченой воде.
Ответ: 2111. Задание 11 № 21558 Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Комар 2) Членистоногие 3) Двукрылые 4) Насекомые 5) Комар малярийный 6) Животные Пояснение. Последовательность расположения систематических таксонов животных, начиная с самого маленького таксона: вид → род → семейство → отряд → класс → тип → царство.
Ответ: 513426. Задание 12 № 21046 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Неправильная осанка у подростков может привести к
1) ослаблению действия ферментов 2) деформации грудной клетки 3) увеличению содержания солей кальция в костях 4) смещению и сдавливанию внутренних органов 5) нарушению кровоснабжения внутренних органов 6) нарушению работы гипофиза Пояснение. Неправильная осанка у подростков может привести к: деформации грудной клетки; смещению и сдавливанию внутренних органов; нарушению кровоснабжения внутренних органов.
Ответ: 245. Задание 13 № 13786 Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Витамин D: препятствует возникновению рахита, участвует в образовании костной ткани. Витамин A: входит в состав зрительного пигмента, улучшает зрение в сумерках. Витамин C: повышает защитные свойства организма, препятствует кровоточивости дёсен.
Ответ: 312312. Задание 14 № 20541 Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды 2) поступление сахаров в ткани 3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь 4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости 5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке 6) выведение из организма воды и углекислого газа Пояснение. Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости → окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке → всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь → поступление сахаров в ткани → окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды → выведение из организма воды и углекислого газа.
Ответ: 453216. Задание 15 № 10333 К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) остаток третьего века у человека 2) отпечатки растений на пластах каменного угля 3) окаменевшие остатки папоротников 4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле 5) копчик в скелете человека 6) филогенетический ряд лошади Пояснение. Под цифрами 1, 4, 5 — сравнительно-анатомические доказательства.
Ответ: 236. Задание 16 № 21050 Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетической разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: крыса серая, пырей ползучий, одуванчик обыкновенный. В биологоческом регрессе: снежный барс, амурский тигр, лошадь Пржевальского.
Ответ: 122121. Задание 17 № 24253 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими как для природной экосистемы, так и для искусственной экосистемы?
1) способны к саморегуляции 2) имеют сбалансированный круговорот веществ и энергии 3) устойчивы во времени 4) состоят из продуцентов, консументов и редуцентов 5) представляют собой открытые системы 6) испытывают действие естественного отбора и изменчивости Пояснение. Признаки являются общими как для природной экосистемы, так и для искусственной экосистемы: 4) состоят из продуцентов, консументов и редуцентов 5) представляют собой открытые системы 6) испытывают действие естественного отбора и изменчивости
Ответ: 456
Примечание. Биогеоценоз — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема 123). Агроценозы — это созданные человеком искусственные сообщества, они не могут существовать без человека, у них незамкнутый круговорот веществ, а человек помогает эту проблему устранить с помощью внесения удобрений. Задание 18 № 24223 Установите соответствие между характеристиками и названиями особо охраняемых природных территорий (ООПТ): к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение. 1) заповедник: А) является эталоном природы; В) запрещена любая хозяйственная деятельность; Е) под охраной находится весь природный комплекс
2) заказник: Б) разрешена лицензионная охота; Г) разрешены сенокос и выпас скота; Д) служит для сбора лекарственных растений
Ответ: 121221
Примечание. Заповедники — это просторные территории, которые находятся под постоянной охраной. Заказники – это природная территория, под охраной которой находятся определенные участки, где существуют временные запреты или ограничения на пользование природными условиями окружающей среды. Большинство их них специально созданы для сохранности одного редкого вида животных или растений. Чаще всего вводиться запрет на действия, которые нарушают единую структуру созданной экосистемы. В заказниках обеспечена неприкосновенность, здесь запрещены определенные виды деятельности. Задание 19 № 10829 Установите, в какой последовательности образуются структуры молекулы белка.
1) полипептидная цепь 2) клубок или глобула 3) полипептидная спираль 4) структура из нескольких субъединиц Пояснение. Под цифрами 1 — первичная структура, 3 — вторичная структура, 2 — третичная структура, 4 — четвертичная структура.
Ответ: 1324. Задание 20 № 20590 Вставьте в текст «Формирование условного рефлекса» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего ___________ (А) раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — ___________ (Б) раздражитель. Пища вызывает возбуждение в ___________ (В), и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется ___________ (Г), что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего условного раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — безусловный раздражитель. Пища вызывает возбуждение в продолговатом мозге, и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется временная связь, что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.
Ответ: 2187. Задание 21 № 20606 Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения
Содержание соланина в различных сортах картофеля
1) Наибольшее количество соланина накапливается в стеблях, листьях и ягодах. 2) Наибольшее количество соланина накапливается в ягодах сорта «Скала». 3) В глазках клубня соланин накапливается в наибольшем количестве. 4) Соланин — это яд, который вызывает отравление человека. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России. 5) Соланин — это яд, который накапливается в результате внесения излишка удобрений. Пояснение. Правильный ответ: 1) Наибольшее количество соланина накапливается в стеблях, листьях и ягодах. 4) Соланин — это яд, который вызывает отравление человека. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России.
Ответ: 14. Задание 22 № 22018 К крови прилили такой же объем раствора поваренной соли с концентрацией 0,1%. Что произойдет с эритроцитами. Пояснение. 1) Концентрация веществ в эритроците выше, чем в окружающем его растворе. 2) Вода поступает в эритроцит, объем которого увеличивается. 3) Под давлением воды плазматическая мембрана разрывается, эритроцит погибает.
Или, В пробирке получится гипотонический раствор, с более низким чем в плазме крови содержанием NaCl эритроциты набухают, их оболочка разрывается.
Или, Концентрация растворенных веществ внутри эритроцита 0,9%. Это больше чем в растворе. Поэтому по закону осмоса вода будет поступать внутрь эритроцита, он набухнет и лопнет. Задание 23 № 23205 На рисунке изображены отпечатки листа, семени и реконструкция вымершего растения, обитавшего 350−285 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каких периодах обитал данный организм. Это растение имеет признаки двух отделов, последовательно сформировавшихся в ходе эволюции. Назовите эти отделы. Какие черты внешнего строения позволяют отнети изображенное растение к этим отделам? Как называют группу вымерших растений, имевших такие признаки?
Геохронологическая таблица
Пояснение. Элементы ответа: 1. эра — палеозойская; периоды — каменноугольный, пермский; 2. отдел — Папоротниковые: отпечаток листа (вайи), характерного для папоротников; 3. отдел — Голосеменные растения: наличие семян; 4. группа семенных папоротников (семенные папоротники) Задание 24 № 18708 Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Водоросли — это группа низших растений, обитающих в водной среде. 2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. 3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. 4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. 5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. 6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов. Пояснение. Ошибки допущены в предложениях: 1) 2 — зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей; 2) 3 — в клетках водорослей не происходит хемосинтеза; 3) 5 — при слиянии гамет образуется зигота, из которой развивается спорофит, а гаметофит развивается из споры. Задание 25 № 11054 Какова роль мхов в природе? Пояснение. 1) Обогащение воздуха кислородом (выделяется в процессе фотосинтеза). 2) Заболачивание почвы (способны удерживать воду). 3) Образование торфа. Задание 26 № 11198 Для борьбы с насекомыми — вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим методом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Пояснение. 1) Растительноядные насекомые в большинстве являются опылителями, их уничтожение приведет к резкому сокращению численности насекомоопыляемых растений. 2) Это может привести к сокращению численности или исчезновению консументов 2-го порядка (насекомоядных). 3) Химические вещества, попавшие в почву могут привести к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной микрофлоры и фауны. Все это может привести к серьезным нарушениям экологического равновесия и даже к гибели дубравы. Задание 27 № 13844 В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота фенилаланин (фен) заменилась на лизин (лиз). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ЦУЦГЦААЦГУУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Второе основание | Третье основание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У | Ц | А | Г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Пояснение.
1) иРНК ЦУЦ-ГЦА-АЦГ-УУЦ-ААУ
нормальный белок лей — ала — тре — фен — асн
Определяем последовательность аминокислот с помощью таблицы генетического кода.
2) После мутации фрагмент молекулы белка будет иметь состав лей — ала — тре — лиз — асн
3) Лизин кодируется двумя кодонами ААА и ААГ,
следовательно, мутированная иРНК будет ЦУЦ-ГЦА-АЦГ-ААА-ААУ или ЦУЦ-ГЦА-АЦГ-ААГ-ААУ
Дополнение.
Скорее всего произошла мутация — при которой триплет ААГ (комплементарный УУЦ на ДНК) — не перевелся по принципу комплементарности, а «переписался как есть»
мутированная иРНК будет ЦУЦ-ГЦА-АЦГ- ААГ -ААУ
Задание 28 № 19885
По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотип людей под номерами 1, 2, 3. Определите, сцеплен ли наследуемый признак с полом?
Пояснение.
Схема решения задачи включает:
1) признак рецессивный, передаётся через поколение;
2) отец (1) гомозиготен, его дочь (3) – гетерозиготна, мать (2) гомозиготна;
3) признак, не сцеплен с полом, т. к. у женщины (2) родился сын без данного признака
|
|