Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование условного рефлекса

Задание 1 № 20786

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).

 

Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число — верный ответ).

Задание 2 № 23278

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень Пример
Экосистемный микориза осины и подосиновика
  озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами

Пояснение.

Уровень Пример
Экосистемный микориза осины и подосиновика
Популяционно-видовой озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами

 

Молекулярный. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.

 

Клеточный. Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.

 

Организменный. Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии - от момента зарождения до прекращения существования - как живая система. На этом уровне возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

 

Популяционно-видовой/видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция - надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования - процесс микроэволюции. Селекционные работы по выведению новых (и улучшению уже существующих) пород животных и сортов растений ведутся на этом уровне.

 

Биогеоценотический/ биоценотический или экосистемный.

Биогеоценотический. На этом уровне живая природа формирует биогеоценозы – совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).

Биоценотический. На этом уровне живая природа образует биоценозы – совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории.

Экосистемный уровень имеет множество свойств: структуру популяции, типы биотических связей, количественный и видовой ее состав. Основными компонентами являются: особенности среды и пищевые системы.

 

Биосферный. Биосфера - совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.

 

Ответ: ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ

Задание 3 № 22258

Сколько нуклеотидов кодируют фрагмент полипептида, состоящий из 257 аминокислот? В ответе запишите только число.

Пояснение.

Каждую аминокислоту кодирует три нуклеотида (триплет), значит, 257 аминокислот кодирует 771 нуклеотид.

 

Ответ:771.

Задание 4 № 20954

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов интерфазы клеточного цикла. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) рост клетки

2) расхождение гомологичных хромосом

3) расхождение хромосом по экватору клетки

4) репликация ДНК

5) синтез органических веществ

Пояснение.

Интерфаза – это период между двумя клеточными делениями. В интерфазе последовательно различают фазы G1, S и G2. G1 следует за телофазой митоза. В эту фазу клетка синтезирует РНК и белки. Продолжительность фазы — от нескольких часов до нескольких дней. G2 клетки могут выйти из цикла и находится в фазе G0. В фазе G0 клетки начинают дифференцироваться. В фазу S в клетке продолжается синтез белка, происходит репликация ДНК, разделяются центриоли. В большинстве клеток фаза S длится 8−12 часов. В фазу G2 продолжается синтез РНК и белка (например, синтез тубулина для микротрубочек митотического веретена). Дочерние центриоли достигают размеров дефинитивных органелл. Эта фаза длится 2−4 часа.

Можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния про­цес­сов ин­тер­фа­зы кле­точ­но­го цикла признаки: рост клет­ки; ре­пли­ка­ция ДНК; син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

 

Ответ: 23.

Задание 5 № 21495

Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ   СТРУКТУРЫ
А) осуществляет активный транспорт веществ Б) изолирует клетку от окружающей среды В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ Г) образует секреторные пузырьки Д) распределяет вещества клетки по органеллам Е) участвует в образовании лизосом  

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Под цифрой 1 изображена мембрана, под цифрой 2 - крмплекс (аппарат) Гольджи.

Мембрана: осуществляет активный транспорт веществ; изолирует клетку от окружающей среды; обеспечивает избирательную проницаемость веществ.

Комплекс Гольджи: образует секреторные пузырьки; распределяет вещества клетки по органеллам; участвует в образовании лизосом.

 

Ответ: 111222.

Задание 6 № 21684

Сколько процентов особей будет иметь рецессивный по обоим признакам фенотип при скрещивании растения с желтыми (Аа), морщинистыми (вв) семенами с растением, имеющим зеленые морщинистые (аавв) семена? Ответ запишите в виде числа.

Пояснение.

Суть закона независимого наследования признаков (третьего закона Менделя) заключается в том, что при скрещивании особей, отличающихся по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

При дигибридном скрещивании ♀ Аabb x ♂ aabb

Гаметы у ♀ Аabb: ♀ Аb ♀ ab

♂ ab

В F1 50% Аabb и 50% aabb

 

Ответ: 50.

Задание 7 № 21869

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, используются для описания наследственной изменчивости. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) групповая

2) индивидуальная

3) генотипическая

4) возникает при изменениях условий внешней среды

5) возникает в результате новых комбинаций гамет

Пояснение.

Описание наследственной изменчивости. Верные утверждения: индивидуальная; генотипическая; возникает в результате новых комбинаций гамет. Два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка: групповая (это модификационная изменчивость); возникает при изменениях условий внешней среды (это модификационная изменчивость).

 

Ответ: 14.

Задание 8 № 10431

Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ТИП МУТАЦИИ
А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке Е) обмен участками негомологичных хромосом   1) хромосомная 2) генная 3) геномная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

В со­вре­мен­ной учеб­ной ли­те­ра­ту­ре ис­поль­зу­ет­ся и более фор­маль­ная клас­си­фи­ка­ция, ос­но­ван­ная на ха­рак­те­ре из­ме­не­ния струк­ту­ры от­дель­ных генов, хро­мо­сом и ге­но­ма в целом. В рам­ках этой клас­си­фи­ка­ции раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды му­та­ций: ге­ном­ные; хро­мо­сом­ные; ген­ные.

Ге­ном­ные — по­лип­ло­и­ди­за­ция (об­ра­зо­ва­ние ор­га­низ­мов или кле­ток, геном ко­то­рых пред­став­лен более чем двумя (3n, 4n, 6n и т. д.) на­бо­ра­ми хро­мо­сом) и ане­уп­ло­и­дия (ге­те­ро­пло­и­дия) — из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, не крат­ное га­п­ло­ид­но­му на­бо­ру. В за­ви­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния хро­мо­сом­ных на­бо­ров среди по­лип­ло­и­дов раз­ли­ча­ют ал­ло­по­лип­ло­и­дов, у ко­то­рых име­ют­ся на­бо­ры хро­мо­сом, по­лу­чен­ные при ги­бри­ди­за­ции от раз­ных видов, и ауто­по­лип­ло­и­дов, у ко­то­рых про­ис­хо­дит уве­ли­че­ние числа на­бо­ров хро­мо­сом соб­ствен­но­го ге­но­ма, крат­ное n.

При хро­мо­сом­ных му­та­ци­ях про­ис­хо­дят круп­ные пе­ре­строй­ки струк­ту­ры от­дель­ных хро­мо­сом. В этом слу­чае на­блю­да­ют­ся по­те­ря (де­ле­ция) или удво­е­ние части (ду­пли­ка­ция) ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла одной или не­сколь­ких хро­мо­сом, из­ме­не­ние ори­ен­та­ции сег­мен­тов хро­мо­сом в от­дель­ных хро­мо­со­мах (ин­вер­сия), а также пе­ре­нос части ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла с одной хро­мо­со­мы на дру­гую (транс­ло­ка­ция) (край­ний слу­чай — объ­еди­не­ние целых хро­мо­сом, т. н. Ро­берт­со­нов­ская транс­ло­ка­ция, ко­то­рая яв­ля­ет­ся пе­ре­ход­ным ва­ри­ан­том от хро­мо­сом­ной му­та­ции к ге­ном­ной).

На ген­ном уров­не из­ме­не­ния пер­вич­ной струк­ту­ры ДНК генов под дей­стви­ем му­та­ций менее зна­чи­тель­ны, чем при хро­мо­сом­ных му­та­ци­ях, од­на­ко ген­ные му­та­ции встре­ча­ют­ся более часто. В ре­зуль­та­те ген­ных му­та­ций про­ис­хо­дят за­ме­ны, де­ле­ции и встав­ки од­но­го или не­сколь­ких нук­лео­ти­дов, транс­ло­ка­ции, ду­пли­ка­ции и ин­вер­сии раз­лич­ных ча­стей гена. В том слу­чае, когда под дей­стви­ем му­та­ции из­ме­ня­ет­ся лишь один нук­лео­тид, го­во­рят о то­чеч­ных му­та­ци­ях.

Генные мутации охватывают один ген и белок, который кодируется этим геном. Хромосомные мутации связаны с изменением хромосомы, обменом участков негомологичных хромосом. Геномные мутации связаны с изменением числа хромосом в клетке.

 

Ответ: 232131.

Задание 9 № 21253

Выберите три верных ответа из шести. Лишайники размножаются

 

1) спорами

2) кусочками слоевища

3) особыми образованиями, состоящими из клеток водоросли и гриба

4) простым делением пополам

5) мейозом

6) шизогонией

Пояснение.

Споры лишайникового гриба, выбрасываемые из перитециев и апотециев, прорастают в гифы, которые, переплетаясь, образуют зачаточный таллом лишайника, или прототаллом. При определенных условиях из него возникает настоящий лишайник. Однако сочетание необходимых для этого условий в природе встречается редко.

Более важны для размножения лишайников образования, в которых одновременно присутствуют гифы гриба и клетки водоросли. Это соредии и изидии. Они служат для размножения лишайника как целого организма. Попав в благоприятные условия, они дают начало непосредственно новому таллому. Соредии и изидии встречаются чаще у листоватых и кустистых лишайников.

Многие лишайники не образуют апотециев, соредий и изидий и размножаются участками таллома, которые легко отламываются от хрупких в сухую погоду лишайников ветром или животными и ими же переносятся. Особенно широко распространено размножение лишайников участками таллома в арктических областях.

 

Ответ: 123.

Задание 10 № 10418

Установите со­от­вет­ствие между мерой про­фи­лак­ти­ки за­ра­же­ния че­ло­ве­ка и паразитом, его вызывающим

 

МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ ЗАРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА   ПАРАЗИТ
А) не есть сы­ро­го плохо про­ва­рен­но­го или про­жа­рен­но­го мяса Б) не пить сырую воду из водоёма В) не есть не­мы­тые сырые фрук­ты и овощи Г) за­щи­щать про­дук­ты пи­та­ния от мух   1) аскарида 2) бычий цепень

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Пояснение.

Личинки бы­чье­го цепня на­хо­дят­ся в мыш­цах животного, а яйца ас­ка­ри­ды пе­ре­но­сят мухи, и их можно встре­тить на гряз­ных ово­щах и фруктах, а также в не­ки­пя­че­ной воде.

 

Ответ: 2111.

Задание 11 № 21558

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) Комар

2) Членистоногие

3) Двукрылые

4) Насекомые

5) Комар малярийный

6) Животные

Пояснение.

По­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских так­со­нов животных, на­чи­ная с са­мо­го маленького так­со­на: вид → род → семейство → отряд → класс → тип → царство.

 

Ответ: 513426.

Задание 12 № 21046

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Неправильная осанка у подростков может привести к

 

1) ослаблению действия ферментов

2) деформации грудной клетки

3) увеличению содержания солей кальция в костях

4) смещению и сдавливанию внутренних органов

5) нарушению кровоснабжения внутренних органов

6) нарушению работы гипофиза

Пояснение.

Не­пра­виль­ная осан­ка у под­рост­ков может при­ве­сти к: де­фор­ма­ции груд­ной клет­ки; сме­ще­нию и сдав­ли­ва­нию внут­рен­них ор­га­нов; на­ру­ше­нию кро­во­снаб­же­ния внут­рен­них ор­га­нов.

 

Ответ: 245.

Задание 13 № 13786

Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина.

 

ЗНАЧЕНИЕ   ВИД ВИТАМИНА
A) повышает защитные свойства организма Б) входит в состав зрительного пигмента B) препятствует возникновению рахита Г) препятствует кровоточивости дёсен Д) улучшает зрение в сумерках Е) участвует в образовании костной ткани   1) А 2) D 3) С

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Витамин D: препятствует возникновению рахита, участвует в образовании костной ткани. Витамин A: входит в состав зрительного пигмента, улучшает зрение в сумерках. Витамин C: повышает защитные свойства организма, препятствует кровоточивости дёсен.

 

Ответ: 312312.

Задание 14 № 20541

Установите по­сле­до­ва­тель­ность событий, про­ис­хо­дя­щих при ме­та­бо­лиз­ме уг­ле­во­дов в ор­га­низ­ме человека, на­чи­ная с по­па­да­ния пищи в ро­то­вую полость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) окис­ле­ние са­ха­ров в клет­ках до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

2) по­ступ­ле­ние са­ха­ров в ткани

3) вса­сы­ва­ние са­ха­ров в тон­ком ки­шеч­ни­ке и по­ступ­ле­ние их в кровь

4) на­ча­ло рас­щеп­ле­ния по­ли­са­ха­ри­дов в ро­то­вой полости

5) окон­ча­тель­ное рас­щеп­ле­ние уг­ле­во­дов на мо­но­са­ха­ри­ды в двенадцатиперстной кишке

6) вы­ве­де­ние из ор­га­низ­ма воды и уг­ле­кис­ло­го газа

Пояснение.

На­ча­ло рас­щеп­ле­ния по­ли­са­ха­ри­дов в ро­то­вой по­ло­сти → окон­ча­тель­ное рас­щеп­ле­ние уг­ле­во­дов на мо­но­са­ха­ри­ды в две­на­дца­типерст­ной кишке → вса­сы­ва­ние са­ха­ров в тон­ком ки­шеч­ни­ке и по­ступ­ле­ние их в кровь → по­ступ­ле­ние са­ха­ров в ткани → окис­ле­ние са­ха­ров в клет­ках до уг­ле­кис­ло­го газа и воды → вы­ве­де­ние из ор­га­низ­ма воды и уг­ле­кис­ло­го газа.

 

Ответ: 453216.

Задание 15 № 10333

К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

 

1) остаток третьего века у человека

2) отпечатки растений на пластах каменного угля

3) окаменевшие остатки папоротников

4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле

5) копчик в скелете человека

6) филогенетический ряд лошади

Пояснение.

Под цифрами 1, 4, 5 — сравнительно-анатомические доказательства.

 

Ответ: 236.

Задание 16 № 21050

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ВИДЫ   НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) крыса серая Б) снежный барс В) амурский тигр Г) пырей ползучий Д) лошадь Пржевальского Е) одуванчик обыкновенный   1) биологический прогресс 2) биологический регресс

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Про­гресс ха­рак­те­ри­зу­ет­ся уве­ли­че­ни­ем чис­лен­но­сти осо­бей по­пу­ля­ции,рас­ши­ре­ни­ем аре­а­ла, ге­не­ти­че­ской раз­но­род­но­стью осо­бей, пре­об­ла­да­ни­ем мо­ло­дых осо­бей, про­цве­та­ни­ем вида. В про­грес­се: крыса серая, пырей пол­зу­чий, оду­ван­чик обык­но­вен­ный. В био­ло­го­че­ском ре­грес­се: снеж­ный барс, амур­ский тигр, ло­шадь Пр­же­валь­ско­го.

 

Ответ: 122121.

Задание 17 № 24253

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки являются общими как для природной экосистемы, так и для искусственной экосистемы?

 

1) способны к саморегуляции

2) имеют сбалансированный круговорот веществ и энергии

3) устойчивы во времени

4) состоят из продуцентов, консументов и редуцентов

5) представляют собой открытые системы

6) испытывают действие естественного отбора и изменчивости

Пояснение.

Признаки являются общими как для природной экосистемы, так и для искусственной экосистемы:

4) состоят из продуцентов, консументов и редуцентов

5) представляют собой открытые системы

6) испытывают действие естественного отбора и изменчивости

 

Ответ: 456

 

Примечание.

Биогеоценоз — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема 123).

Агроценозы — это со­здан­ные человеком ис­кус­ствен­ные сообщества, они не могут су­ще­ство­вать без человека, у них не­за­мкну­тый круговорот веществ, а че­ло­век помогает эту про­бле­му устранить с по­мо­щью внесения удобрений.

Задание 18 № 24223

Установите соответствие между характеристиками и названиями особо охраняемых природных территорий (ООПТ): к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   НАЗВАНИЕ ООПТ
А) является эталоном природы Б) разрешена лицензионная охота В) запрещена любая хозяйственная деятельность Г) разрешены сенокос и выпас скота Д) служит для сбора лекарственных растений Е) под охраной находится весь природный комплекс   1) заповедник 2) заказник

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) заповедник: А) является эталоном природы; В) запрещена любая хозяйственная деятельность; Е) под охраной находится весь природный комплекс

 

2) заказник: Б) разрешена лицензионная охота; Г) разрешены сенокос и выпас скота; Д) служит для сбора лекарственных растений

 

Ответ: 121221

 

Примечание.

Заповедники — это просторные территории, которые находятся под постоянной охраной.

Заказники – это природная территория, под охраной которой находятся определенные участки, где существуют временные запреты или ограничения на пользование природными условиями окружающей среды. Большинство их них специально созданы для сохранности одного редкого вида животных или растений. Чаще всего вводиться запрет на действия, которые нарушают единую структуру созданной экосистемы. В заказниках обеспечена неприкосновенность, здесь запрещены определенные виды деятельности.

Задание 19 № 10829

Установите, в какой последовательности образуются структуры молекулы белка.

 

1) полипептидная цепь

2) клубок или глобула

3) полипептидная спираль

4) структура из нескольких субъединиц

Пояснение.

Под цифрами 1 — первичная структура, 3 — вторичная структура, 2 — третичная структура, 4 — четвертичная структура.

 

Ответ: 1324.

Задание 20 № 20590

Вставьте в текст «Формирование условного рефлекса» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА

Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего ___________ (А) раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — ___________ (Б) раздражитель. Пища вызывает возбуждение в ___________ (В), и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется ___________ (Г), что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) безусловный 2) условный 3) сильный 4) пищеварительный тракт
5) большие полушария 6) постоянная связь 7) временная связь 8) продолговатый мозг

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Пояснение.

Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего условного раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — безусловный раздражитель. Пища вызывает возбуждение в продолговатом мозге, и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется временная связь, что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.

 

Ответ: 2187.

Задание 21 № 20606

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения

 

Содержание соланина в различных сортах картофеля

 

Сорт Глазок Мякоть клубня Ягода Листья Стебель
Детскосельский 4 0,2 7,5 4,5 9
Синеглазка 5 0,1 9 6 7
Чугунка 4 0,2 8,5 5,5 9,5
Скала 1 0,4 6,8 4,8 11,2
Золушка 3 0,3 8 7,5 8
Ранняя роза 3 0,1 4 4,6 8,9

 

1) Наи­боль­шее ко­ли­че­ство со­ла­ни­на на­кап­ли­ва­ет­ся в стеб­лях, ли­стьях и яго­дах.

2) Наи­боль­шее ко­ли­че­ство со­ла­ни­на на­кап­ли­ва­ет­ся в яго­дах сорта «Скала».

3) В глаз­ках клуб­ня со­ла­нин на­кап­ли­ва­ет­ся в наиболь­шем ко­ли­че­стве.

4) Со­ла­нин — это яд, ко­то­рый вы­зы­ва­ет отрав­ле­ние че­ло­ве­ка. Мас­со­вые отрав­ле­ния со­ла­ни­ном пре­пят­ство­ва­ли рас­про­стра­не­нию кар­то­фе­ля в Рос­сии.

5) Соланин — это яд, который накапливается в результате внесения излишка удобрений.

Пояснение.

Правильный ответ:

1) Наибольшее количество соланина накапливается в стеблях, листьях и ягодах.

4) Соланин — это яд, который вызывает отравление человека. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России.

 

Ответ: 14.

Задание 22 № 22018

К крови прилили такой же объем раствора поваренной соли с концентрацией 0,1%.

Что произойдет с эритроцитами.

Пояснение.

1) Концентрация веществ в эритроците выше, чем в окружающем его растворе.

2) Вода поступает в эритроцит, объем которого увеличивается.

3) Под давлением воды плазматическая мембрана разрывается, эритроцит погибает.

 

Или,

В пробирке получится гипотонический раствор, с более низким чем в плазме крови содержанием NaCl эритроциты набухают, их оболочка разрывается.

 

Или,

Концентрация растворенных веществ внутри эритроцита 0,9%. Это больше чем в растворе. Поэтому по закону осмоса вода будет поступать внутрь эритроцита, он набухнет и лопнет.

Задание 23 № 23205

На рисунке изображены отпечатки листа, семени и реконструкция вымершего растения, обитавшего 350−285 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каких периодах обитал данный организм.

Это растение имеет признаки двух отделов, последовательно сформировавшихся в ходе эволюции. Назовите эти отделы. Какие черты внешнего строения позволяют отнети изображенное растение к этим отделам? Как называют группу вымерших растений, имевших такие признаки?

 

Геохронологическая таблица

 

Эры

Периоды
Название и продолжительность, млн лет Возраст (от начала эры), млн лет Название и продолжительность, млн лет

Кайнозойская, 66

66

Четвертичный, 2,58
Неоген, 24,45
Палеоген, 43

Мезозойская, 186

252

Меловой, 79
Юрский, 56
Триасовый, 51

Палеозойская, 289

541

Пермский, 47
Каменноугольный, 60
Девонский, 60
Силурийский, 25
Ордовикский, 41
Кембрийский, 56

Пояснение.

Элементы ответа:

1. эра — палеозойская; периоды — каменноугольный, пермский;

2. отдел — Папоротниковые: отпечаток листа (вайи), характерного для папоротников;

3. отдел — Голосеменные растения: наличие семян;

4. группа семенных папоротников (семенные папоротники)

Задание 24 № 18708

Найдите три ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых сде­ла­ны ошибки, ис­правь­те их.

 

1. Во­до­рос­ли — это груп­па низ­ших растений, оби­та­ю­щих в вод­ной среде.

2. У них от­сут­ству­ют органы, но име­ют­ся ткани: покровная, фо­то­син­те­зи­ру­ю­щая и образовательная.

3. В од­но­кле­точ­ных во­до­рос­лях осу­ществ­ля­ет­ся как фотосинтез, так и хемосинтез.

4. В цикле раз­ви­тия во­до­рос­лей про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние по­ло­во­го и бес­по­ло­го поколений.

5. При по­ло­вом раз­мно­же­нии га­ме­ты сливаются, про­ис­хо­дит оплодотворение, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го и раз­ви­ва­ет­ся гаметофит.

6. В вод­ных эко­си­сте­мах во­до­рос­ли вы­пол­ня­ют функ­цию продуцентов.

Пояснение.

Ошибки до­пу­ще­ны в предложениях:

1) 2 — зелёные во­до­рос­ли со­сто­ят из оди­на­ко­вых кле­ток и не имеют тканей;

2) 3 — в клет­ках во­до­рос­лей не про­ис­хо­дит хемосинтеза;

3) 5 — при сли­я­нии гамет об­ра­зу­ет­ся зигота, из ко­то­рой развивается спорофит, а га­ме­то­фит раз­ви­ва­ет­ся из споры.

Задание 25 № 11054

Какова роль мхов в природе?

Пояснение.

1) Обогащение воздуха кислородом (выделяется в процессе фотосинтеза).

2) Заболачивание почвы (способны удерживать воду).

3) Образование торфа.

Задание 26 № 11198

Для борьбы с насекомыми — вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим методом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

Пояснение.

1) Растительноядные насекомые в большинстве являются опылителями, их уничтожение приведет к резкому сокращению численности насекомоопыляемых растений.

2) Это может привести к сокращению численности или исчезновению консументов 2-го порядка (насекомоядных).

3) Химические вещества, попавшие в почву могут привести к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной микрофлоры и фауны. Все это может привести к серьезным нарушениям экологического равновесия и даже к гибели дубравы.

Задание 27 № 13844

В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота фенилаланин (фен) заменилась на лизин (лиз). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ЦУЦГЦААЦГУУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

 

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое основание

Второе основание

Третье основание
  У Ц А Г  
У Фен Фен Лей Лей Сер Сер Сер Сер Тир Тир — — Цис Цис — Три У Ц А Г
Ц Лей Лей Лей Лей Про Про Про Про Гис Гис Глн Глн Арг Арг Арг Арг У Ц А Г
А Иле Иле Иле Мет Тре Тре Тре Тре Асн Асн Лиз Лиз Сер Сер Арг Арг У Ц А Г
Г Вал Вал Вал Вал Ала Ала Ала Ала Асп Асп Глу Глу Гли Гли Гли Гли У Ц А Г

 

Правила поль­зо­ва­ния таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Пояснение.

1) иРНК ЦУЦ-ГЦА-АЦГ-УУЦ-ААУ

нормальный белок лей — ала — тре — фен — асн

Определяем последовательность аминокислот с помощью таблицы генетического кода.

2) После мутации фрагмент молекулы белка будет иметь состав лей — ала — тре — лиз — асн

3) Лизин кодируется двумя кодонами ААА и ААГ,

следовательно, мутированная иРНК будет ЦУЦ-ГЦА-АЦГ-ААА-ААУ или ЦУЦ-ГЦА-АЦГ-ААГ-ААУ

 

Дополнение.

Скорее всего произошла мутация — при которой триплет ААГ (комплементарный УУЦ на ДНК) — не перевелся по принципу комплементарности, а «переписался как есть»

мутированная иРНК будет ЦУЦ-ГЦА-АЦГ- ААГ -ААУ

Задание 28 № 19885

По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной уста­но­ви­те ха­рак­тер про­яв­ле­ния при­зна­ка (доминантный, рецессивный), обо­зна­чен­но­го чёрным цветом. Опре­де­ли­те ге­но­тип людей под но­ме­ра­ми 1, 2, 3. Определите, сцеп­лен ли на­сле­ду­е­мый при­знак с полом?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи включает:

1) при­знак рецессивный, передаётся через поколение;

2) отец (1) гомозиготен, его дочь (3) – гетерозиготна, мать (2) гомозиготна;

3) признак, не сцеп­лен с полом, т. к. у жен­щи­ны (2) ро­дил­ся сын без дан­но­го признака

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...