Самопроверка, самоконтроль.
Болотина Алена Андреевна Конспект урока обучения изложению Итоговая контрольная работа по дисциплине «Методика развития речи младших школьников»
Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы Начальное образование (очно-заочная форма обучения)
Преподаватель: к.п.н., доцент Зиновьева Т.И.
Москва 2019 Липа Липа знакома многим. Ее можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко. Липа цветет в середине лета. Цветки ее небольшие, бледно-желтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетает к липе множество пчел. Цветки липы целебны. Липовый чай пьют при простуде. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из ее коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски. Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В.В. Петрову).
Постановка учебной задачи. -Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Как изложение можно назвать иначе? (Пересказ.) -Как вы думаете, от какого слова произошло слово изложение.? (Наверное, от слова изложить.) -Что значит изложить? (Рассказать.) -Уточним значение слова по словарю. Какой словарь нам понадобится? («Толковый словарь») Ученик находит нужную статью и читает: «Изложить-описать, передать письменной речью». -Приходилось ли вам в жизни пересказывать, описывать что- либо? В каких ситуациях? Расскажите. Сегодня мы будем писать изложение так, чтобы человек, не читавший текст, хорошо себе представил описанную в нем историю.
Первичное восприят ие те кста. -Послушайте внимательно текст, который я сейчас прочитаю. Ваша задача — слушать гак, чтобы потом восстановить все описанные в нем события и написать хорошее изложение. (Учитель читает, учащиеся воспринимают на слух. Книги закрыты.)
Общая беседа по содержанию. -О чем говорится в тексте? (О липе, о том, как ее используют) -Дадим тексту название, но такое, чтобы оно точно передавало то, о чем говорится в тексте, т.е. тему. (Варианты детей) -Запишем заголовок на доске. (На доске запись заголовка: Липа) Анализ композиционной структуры и содержания. -Послушайте текст еще раз и решите, сколько в нем частей. Учитель читает текст, учащиеся слушают при закрытых книгах. -Итак, сколько частей в тексте? (Четыре части) - Написать изложение текста поможет план. Сегодня план составим в виде вопросов. - Почему предложила составить план в виде вопросов? (Вопросы помогают полнее передать информацию) - Прочитайте первую часть. - На какой вопрос отвечает первая часть текста? (Аналогично разбирается каждая часть текста. В конце обсуждения на доске появляется план.)
План. 1. Как узнать липу? 2. Какие цветки у липы? 3. Что делают из коры и древесины липы? 4. Почему люди специально высаживают липу?
Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста. -Откройте книги. Давайте прочитаем текст и обсудим его в деталях. Как вы думаете, поможет ли подробное обсуждение текста лучше написать изложение? Почему? (Да, конечно, поможет. Мы обратим внимание на отдельные слова, их значение и написание.) -Прочитайте первую часть. Анализ первой части - Кому знакома липа? (Многим) - Почему знакома? (Её знают, её узнают) - Как можно узнать липу? (По листьям, по плодам) - Какую фору имеют листья? (Сердцевидную) - Почему так говорят? (Напоминают по форме сердце)
- Как называют плоды липы? (Орешки) - Почему? (Напоминают внешне орешки) - Собраны = соединённые в одном месте - Как собраны плоды-орешки? (По несколько, не по одному) - На отдельном стебельке. На каком? - Что есть у каждого стебелька? (Крылышко) - Что это такое? Для чего? (Плоды распространяются ветром) - Прочитайте следующую часть. Анализ второй части - Когда цветёт липа? Какие цветки у липы? Небольшие – размер. Бледно-жёлтые – цвет. Невзрачные – непривлекательный с виду, некрасивый. - Почему третье предложение начинается со слова но? - Что противопоставляет автор? - Какой цветки имеют аромат? (Замечательный) - Замечательный. Какой? (Очень приятный) - Чем богаты цветки липы? (Нектаром) -Что такое нектар? (Нектар - сладкий сок, выделяемый растениями.) - За чем прилетают к липе множество пчёл? (За нектаром) - Множество. Сколько? (Очень большое количество) - Целебны = полезны, способствующие сохранению здоровья - Когда пьют липовый чай? (При простуде) - Простуда =болезнь, вызванная охлаждением организма. -Прочитайте третью часть. Анализ третьей части - Издавна. Когда? (С давних пор) - Каким деревом издавна считалась липа? (Полезным деревом) - Полезным. Каким? (Приносящим пользу) - В чём польза липы? (Получали лыко, плели лапти, делали ложки, миски) - Когда получали лыко и плели лапти? (В Древней Руси) - Из чего получали лыко и плели лапти? (Из коры) - Что такое кора? (Кора = наружная ткань ствола) - Из чего делали ложки, миски? (Из древесины) - Что такое древесина? (Древесина = плотная твёрдая часть дерева) -Теперь прочитаем четвертую часть. Анализ четвертой части - Люди высаживают липу специально. Специально = исключительно для чего-то - Для чего высаживают липу? - Украшают = придать красивый вид - Что украшают липовые парки? (Города)
Перечитывание текста с заданием орфограф ическо го характера. -Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на написание трудных для вас слов, на постановку знаков препинания. Назовите слова, на правописание которых вы хотите обратить внимание. (Плоды-орешки, бледно-желтые, целебны, лыко). -Запишем их на доске. Запись текста. -Закройте книги. Откройте тетради. Запишите число и название текста. Напишите изложение. Пользуйтесь планом и списком трудных слов. В случае затруднений можно писать с пропуском орфограмм, пользоваться орфографическим словарем, задавать вопрос учителю.
Самопроверка, самоконтроль. -Перечитайте текст изложения в своей тетради. Проверьте, нет ли ошибок. Сдайте тетради.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|