Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прелюдия. Эпилог: турецкая республика




ПРЕЛЮДИЯ

 

Книга Фрица Ноймарка «Прибежище на Босфоре: немецкие ученые, политики и художники в эмиграции, 1933–1953»  (Франкфурт, 1980) является выдающимися мемуарами, а работа Хорста Видмана «Изгнание и взаимопомощь: немецкоговорящая эмиграция в Турцию в 1933 году»  (Франкфурт, 1973) – прекрасное исследование той же самой темы. В 2000 году в Академии Искусств в Берлине состоялась выставка, ее каталоги, выпущенные Сабиной Хиллебрехт под названием «Хайматлоз: Высылка в Турцию 1933–1945 гг. »,  великолепны. «Турецкая модернизация: беженцы от нацизма и предвидение Ататюрка»  Арнольда Рейзмана (Вашингтон, Ок. Колумбия, 2006) является основным исследованием этих событий на английском языке. О Хикмете см. «Поэмы Назыма Хикмета»,  переведенные Рэнди Бласингом и Мутлу Коником (второе издание, Нью-Йорк, 2002).

 

ЧАСТИ 1-8

 

Существует множество книг о центрально-азиатских монголо-татаро-турецких империях, созданных всадниками с луками. Ветераном здесь является Рене Груссе с книгой «Империя степей. История Центральной Азии»  (Нью-Брунсвик, Нью Джерси, 1970), но я испытываю огромную слабость к книге Жан-Поля Рукса «История Турции: две тысячи лет от Тихого океана до Средиземного моря»  (второе издание – Париж, 2000), хотя его заключения по поводу происхождения имен (например, киргизских) очень спорны. Изучать то, что русский историк Лев Гумилев называл «древними тюрками», необыкновенно трудно, к тому же здесь вовлечены научные споры, которые я не компетентен рассудить. Что касается татаро-турецко-русских отношений, рискованное эссе опубликовано Норманом Стоуном: «Турки в русском зеркале» в сборнике под редакцией Любицы Эриксон и Марка Эриксона «Россия: Война, мир и дипломатия. Очерки в память о Джоне Эриксоне»  (Лондон, 2004). По вопросу языка великолепное описание дано Джеффри Льюисом в книге «Турецкая грамматика»  (второе издание, Оксфорд, 2000). Самый полезный учебник, который я знаю – это А. и Д. Полларды, «Самоучитель турецкого языка»  (последнее издание – Лондон, 2003). Он не из тех самоучителей, которые общаются с вами, будто вы ребенок.

«Природа раннего Османского государства»  Хиза У. Лаури (Олбани, Нью Йорк, 2003) хорошо и нетривиально написана. «Между двумя мирами. Устройство Османского государства»  Кемаля Кафадара (Беркли, 1995) полезна для ощущения общего фона истории турок. Самая последняя научная работа о падении Византии – «Византия между османами и латинянами: политика и общество в поздней империи»  Невра Несипоглу (Кембридж, 2009). В свою очередь, «Закат средневекового эллинизма в Малой Азии и процесс исламизации с XI по XV век»  Спероса Вриониса (новая редакция, Беркли, 1980) является истинно элегической греческой книгой. И, конечно, Эдварда Гиббона, который так и не дошел до 1453 года, можно перечитывать бесконечно: «История упадка и падения Римской Империи», издание Дэвида Вумерсли (6 томов, Лондон, 1997). [65]

Выдающаяся книга о 1453 годе Роджера Кроули «Константинополь: последняя великая осада» [66] (Лондон, 2005) бесконечно интересна из-за технических деталей.

По периоду с 1453 по 1774 годы я добавил бы к перечисленным выше общим работам следующие книги. Стивен Рансимен, «Великая церковь в плену»  (новая редакция, Кембридж, 1985), – дает прекрасное представление о теме, и я не знаю лучшего объяснения теологических различий между латинской и православной церквями. Ноэль Малколм в книгах «Босния: краткая история (Лондон, 1994)» и «Косово: краткая история»  (Лондон, 1998) с исключительной эрудицией исследует присутствие османов на Балканах. Джон Фрили в «Султан Джем: приключения пленного турецкого принца в Ренессансной Европе»  (Лондон, 2004) дает общий фон жизни Средиземноморья, а работа Роджера Кроули «Морская Империя: окончательная битва за Средиземное море, 1521–1580»  (Лондон, 2008) столь же хороша, как и его предыдущая книга о 1453 годе. Другой стамбульский житель, Джеффри Гудвин, написал интересные книги «Янычары»  (Лондон, 1994) и «Дворец Топкапи»  (Лондон, 1999);

существует также великолепный каталог «Топкапи – Версаль: сокровища двора османов»  (Париж, 1999). «Османская мечта: история Османской Империи 1300–1923»  Каролин Финкель (Лондон, 2005) дает достойное представление о проблеме шиитов и сефевидов, а также позволяет лучше понять события XVIII века. Самая последняя работа об осаде Вены с описанием контекста принадлежит Эндрю Уиткрофту – «Враг у ворот: Габсбурги, османы и битва за Европу»  (Лондон, 2008), преимущество этой книги кроется в глубоком знании автором австрийской армии и австрийской военной традиции.

Международный контекст периода между Кючук-Кайнарджийским миром и Берлинским конгрессом[67] объясняется в многогранной работе Тима Бланнинга «Погоня за имперской славой. 1648–1815»  (Лондон, 2007). Со времени появившейся более века тому назад книги Альберта Сореля «Европа Революционной Франции»  не появилось лучшего объяснения того, как развивался Восточный вопрос. И последняя книга в данном списке – «Крым: Последний крестовый поход»  Орландо Файджеса (Лондон, 2010).

По интернационализации Османских вопросов существует трудная работа о Ливане: Лейла Тарази Фауоз, «Основание для войны: Гражданский конфликт в Ливане и Дамаске в 1860 году»  (Лондон, 1994). Есть хорошие турецкие книги о крахе финансов империи – например, Гейдар Казган, «Osmanlida Avrupa Finans Kapitali» [68] (Стамбул, 1995), но Дэвид С. Ландес в своей работе «Банкиры и паши: Международный финансовый и экономический империализм в Египте»  (Кембридж, Массачусетс, 1980) представил великолепный анализ, заслуживший симпатии как египтян, так и турок, которые были тогда одурачены. До-фукуямовскую атмосферу 1860-х годов в целом дает работа Нормана Стоуна «Трансформированная Европа. 1878–1919»  (второе издание, Оксфорд, 1999). «Флоренс Найтингейл: Женщина и ее легенда»  Марка Бостриджа (Лондон, 2008) – это благородный портрет благородной женщины.

Эмре Араси книгой «Доницетти-паша»  (Стамбул, 2006) открывает интересную сторону турецко-западной музыки. Стефане (sic ) Ерасимос доносит несколько будоражащих мыслей в работе «Hommes et idees dans l’espace ottoman» [69] (Стамбул, 1997), и я не до конца понимал их, пока не прочитал его эссе «A propos des reformes urbaines des Tanzimat» [70] (стр. 305–319), почему исламские города так сильно отличаются от христианских. Эдем Элдем, Даниэль Гоффман и Брюс Мастерс в книге «Османский город между Востоком и Западом: Алеппо, Измир и Стамбул»  (Кембридж, 2008) еще подробнее разворачивают эту тему.

Что касается последних сорока лет империи, то эта эра постоянно пересматривается в оценках историков. За последние двадцать лет появились серьезные переоценки роли и деятельности Абдул-Гамида II – и у Селима Дирингиля в работе «Хорошо защищенные территории: идеология и законность власти в Османской империи, 1876–1909»  (Лондон, 1998), и у Франсуа Джорджона в книге «Абдул-Гамид II»  (Париж, 2003). Основная работа о потоке беженцев с середины XIX века и позднее – книга Джастина Маккарти «Смерть и ссылка: Этническая чистка османских мусульман, 1821–1922»  (Принстон, 1996); следует сравнить ее с книгой Оливера Бюлло «Пусть наша судьба будет великой: путешествия непокоренных людей Кавказа»  (Лондон, 2010). По теме турецкой оппозиции классической является книга Ниязи Беркеса «Развитие секуляризма в Турции»  (Лондон, 1998), но важны также работы Шерифа Мардина «Религия, общество и современность в Турции»  (Сиракузы, Нью-Йорк, 2006) и М. Шукру Ханиоглу «Краткая история поздней Османской Империи»  (Принстон, 2008). Сина Акшин в книге «J n T rkler ve Ittihat ve Terakki» [71] (третье издание, Стамбул, 2001) показывает важную связь между младотурками и Комитетом. Другой важной книгой является «Современный турецкий шифрези»  Фуата Дундара (Стамбул, 2008), хотя она переоценивает степень, до которой Талаат, озабоченный количеством беженцев из-за Балканских войн, погружался в заботы о профессоре Дерхайме. Работа Марка Мазовера «Салоники, город призраков: мусульмане и иудеи»  (Нью-Йорк, 2005) особенно хороша при рассмотрении периода распада, и Троцкий со своей книгой «Балканские войны, 1912–1913: Военные корреспонденции Льва Троцкого»  (Нью-Йорк, 1980, изд. Джорджа Вейссмана и Дункана Уильямса) мог бы написать в нее параграф. Что касается собственно военной истории вопроса, то книга А. Дж. П. Тейлора «Борьба за господство в Европе 1848–1918 гг. »,  впервые опубликованная в 1954 году, остается необыкновенно полезной для изучения Балканских войн.

Об обстановке перед войной 1914 года см.: Норман Стоун, «Первая Мировая война: Краткая история»  (Лондон, 2007), эта книга раскрывает обстановку в Турции, показанную в книге Мустафы Аксакала «Османская дорога к войне в 1914 году»  (Кембридж, 2008). Самой войне уделено огромное внимание Стенфордом Дж. Шоу в работе «Османская Империя в первой мировой войне»  (2 тома, Анкара, 2006). Он же наконец разбирается с армянским бедствием, рассматривая его скорее как бедствие, чем как геноцид, как будто для погибших это имеет какую-то разницу. Лучшее из последних описаний армянской резни дано Гюнтером Леви в книге «Армянская резня в Османской Турции: Оспариваемый геноцид»  (Солт-Лейк-Сити, 2005). [72] Знаменитый роман Франца Верфеля «Сорок дней Муса– Дага» [73] (Лондон, 1934) имеет то достоинство, что прочитывается за одну ночь; но он сам написал на рукописи «не используйте роман против турок», потому что знал о существующих сложностях и понимал, что пытается сделать Турецкая Республика. Родерик Х. Дэйвисон, написавший «Несколько эссе по османской и турецкой истории, 1774–1925: Влияние Запада»  (Остин, Техас, 1990), включил в них важную статью об этом; можно сравнить ее с работой Элии Кедури (и предисловием Дэвида Прайс-Джоунза) «Версия Чатэм-Хауза и другие изыскания по Среднему Востоку»  (Чикаго, 2004). Она имеет важное значение, потому что подрывает мнение о невиновности армян.

По сражению за Галлиполи есть британское исследование Нигеля Стила и Питера Гарта «Поражение при Галлиполи»  (Лондон, 1994); нужно также отметить книгу Кевина Фьюстера, Висихи Базарина и Хатиса Хермуза Базарина «Галлиполи: Турецкая история»  (Сидней, 2003).

Что касается появления нового порядка на Среднем Востоке после 1918 года, то работа Дэвида Фромкина «Мир, чтобы покончить с миром: Создание современного Среднего Востока, 1914–1922»  (Лондон, 1989) заслуженно создала себе репутацию той  книги, которую читают все. Работа Стэнфорда Дж. Шоу «От Империи до Республики: турецкая война за национальное освобождение, 1918–1923»  (5 томов, Анкара, 2000) ныне является классическим изложением событий, но книга Майкла Льюэлина Смита «Ионическое видение: Греция в Малой Азии, 1919–1922»  (второе издание, Лондон, 1998) стоит на пути к тому, чтобы получить репутацию выдающегося труда, так как справедлива и научна. Наилучшее из новых коротких изложений, где не пропущено ничего значительного – «От султана до Ататюрка: Турция»  Эндрю Манго (Лондон, 2009).

 

ЭПИЛОГ: ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

Книга Эндрю Манго «Ататюрк»  (Лондон, 2004) является наиболее очевидным начальным источником, тем более, что она связывает период до 1923 года с более поздним. Кемаль Х. Карпат написал об этом так обширно и столь детально дал описание развития буквально день за днем, что я осмеливаюсь предложить только поиск в Интернете. Его книга «Социальные перемены и политика в Турции: структурно-исторический анализ»  (Лондон, 1973) построена на жизненных ситуациях, содержит необычайно интересные выводы о различных территориях, описывает пути, которые могут помочь слить демократию, национализм и ислам.

Противоречия между ними таковы, что в значительной степени современным туркам приходится оставить свою новейшую современную историю иностранцам. Отдельные примеры, вроде Мете Тунчая, пишущего об однопартийном режиме 1930-х годов, не меняют ситуации. Но мир мог бы обойтись авторитетным изложением уроженца Турции. Книга Эндрю Манго «Турки сегодня»  (Лондон, 2004) является квалифицированным и хорошо документированным обозрением, а Уильям Хейл дал надежное изложение специальных аспектов в работе «Турецкая политика и военные»  (Лондон, 1994). Выдающейся работой о деятельности курдов является, по моему мнению, книга Хамита Бозаслана «Курдский вопрос: государства меньшинств на Среднем Востоке»  (Париж, 1997), хотя есть много и других. Сила этой работы заключается в отсутствии жалости к себе.

Джеффри Льюис был мировым авторитетом по тюркским языкам, и «Реформа турецкого языка: Катастрофический успех»  (Оксфорд, 1999) демонстрирует нам этого великого человека во всем сиянии его таланта, сопровождаемого искрометным юмором.

Журналисты иногда работают очень хорошо – если они находятся в теме достаточно долгое время. За «Турками»  Дэвида Ходема (Лондон, 1972) следуют Николь и Хью Поуп с работой «Турция в истинном свете: Ататюрк и после него»  (Лондон, 1997). Они с достаточной симпатией предвидят развитие исламского варианта христианской демократии и понимают его по-своему: период 1980-х годов имел очень много позитивных сторон. Френсис Рассел в книге «Места в Турции: Карманный путеводитель»  (Лондон, 2010) являет нам tour de force [74], описывая очаровательные и часто не слишком известные места. Но это, скажем так, вечная Турция и ее люди. Гиерт Мак в книге «Мост: Путешествие между Востоком и Западом»  (Лондон, 2008) описывает плохо оплачиваемую, четырнадцатичасовую работу мелких торговцев на мосту Галата, с огромным количеством деталей – и то, как люди проводят свою жизнь в таких условиях. Это сделано гениально.

 


[1] Справедливости ради следует указать, что «дело Дрейфуса» было далеко не главным поводом для нападок на церковь. Во Франции католическая церковь пользовалась особыми привилегиями, получала финансирование от государства («бюджет культов»), но при этом ее учреждения (в первую очередь монастыри) обладали правами экстерриториальности, то есть фактически не подчинялись французским законам. Это, и в особенности сообщения о насильственных удержаниях людей в монастырях и даже об убийствах (никем и никогда не расследованных), вызывало возмущение общественности и в конце концов привело к «репрессиям» против католической церкви и монахов. (Прим. ред. )

 

[2] Имеется в виду Ага-Хан III (1877–1957) – 48-й имам исмаилитов, основатель Индийской мусульманской лиги, видный национальный деятель мусульманской части Британской Индии. Был членом Тайного совета Великобритании, возглавлял делегацию Индии в Лиге Наций, в 1937–1938 годах был председателем Лиги Наций. (Прим. ред. )

 

[3] «Рыбак из Галикарнаса» (Халикарнас Балыкчысы) – псевдоним турецкого писателя Джевата Шакира Кабаагачлы (1886–1973), автора романов и рассказов из жизни обитателей турецкого побережья. (Прим. ред. )

 

[4] Так в оригинале. (Прим. ред. )

 

[5] Буква g не произносится: она только удлиняет предыдущую гласную. Транскрипция таких турецких звуков, как с i. потребовало глубокого размышления еще в 1920-х годах. Некоторая помощь пришла от венгров, которые стояли примерно перед такой же проблемой. Их звук gy, произносимый более или менее как «dj » на английском, но более резко, представили как с в турецком. (Прим. авт. )

 

[6] Тамерлан – искаженное европейским произношением Тимур-ленг, чаще он именуется просто Тимуром. Следует заметить, что Тимур не был чингизидом. (Прим. ред. )

 

[7] Заметим, что именно через 200 лет после Манцикерта, то есть к 1270 году, Византия переживала новый подъем, она контролировала большую часть Балканского полуострова и западную половину Малой Азии. (Прим. ред. )

 

[8] На большинстве из них изображен двуглавый орел. Из-за гербов России и Австрии можно посчитать, и небезосновательно, что он византийского происхождения и отражает разделение Римской империи (с ее одноглавым орлом) на две – с Римом и Константинополем в качестве столиц. Но это не так. В замечательном музее Анкары, посвященном анатолийской цивилизации, есть оригинал, и он помечен «Хетты, 2000 до н. э. ». (Прим. авт. )

 

[9] Поэтому в дальнейшем мы будем использовать традиционное в отечественной литературе и более правильное написание – «османы», «Османская империя» вместо применяемого автором «Оттоманская». (Прим. ред. )

 

[10] Превосходство Отца над Сыном постулирует арианство – древняя ветвь восточного христианства, существовавшая с середины первого тысячелетия нашей эры. Тем не менее арианство крайне далеко от ислама, вдобавок к описываемому периоду на Балканах его уже не существовало. Христианские города нынешней Боснии действительно согласились открыть ворота туркам и перейти в ислам – но не из-за близости религиозных канонов, а чтобы спастись от притязаний Рима и католической церкви, проявлявшей все большую нетерпимость к любым еретикам и схизматикам. Именно так возникли боснийские мусульмане. (Прим. ред. )

 

[11] Хаджи Гази Эвренос-бей (1330–1400) – настоящее имя Эврен, христианин из Кареси, перешел на службу к туркам после захвата Орханом бейлика Кареси. Прославился в ходе войн на Балканах, участвовал в сражении под Никополем в 1396 году. Основатель семейства Эвренос-оглу. (Прим. ред. )

 

[12] В действительности стены Константинополя выдержали бомбардировку, а причиной падения города стало двадцатикратное превосходство турецкой армии: в некогда могущественной Царице Городов отыскалось лишь пять тысяч человек, способных (и готовых) взять в руки оружие. (Прим. ред. )

 

[13] К XV веку секрет греческого огня – загуститель для нефтяной смеси – был уже утерян; вновь он появился лишь в XX веке. (Прим. ред. )

 

[14] Как минимум относительно армян это утверждение является фантазией автора. На самом деле армяне играли важную роль в Византийской империи, особенно в армии, многие из них занимали ключевые военные должности. (Прим. ред. )

 

[15] Это прозвище господарь Валахии получил в честь своего герба, а котором был изображен святой Георгий, поражающий дракона. Герб обозначал принадлежность к рыцарскому ордену Дракона, созданному для борьбы против турок. Легенды о некой особой, непредставимой жестокости Влада Дракулы пошли от недовольных его строптивостью союзников – венгров и поляков. (Прим. ред. )

 

[16] Имеется в виду замок Святого Петра в Бодруме на юго-западной оконечности Малой Азии. Построен иоаннитами в начале XV века, капитулировал перед турками в декабре 1522 года. (Прим. ред. )

 

[17] Шахкулу означает «раб шаха» – в данном случае шаха Исмаила I, владыки Персии. (Прим. ред. )

 

[18] ЭТА (Euskadi Ta Askatasuna – «Страна Басков и свобода») – баскская ультралевая террористическая организация, созданная в 1959 году с целью вооруженной борьбы против режима Франко за независимость Страны Басков от Испании. Наиболее знаменита убийством премьер-министра Испании адмирала Луиса Карреро Бланко в 1973 году; считается, что устранение Карреро обеспечило демократизацию Испании после смерти Франко. С 2010 года объявила об отказе от вооруженной борьбы и более не совершала террористических актов. КРП – Курдская Рабочая партия, создана в 1978 году с целью борьбы за независимость Турецкого Курдистана (с 1993 года – за автономию в составе Турции). После военного переворота 1980 года руководство партии было арестовано, с 1984 года партия перешла к вооруженной борьбе. В 2002 году под давлением Турции и США была включена в список террористических организаций ЕС, в 2008 году исключена из этого списка. (Прим. ред. )

 

[19] Венгерская унитарианская церковь – одна из реформатских церквей, отрицает догмат о троице, чем приближается к арианству. Особенно сильна была в Трансильвании, в районах, заселенных немецкими переселенцами. (Прим. ред. )

 

[20] Михримах-Султан (1522–1578) – единственная дочь Сулеймана Великолепного от его любимой жены Хюррем-Султан (Роксоланы). Знаменитая красавица (известен ее портрет работы Тициана), жена великого визиря Рустема, в правление своего брата Селима II (1566–1574) носила титул «валиде-султан», то есть матери султана. (Прим. ред. )

 

[21] У автора – «Леопард» (The Leopard, как и в первом русском переводе 1961 года) и указан год английского издания. В оригинале этот роман называется «Gattopardo », он был написан в 1955–1957 годах, отвергнут издателем и впервые издан в ноябре 1958 года, через полтора года после смерти автора. (Прим. ред. )

 

[22] Имеется в виду Австрийская (бывшая Священная Римская) империя, тогда владевшая Италией. (Прим. ред. )

 

[23] Наследственное частное владение мусульман, пришедшее на смену тимару. Характер латифундий чифтлики приняли только в XVIII веке. (Прим. ред. )

 

[24] Имеется в виду Али-паша Янинский (1744–1822), турецкий наместник юга Албании, а затем Янины. Собрал огромные богатства, в 1797 году объявил о независимости Албании. Вступал в союзы с Россией, Францией, Англией, постоянно меняя сторону. В 1819 году поддержал восстание греков, убит после взятия турками Янины. (Прим. ред. )

 

[25] Имеется в виду Кара Георгий, основатель королевской династии Карагеоргиевичей. (Прим. ред. )

 

[26] Официальным началом Греческого восстания считается 23 марта – в этот день повстанцы-маниоты под руководством Петроса Мавромихали и Теодора Колокотрониса без боя заняли Каламату, столицу провинции Мессения на южной оконечности Пелопоннеса… Под «неким священником», очевидно, имеется в виду епископ Герман, митрополит Старых Патр, 25 марта перед монастырем Агия Лавра в Калаврите (северный Пеллопонес) благословивший греческий народ на восстание. Ныне 25 марта – День независимости Греции. В самом городке Коринф на одноименном перешейке никакой резни не было – из контекста видно, что здесь автор имеет в виду весь полуостров, то есть Пелопоннес, и все случаи убийства здесь турецкого населения. В первую очередь резня имела место при падении крепостей Неокастро возле Наварина (7 августа 1821 года) и Триполицы – главной базы турок в центре полуострова (23 сентября). Но эти события произошли уже после массовых убийств греков турками в Смирне, Кидонисе (где было убито или продано в рабство 15 тысяч человек – половина населения города), Салониках, на Кипре и Самофракии. Всего по современным оценкам в Греции было убито или умерло в греческом плену около 20 000 турок: 10 000 пленных солдат из гарнизона Триполицы, 8 тысяч человек гражданского населения Триполицы и около 2 тысяч человек в Неокастро. Некоторые источники называют гораздо большие цифры – например, 30 тысяч турок и 5 тысяч евреев в Триполице, хотя перед осадой город имел лишь 12 тысяч гражданского населения. (Прим. ред. )

 

[27] Еще в 1819 году константинопольский патриарх Григорий V отказался вступать в общество «Филики Этерия», а в начале марта 1821 года отлучил Ипсиланти и мятежников-этеристов от церкви, надеясь этим жестом спасти греческое население империи от преследований. Тем не менее 10 апреля 1821 года он был смещен с должности указом султана Махмуда II, схвачен и повешен на воротах Константинопольской патриархии – в память об этом главные ворота патриархии и поныне остаются заклепанными. Тело патриарха висело на воротах три дня, после чего было выброшено в море, где его выловили греческие моряки и доставили в Одессу. В тот же день 10 апреля в Адрианополе (Эдирне) был повешен бывший патриарх Григорий IV, ушедший в отставку в 1818 году, а также 30 православных священников. 19 мая в Салониках по приказу наместника Седика Юсуф-паши был казнен епископ Мелетий I Китрский и вырезано свыше 2 тысячи человек, в том числе 200 заложников; протестовавший против репрессий верховный судья молла Хайруллах ибн Синаси был арестован. 9 июля в столице Кипра Никосии по приказу наместника Кючук Мехмеда был повешен архиепископ Киприан Кипрский (перед этим обратившийся к населению с призывом сдать оружие), казнены три епископа и 470 заложников из местной знати. Это стало фоном, без которого невозможно понять убийства турок, случившиеся уже после  описанных событий – а не до, как это пытается представить автор. (Прим. ред. )

 

[28] «Несколькими констеблями» были 1500 солдат Хиосского гарнизона, возглавляемые присланным сюда после начала восстания Вахит-пашой – бывшим послом в Париже. После высадки 10 марта 1822 года 2500 повстанцев с острова Самос (где восстание победило еще 26 апреля прошлого года) Вахит-паша пытался сбросить их в море, но потерпел поражение и отступил в крепость Хиос, взяв в заложники 160 знатных хиосцев в качестве гарантии лояльности населения острова – впоследствии эти заложники тоже были убиты. (Прим. ред. )

 

[29] Это описание очень напоминает некоторые современные трактовки партизанской войны на Восточном фронте: злобные бандиты, руководимые агентами НКВД, провоцируют отдельных несознательных немецких командиров на карательные акции против вполне лояльного оккупантам населения, в ходе которых дисциплинированные солдаты вермахта из-за ошибочно несоразмерного применения силы убивают слишком много гражданских лиц – и так повторяется раз за разом…

В данном случае, по признанию самого Вахит-паши, целью резни было заставить греков перейти в ислам: «много молодых неверных нашли спасение в исламе, получив вечное отпущение грехов, и их души освободились от вечного ада, который наверняка их ждал». Из 115 тысяч греческого населения Хиоса после этих событий на острове осталось всего 1800 православных, до 25 тысяч погибло, свыше 20 тысяч бежало на другие острова, до 40 тысяч было продано в рабство, остальные перешли в ислам. В отличие от материковой Греции, Крита и Самофракии, Хиос был крупным торговым центром, здесь находилось много иностранцев и имелись европейские консульства (консул Дании Константакис, грек по национальности, был жестоко казнен Вахит-пашой). Поэтому известие о резне на Хиосе быстро распространилось по Европе и вызвало возмущенную реакцию общественности – какую не вызвало даже убийство патриарха Константинопольского и резня 1821 года. После 1822 года остров Хиос пришел в упадок, даже сейчас на нем живет менее 60 тысяч человек – в два раза меньше, чем две сотни лет назад. (Прим. ред. )

 

[30] Перевод О. Н. Чюминой. (Прим. перев. )

 

[31] Уильям Эверт Гладстон (1809–1898) – британский политик, деятель Либеральной партии. С 1868 по 1894 год четыре раза занимал пост премьер-министра. (Прим. ред. )

 

[32] Речь идет о короле Оттоне I, 17-летнем сыне Людвига I Баварского, посаженном на греческий трон по соглашению европейских держав после убийства президента Каподистрии и гражданской войны 1831–1832 годов. (Прим. ред. )

 

[33] Это значит, что она была разгромлена не сразу и не при своем четырехкратном превосходстве, как это случилось в Румынии в 1811–1812 годах. Тем не менее на Кавказе турки терпели поражение за поражением и к концу войны потеряли всю территорию Турецкой Армении. (Прим. ред. )

 

[34] «Крымскую мемориальную церковь» (Церковь Христа) спас после 1991 года очень предприимчивый священник, каноник Йен Шервуд, который игнорировал приказ своих начальников снять освящение с места. Получив поддержку от британского и американского бизнеса, он реставрировал церковь, используя тайник для домашних беженцев, для детей которых он организовал обучение волонтерами. Церковь обычно наполняется на две трети, а по великим праздникам переполняется. (Прим. авт. )

 

[35] Заметим, что крепость Севастополя, располагавшуюся на Северной стороне, союзники не только не взяли, но даже не штурмовали. Попытавшись же штурмовать на Балтике Кронштадт, англичане столкнулись с еще одним технологическим новшеством – морскими минами, управляемыми электричеством. В целом итог победы европейской коалиции оказался весьма скромным: Турция вновь получила устье Дуная, Черное море было объявлено демилитаризованным – то есть и Россия, и Турция лишались возможности держать здесь крепости и флот. Но появление парового железного кораблестроения в течение ближайших лет уничтожило тогдашние деревянные флоты куда более эффективно. (Прим. ред. )

 

[36] Мидхат-паша (1822–1884) с 1861 года был губернатором Ниша, а с 1864 по 1872 год – наместником вновь созданного Дунайского вилайета, в 1872 году он на короткое время занял пост великого визиря. (Прим. ред. )

 

[37] Эдуард Джон Эйр (1815–1901) – известный британский путешественник, исследователь Австралии. С 1848 года находился на государственной службе, в 1862–1865 годах был губернатором Ямайки.

 

[38] Имеется в виду восстание в Моррант-бей на Ямайке в октябре 1865 года, вызванное обнищанием негритянского населения вследствие жестокой засухи и эпидемии оспы. Петиция населения к королеве Виктории с просьбой о помощи была отвергнута в оскорбительной форме (королева предложила не жаловаться, а лучше работать), а губернатор Эйр отдал под суд около двух тысяч крестьян, пытавшихся обрабатывать пустующие земли. Суд над ними вызвал беспорядки, в ходе которых демонстрация негритянского населения была расстреляна местным ополчением. После этого около трех сотен крестьян захватили городок Моррант-бей, было убито 18 ополченцев и местных служащих. В ответ на это губернатор объявил военное положение и отправил в район Моррант-бея карательную экспедицию. Войска практически не встретили сопротивления, но убили 439 человек, около 600 мужчин и женщин были подвергнуты порке. 354 «зачинщика» были схвачены и повешены по приговору военно-полевого суда, среди них оказались как организатор демонстрации в Моррант-бей священник Пол Богль, так и политический противник Эйра, депутат местного парламента Джордж Уильям Гордон, сын шотландского переселенца. Массовое убийство, в том числе казнь белого парламентария, вызвали возмущение в метрополии. Эйр был смещен и отозван, ему предъявили обвинение в убийстве – но правительству удалось избежать для него суда. На защиту губернатора Эйра встал не только Карлейль, но и такие представители культуры, как Чарльз Диккенс и Альфред Теннисон. Ныне Гордон и Богль считаются национальными героями Ямайки, их изображения выбиты на монетах, а здание парламента именуется Гордон-хаус. (Прим. ред. )

 

[39] По контексту здесь имеются в виду Балканы. (Прим. ред. )

 

[40] Здесь автор сыплет именами, не уточняя должностей и не задерживаясь на описании событий, о которых упоминает, либо даже впрямую искажая их суть. Между тем эти события имели огромное значение. В мае 1876 года Мидхат-паша, слывший либералом, имевший в Константинополе большой вес и занимавший должность министра без портфеля, организовал свержение непопулярного и расточительного султана Абдул-Азиза и возвел на престол его племянника, молодого Мурада V. Сам прежний султан и несколько его министров были убиты при прямом участии Мидхат-паши. Ровно через три месяца он сместил нового султана, объявив его сумасшедшим и заменив сводным братом, Абдул-Гамидом II. При нем Мидхат-паша на короткое время был вновь назначен великим визирем – но в феврале 1877 года смещен и выслан из страны. Через год он получил разрешение вернуться, был назначен сначала губернатором Сирии, а затем Измира, но в 1881 году арестован по обвинению в убийстве Абдул-Азиза, приговорен к смертной казни, помилован (по требованию Англии), а затем убит в тюрьме.

Провозглашение Конституции 1876 года не помешало Абдул-Гамиду II установить в империи режим жестокого террора, опираясь на панисламизм и исламский экстремизм. Именно при нем массовые убийства христиан из отдельных эксцессов стали регулярным явлением, а Турция в 1882 году объявила себя банкротом и утратила Египет. Следующей попыткой модернизации империи стало свержение Абдул-Гамида II в 1909 году офицерами-младотурками во главе с Энвером-пашой. Но в итоге оно лишь открыло последнюю стадию скатывания страны к катастрофе: как и в предыдущих случаях, благие намерения разбились о жестокую реальность, которая каждый раз подталкивала «реформаторов» к простым силовым решениям и ставке на национализм и исламский радикализм. (Прим. ред. )

 

[41] Имеется в виду социал-демократическая партия Гнчак, основанная в Женеве в 1887 году и существующая до сих пор. (Прим. ред. )

 

[42] Если это так, то возникает вопрос: а почему османское правительство расселяло беженцев-мусульман именно на территориях, где массово проживали христиане, да еще позволяло им захватывать собственность местных жителей? В данном же случае речь может идти лишь о беженцах из европейских владений, с другого конца империи, поскольку война на Кавказе окончилась за 25–30 лет до описываемых событий. (Прим. ред. )

 

[43] Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину в 1978 году. по условиям Берлинского трактата, но формально эта территория продолжала считаться частью османской империи. Официально аннексия состоялась лишь четверть века спустя – в октябре 1908 года, сразу после переворота младотурок, послужившего поводом к ней. (Прим. ред. )

 

[44] И профессор Сорбоннского университета, специалист по турецко-татарскому «национальному возрождению» Француа Джорджон, и британский журналист и писатель Эндрю Манго имеют репутацию настроенных «протурецки»; Манго вообще критиковали за то, что в своих книгах о Турции он старается обходить вопрос геноцида армян. Странно, что автор не упомянул никого из более авторитетных исследователей проблемы – от лорда Кинросса до свидетеля событий пастора Лепсиуса. (Прим. ред. )

 

[45] Первые конфликты армян Восточной Анатолии с мусульманами были зафиксированы в 1877–1878 годах, когда во время русско-турецкой войны иррегулярные части турецкой армии организовывали армянские погромы, в которых погибло несколько тысяч человек. В 1879 году курды во время неурожая совершали набеги на местное армянское население, что усугубило последствия голода и стимулировало создание армянских вооруженных отрядов самообороны. В июне 1890 года в Эрзеруме турецкая полиция ворвалась в армянский собор под предлогом поиска оружия. Ничего обнаружено не было, но в городе начались армянские погромы, а армянская демонстрация была расстреляна полицией. Через месяц в Константинополе такая же демонстрация, шедшая с петицией к султанскому дворцу, была остановлена полицией, в ходе возникшей перестрелки погибло несколько человек – в основном армян.

Непосредственное начало массовым убийствам положил конфликт проживавших в Сасуне (район западнее озера Ван) армян-земледельцев с местными курдами. Кочевые племена курдов начали регулярно нападать на христиан, принуждая их платить дань. Османское правительство, не желая, да и не имея возможности остановить неуправляемых курдов, первоначально согласилось в качестве компенсации не требовать с армян уплаты государственных налогов. Однако в 1894 году власти потребовали собрать налоги, а когда армяне Сасуна отказались, сюда были направлены части 4-й Анатолийской армии Зеки-паши, в состав которой входили полки курдского ополчения «гамидие» (подробнее о создании и структуре «гамидие» можно прочитать здесь: http: //www. kurdist. ru/index. php? option=com_content& amp; task=view& amp; id=309). Армяне оказали вооруженное сопротивление, после чего в июле-августе 1894 года турецкие и курдские войска развернули полномасштабную военную кампанию, завершившуюся массовыми убийствами гражданского населения – по разным оценкам было убито от 6 до 20 тысяч человек. Эти события вызвали возмущение как в Европе, так и внутри самой Турции, после чего султанское правительство в начале 1895 года вынуждено было начать расследование, создав для этого специальную комиссию. Европейским наблюдателям было отказано в допуске к этому расследованию, но они смогли принять участие в слушаниях комиссии.

Комиссия постановила, что армяне подняли мятеж; армяне и европейские представители заявили, что это была самооборона. В мае 1895 года европейские державы потребовали от султана объединения населенных армянами областей и европейского контроля за назначением губернаторов этих обл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...