Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самопроверка, самоконтроль.

Болотина Алена Андреевна

Конспект урока обучения изложению

Итоговая контрольная работа по дисциплине

«Методика развития речи младших школьников»

 

 

Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Начальное образование

(очно-заочная форма обучения)

 

Преподаватель:

к.п.н., доцент

Зиновьева Т.И.          

 

Москва

2019

Липа

Липа знакома многим. Ее можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.

Липа цветет в середине лета. Цветки ее небольшие, бледно-желтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетает к липе множество пчел. Цветки липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.

Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из ее коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.

Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города. (По В.В. Петрову).

 

Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Как изложение можно назвать иначе? (Пересказ.)

-Как вы думаете, от какого слова произошло слово изложение.? (Наверное, от слова изложить.)

-Что значит изложить? (Рассказать.)

-Уточним значение слова по словарю. Какой словарь нам понадобится? («Толковый словарь»)

Ученик находит нужную статью и читает: «Изложить-описать, передать письменной речью».

-Приходилось ли вам в жизни пересказывать, описывать что- либо? В каких ситуациях? Расскажите. Сегодня мы будем писать изложение так, чтобы человек, не читавший текст, хорошо себе представил описанную в нем историю.

Первичное восприят ие те кста.

-Послушайте внимательно текст, который я сейчас прочи­таю. Ваша задача — слушать гак, чтобы потом восстановить все описанные в нем события и написать хорошее изложение. (Учитель читает, учащиеся воспринимают на слух. Книги за­крыты.)

 

Общая беседа по содержанию.

-О чем говорится в тексте? (О липе, о том, как ее используют)

-Дадим тексту название, но такое, чтобы оно точно передава­ло то, о чем говорится в тексте, т.е. тему. (Варианты детей)

-Запишем заголовок на доске. (На доске запись заголовка: Липа)

Анализ композиционной структуры и содержания.

-Послушайте текст еще раз и решите, сколько в нем частей.

Учитель читает текст, учащиеся слушают при закрытых книгах.

-Итак, сколько частей в тексте? (Четыре части)

- Написать изложение текста поможет план. Сегодня план составим в виде вопросов.

- Почему предложила составить план в виде вопросов?

(Вопросы помогают полнее передать информацию)

- Прочитайте первую часть.

- На какой вопрос отвечает первая часть текста? (Аналогично разбирается каждая часть текста. В конце обсуждения на доске появляется план.)

 

План.

1. Как узнать липу?

2. Какие цветки у липы?

3. Что делают из коры и древесины липы?

4. Почему люди специально высаживают липу?

 

Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста.

-Откройте книги. Давайте прочитаем текст и обсудим его в деталях. Как вы думаете, поможет ли подробное обсуждение тек­ста лучше написать изложение? Почему? (Да, конечно, поможет. Мы обратим внимание на отдельные слова, их значение и напи­сание.)

-Прочитайте первую часть.

Анализ первой части

- Кому знакома липа? (Многим)

- Почему знакома? (Её знают, её узнают)

- Как можно узнать липу? (По листьям, по плодам)

- Какую фору имеют листья? (Сердцевидную)

- Почему так говорят? (Напоминают по форме сердце)

- Как называют плоды липы? (Орешки)

- Почему? (Напоминают внешне орешки)

- Собраны = соединённые в одном месте

- Как собраны плоды-орешки? (По несколько, не по одному)

- На отдельном стебельке. На каком?

- Что есть у каждого стебелька? (Крылышко)

- Что это такое? Для чего? (Плоды распространяются ветром)

- Прочитайте следующую часть.

Анализ второй части

- Когда цветёт липа?

Какие цветки у липы?

Небольшие – размер.

Бледно-жёлтые – цвет.

Невзрачные – непривлекательный с виду, некрасивый.

- Почему третье предложение начинается со слова но?

- Что противопоставляет автор?

- Какой цветки имеют аромат? (Замечательный)

- Замечательный. Какой? (Очень приятный)

- Чем богаты цветки липы? (Нектаром)

-Что такое нектар? (Нектар - сладкий сок, выделяемый растениями.)

- За чем прилетают к липе множество пчёл? (За нектаром)

- Множество. Сколько? (Очень большое количество)

- Целебны = полезны, способствующие сохранению здоровья

- Когда пьют липовый чай? (При простуде)

- Простуда =болезнь, вызванная охлаждением организма.

-Прочитайте третью часть.

Анализ третьей части

- Издавна. Когда? (С давних пор)

- Каким деревом издавна считалась липа? (Полезным деревом)

- Полезным. Каким? (Приносящим пользу)

- В чём польза липы? (Получали лыко, плели лапти, делали ложки, миски)

- Когда получали лыко и плели лапти? (В Древней Руси)

- Из чего получали лыко и плели лапти? (Из коры)

- Что такое кора? (Кора = наружная ткань ствола)

- Из чего делали ложки, миски? (Из древесины)

- Что такое древесина? (Древесина = плотная твёрдая часть дерева)

-Теперь прочитаем четвертую часть.

Анализ четвертой части

- Люди высаживают липу специально. Специально = исключительно для чего-то

- Для чего высаживают липу?

- Украшают = придать красивый вид

- Что украшают липовые парки? (Города)

 

Перечитывание текста с заданием орфограф ическо го характера.

-Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на написа­ние трудных для вас слов, на постановку знаков препинания. Назовите слова, на правописание которых вы хотите обратить внимание. (Плоды-орешки, бледно-желтые, целебны, лыко).

-Запишем их на доске.

Запись текста.

-Закройте книги. Откройте тетради. Запишите число и название текста. Напишите изложение. Пользуйтесь планом и списком трудных слов. В случае затруднений можно писать с пропуском орфограмм, пользоваться орфографическим словарем, задавать вопрос учителю.

Самопроверка, самоконтроль.

-Перечитайте текст изложения в своей тетради. Проверьте, нет ли ошибок. Сдайте тетради.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...