Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВЫПУСКНОГО КЛАССА. БИЛЕТ № 1. 1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы. 2. Спеть G – dur (гарм.), в ней: Т5/3, Т6, Т6/4, II7, 3. Спеть от звука g: вверх: б3, ч5; вниз: м3, ч5, мж5/3 4. Спеть № 121 (Калмыков, Фридкин 2 ч) 5. Определение на слух. 6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 2. 1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. 2. Спеть D – dur, в ней: Т5/3- S 5/3- D5/3- Т5/3, МYII7- Ум YII7 с разр. 3. Спеть от звука d: вверх м3, м 6; вниз: б3 4. Спеть № 133 5. Определение на слух. 6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 3. 1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение. 2. Спеть А – dur, в ней: Т 5/3, D5/3, D7 -Т 3. Спеть от звука а: вверх ч4, ч8,мн5/3 разв.; вниз: ч4 4. Спеть № 133 с аккомпанементом 5. Определение на слух. 6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом. БИЛЕТ № 4. 1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. 2. Спеть В – dur, в ней: Т5/3, ум5/3 (YII,II) 3. Спеть от звука b: вверх мж5/3, мн5/3, ч5, ч8; вниз: ч4 4. Спеть № 164 5. Определение на слух. 6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 5. 1. Мажор и минор, их разновидности. Параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности. Родственные тональности. 2. Спеть e – moll (гарм.), в ней: t5/3, D7 – t, ум5/3(YII) 3. Спеть от звука е: вверх: м2, б2, м3, б3; вниз: мж5/3 4. Спеть № 138 5. Определение на слух.
6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 6. 1. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре. 2. Спеть h – moll (мелод.), в ней: Ум YII7 –Д6/5-Т, ум5/3(YII) 3. Спеть от звука h: вверх м2, б2, м3, б3, ч4, мн6/4 4. Спеть № 135 5. Определение на слух. 6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 7. 1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение. 2. Спеть F – dur, в ней: Т5\3, Т6, Т6/4, II7, 3. Спеть от звука f:вверх б3, ч5, вниз: м3, ч5, мж5/3 4. Спеть № разученный самостоятельно 5. Определение на слух. 6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 8. 1. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны. 2. Спеть d – moll (мелод.), в ней: t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука d: вверх м3, ч5, мн5/3; вниз: ч4 4. Спеть № 122 5. Определение на слух. 6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 9. 1. Модуляция и отклонение. Пентатоника. Построить от звука: d. 2. Спеть g – moll (гарм.), в ней: t5/3, D7 – t, ум5/3(YII) 3. Спеть от звука g:: вверх м2,б2, м3,б3 - вниз: мж5/3 4. Спеть № 114 5. Определение на слух. 6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом. БИЛЕТ № 10.
1. Характерные интервалы. Энгармоническое равенство звуков, интервалов. 2. Спеть c – moll (мелод.), в ней: t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t, ум5/3(YII) 3. Спеть от звука с: вверх м3, ч5, мн5/3; вниз: ч4 4. Спеть № по выбору 5. Определение на слух. 6. Чтение с листа. 7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.
БИЛЕТ № 1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы. Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно образуют мелодический интервал.
Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной. Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная величина показывает, сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой. Простые интервалы - это интервалы, которые образуются в пределах октавы. Их всего восемь. Названия интервалов: 1. Прима (ч1) 5. Квинта (ч5) 2. Секунда (м2, б2) 6. Секста (м6, б6) 3. Терция (м3, б3) 7. Септима (м7, б7) 4. Кварта (ч4) 8. Октава (ч8)
Составные интервалы - это интервалы, которые шире октавы. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Названия составных интервалов: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные.
Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы - звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8. Диссонансы - резко звучащие интервалы. К ним относятся: м2, б2, м7, б7, тритоны.
БИЛЕТ № 2. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.
Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном, верхний звук – квинтовым тоном. Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения: Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень. Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада. Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта. На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3) На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3) На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)
Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим - уменьшенное и увеличенное. Интервальный состав трезвучий: Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3 Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3 Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3
Увеличенное трезвучие (ув5/3) - это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту. Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре - на YI Ь ступени, в миноре - на III ступени. Разрешается в мажоре - в Т6/4, в миноре - в t6.
До мажор ля минор ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6
Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций. Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. (ум.5/3) Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора. Разрешается в неполное тоническое трезвучие.
До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор
ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3
БИЛЕТ № 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|