Этапы внедрения средств автоматизации:
Автоматизация процессов входной обработки массивов документов (функции обработки документов, создание на текущих потоках базы данных, записи читателей). Массивы документов определяют виды документов, для которых составляются записи (библиографические, о единицах хранения, о партнерах по книгообмену и т.д.). Каждая запись состоит из набора элементов. Способом изображения состава элементов каждого вида записей является формат. Его функция - кодирование элементов записей. В настоящее время в библиотечных системах многих стран используются форматы типа MARC (форматы машиночитаемой каталогизации), созданные в США (USMARC), Великобритании (UKMARC), Финляндии (FinMARC) и др. Разработан также международный коммуникативный формат UNIMARC для обмена библиографическими записями между библиотеками разных стран. В АБИС нашей страны используются различные варианты этих форматов USMARC, UKMARC и UNIMARC. Наращивание парка компьютеров и выборочная обработка фондов документов для ускоренного формирования ЭК, служебных и пользовательских баз данных. При этом производительность обработки возрастает в 2-3 раза и выше из-за отсутствия необходимости распечатки каталожных карточек, использования кооперации в обработке ретро-спективы с другими библиотеками. Установка и освоение средств автоматизированной внешней связи, начало их использования для решения внутрибиблиотечных задач (комплектование, заказы на поставку литературы по МБА), начало подготовки потенциальных пользователей к новым для них услугам и информационной продукции. Установка и использование средств автоматизации на участках обслуживания читателей библиотеки (абонемент, читальные залы, справочно-библиографическое обслуживание)
Обработка и внедрение комплексных организационно-технологических средств обеспечения и управления работой АБИС, отработка организации и технологии выполнения работ персоналом системы и подготовка соответствующих решений и документации Полномасштабное внедрение АБИС и его эксплуатация Развитие АБИС Важнейшим элементом автоматизации является ЭК (Электронный Каталог). В начале основное требование к программным продуктам - возможность получения библиографической карточки и в меньшей степени создание ЭК. Освоив новую технологию обработки документов, решив проблему библиографической карточки, накопив определенные массивы данных, подключив к ним пользователей, можно внедрять программные продукты, использующие один формат. Подготовка данных в формате карточки предполагает создание ее образа, что требует в совершенстве знания ГОСТов на все типы и виды описаний. При поэлементном вводе данных каталогизатору нет необходимости думать о той части ГОСТа, которая описывает взаимодействие элементов. Образ карточки формируется программным путем. ЭК требует создания деятельного вспомогательного справочного аппарата «Authority file». В традиционных карточных каталогах это справочные картотеки альтернативных имен авторов, псевдонимов, коллективов, предметных рубрик, ссылки типа «см.», «см. также». Без создания «Authority file» ЭК не может функционировать нормально из-за частой смены наименований, например, коллективов, их переподчинения. Эк расширяет возможности тематического поиска при наличии развитой системы лингвистического обеспечения.[2] Использование традиционных систем индексирования (ББК) недостаточно при поиске, а цифровая кодировка затрудняет их использование, особенно для читателей. Глубже раскрыть содержание можно с помощью дескрип-торных языков, иерархических классификаций. В дескрипторном языке смысл документа описывается с помощью ключевых слов, между которыми задаются семантические отношения. Связи фиксируются в информационно-поисковых тезаурусах.
Выбор формата, создание «Authority file», систем индексирования - главные составляющие от перехода от традиционного к ЭК. Благодаря ЭК осуществляется быстрота и разносторонность поиска, удобство пользования в сравнении с традиционным каталогом. Программное обеспечение Программное обеспечение в первую очередь должно реализовать следующие функции АБИС: обработку, хранение библиографической и фактографической информации, ее поиск по любым элементам записей и их сочетаниям; поддержку иерархических классификаций и тезаурусов и использование зафиксированных в них смысловых отношений между поисковыми признаками при тематическом поиске; подготовку материалов для библиографических изданий, подборок материалов в виде списков, фактографических и библиографических записей, отсортированным по индексам какой-либо классификации и алфавиту; вывод данных о занятости экземпляра издания, осуществление заказа единицы хранения читателем непосредственно при работе с ЭК с автоматическим формированием читательского требования; фиксацию выдачи и возврата единиц хранения с параллельным изменением данных об их местонахождении и сведений в читательском формуляре о полученных документах; поддержку использования при поиске нормативных записей об индивидуальных авторах и коллективах; наличие справочных текстов для ситуаций, которые могут вызвать затруднения у пользователя; ввод записей о заказываемых документах и учет поступления их в библиотеку; выдачу результатов поиска на экран и на принтер в принятой форме; загрузку данных из текстовых файлов и выгрузку записей из базы данных в текстовые файлы; защиту базы данных от несанкционированного доступа; восстановление базы данных в случае аварийной ситуации. Каждая библиотека выбирает наиболее подходящее для себя программное обеспечение. На российском рынке представлен довольно широкий выбор отечественных разработок программных комплексов. Ведущий разработчик библиотечных систем - ГИВЦ (Главный информационно-вычислительный центр), выполнивший такие разработки АБИС, как «АС-Бибиотека», «АБИС-Бибиофил», «Библиотека для слепых». Также этим делом занимается БЕН РАН[3] («SOLAR», «Сочи», «DIISKAT»), ГПНТБ России («АС ГПНТБ», «ИРБИС»[4] и др.). Комплексы программных средств состоят из модулей ПО (программного обеспечения) автоматизированных рабочих мест (АРМ). То есть создаются АРМы, которые обеспечивают выполнение следующих функций: комплектование, обработка, обслуживание абонемента и др. В зависимости от выбранного комплекса программных средств.
С развитием ЭК крупных библиотек их библиографические ресурсы станут доступны читателям библиотек, не имеющих больших информационных ресурсов, через теледоступ, а также обмен CD-ROM. На пути создания систем теледоступа стоит серьезное препятствие - низкое качество отечественных телефонных линий, кроме того, использование сетей передачи данных, электронной почты смогут позволить себе немногие библиотеки в связи с высокой стоимостью сетевых услуг. Изыскиваются возможности вхождения наших библиотек в международные информационные сети типа INTERNET, создается собственная межведомственная библиотечная сеть РФ LIBNET. Библиотеки обмениваются сообщениями по e-mail сетей RELCOM? GLASNET. В настоящее время особое внимание уделяется способам обмена информацией на оптических дисках CD-ROM. На одном диске можно поместить ЭК, содержащие миллионы библиографических записей, копии книг или рукописей для обеспечения сохранности информации. Таким образом, имея персональный компьютер с CD-ROM драйвером, можно предоставить в распоряжение читателя свои библиотеки и ЭК крупнейших библиотек мира. Благодаря внедрению АБИС и наличию доступа к информационной сети любая библиотека может стать виртуальной библиотекой, т.е. она сможет не только предоставит информацию о документах, но и тексты самих документов в машиночитаемом виде. Виртуальные библиотеки, объединяясь в единую глобальную структуру - электронную библиотеку, будут обеспечивать интерактивный доступ любому потребителю к информационному ресурсу в любой форме в любом месте. Библиотекам принадлежит важнейшая роль в глобальной инфраструктуре - роль интеллектуальных посредников, которые отбирают, организуют, хранят информацию и обеспечивают к ней доступ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|