Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима
Критерий сравнения
| Греческая культура
| Римская культура
|
|
Общие черты общества и культуры
| Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур
| Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства
|
Религия
| Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей
| Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии
|
|
Искусство
| Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство»)
|
|
Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик
| Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания
|
|
Архитектура
| Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания
| Понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих
|
|
Скульптура
| Открытые пластичные формы; отношение к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности
| Сосредоточенные, большей частью заключенные сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма
|
|
Литература, театр
| Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь театра с жизнью полиса
|
|
На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику
| Жанр сатуры; комедия масок – ателлана; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства было революционным, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития
|
|
Письменность и язык
| Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения
| Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация
|
|
Наука
| Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук
|
|
Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам
| Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии
|
|
Быт
| Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме
| Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия
|
|
Список использованной литературы:
1. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971
2. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989
3. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985
4. Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993
5. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980
6. Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, том 20, с 185
[2] Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288
[3] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 304
[4] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 359
[5] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 266
[6] Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., «Искусство», 1985, с.53
[7] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 359
[8] Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993, с.523
[9] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 329
[10] Моммзен Т. История Рима. С.-Пб, «Лениздат», 1993, с. 122
[11] Бокщанин А.Г. История древнего Рима М. «Высшая школа», 1971, с.283
[12] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 321
[13] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 323
Воспользуйтесь поиском по сайту: