Индия и Китай в эпоху Средневековья
Средневековью в Индии в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие. В 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами: бенгали, маратхи, хинди и панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большое распространение получили такие религиозно-философские течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и консервативные тенденции. Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, в средневековье стала жесткой и самодовлеющей. Поворотным моментом в истории Средневековья Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы, как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556-1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.
Многие средневековые индуистские храмы заимствовали черты мусульманской архитектурной традиции - купол, арку, перегородки из резного камня и мрамора. Своего расцвета индийская архитектура достигла в период правления Шах-Джахана (1627-1658), при котором были возведены такие шедевры Агры, как "Жемчужная мечеть" и Тадж-Махал, "мечта, воплощенная в мраморе". Далее рассмотрим Средневековый Китай. Китай по своему размеру и населением в средние века можно было сопоставить со всей христианской Европой. На границе XII-XIII ст. в Китае проживало около 100 млн человек - больше чем в Европе того времени. Китайцы считали свое государство центром Земли, а все народы, живущие вокруг они называли варварами. Правитель Китайского государства назывался Сыном Неба. Его власть передавалась по наследству и официально ничем не ограничивалась. Личность императора была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между Небом и "поднебесным миром". Империя считалась воплощением небесного порядка. В китайском обществе была строгая иерархия. Ниже императора находились высшие сановники, как правило его родственники. Еще ниже - чиновники, делились на большое количество рангов. Пережив годы кризиса, распада и вообще исчезновение империи, в 589 г. полководец Ян Цзянь силой оружия восстановил единство Китая. Он был провозглашен императором и основал династию Суй (581-618 гг.)
Преемник Ян Цзяня Ян Ди перенес столицу в небольшое древний город Лоян и согнал на его строительство 2 млн человек. Ян Ди решил соединить две большие реки - Хуанхэ и Янцзы и начал строительство Великого канала. Этот водный путь связал хозяйство севера и юга и способствовал развитию торговли. Император также укрепил и достроил Большой Китайская стена, вел постоянные войны против соседей. Затем к власти пришла династия Тан (618-907 гг.) Ее первые правители Ли Юань и Ли Шиминь проводили достаточно здравомыслящего политику, которая обеспечила расцвет Китая. Новые правители провели перераспределение земли. Упорным трудом миллионов крестьян опустошенные земли превратились в плодородные нивы, которые приносили большие урожаи. А продуманная налоговая система обеспечила государству значительные прибыли. От середины VIII ст. власть династии Тан начала ослабевать. Со всех сторон на Китай надвигались воинственные соседи. Постоянные войны неустанно ухудшали положение народа. По всей стране вспыхивали крестьянские восстания, в 874 г. вылились в одну из крупнейших крестьянских войн. На обломках Танской государства возникли многочисленные мелкие владения. Между ними шла неустанная междоусобная борьба, в ходе которой Китай объединился под властью династии Сун (960-1279 гг.) В XII веке север Китая захватили племена чжурчжэней. Они образовали государство Цзинь - Золотую (1115-1234 гг.) На юге, куда вынужденно переехал китайский император, утвердилась династия Южная Сун (1117-1279 гг.). В 1279 г. завершилось покорение Китая монголами, которые установили здесь свою династию - Юань (основателем династии был внук Чингисхана Хубилай). С середины XIV века в Китае вспыхивали народные восстания ("Красных повязок"), возникали неоднократные попытки дворцовых переворотов. Наконец, в 1368 г. один из руководителей крестьянского восстания был провозглашен императором. Он основал новую династию Мин, правившей Китаем до 1644 г. Столицей новой династии сначала был город Нанкин, а впоследствии ее перенесли в город Даду, Получившее новое официальное название Пекин. Китайцам принадлежит изобретение компаса и пороха. В VIII столетии в стране открылась Академия наук, в ХV веке были созданы многотомные энциклопедии по истории, географии, медицины, искусства и т.д.
Сделаем выводы. Средневековью в Индии в равной мере присущи приверженность традиции и восприимчивость к новому. В 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, в средневековье стала жесткой и самодовлеющей. Поворотным моментом в истории Средневековья Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт. Средневековый Китай по своему размеру и населением в средние века можно было сопоставить со всей христианской Европой. В китайском обществе была строгая иерархия. Госаппарат средневекового Китая делился на большое количество чиновников различных рангов. В истории средневекового Китая правили несколько династий: Суй (581-618 гг.), Тан (618-907 гг.). государство Цзинь - Золотая (1115-1234 гг.), Южная Сун (1117-1279 гг.) Одной из важных страниц истории средневекового Китая является время владычества монголов. Оно было свергнуто в 1368 г., и один из руководителей крестьянского восстания был провозглашен императором. Он основал новую династию Мин, правившей Китаем до 1644 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|