Последовательность выверки компаса
Лабораторная работа № 4 ПРОВЕРКИ И РЕГУЛИРОВКИ СТРЕЛОЧНЫХ МАГНИТНЫХ КОМПАСОВ Цель работы: изучение правил эксплуатации магнитных компасов. Содержание работы:
1. Изучение последовательности выверки компаса. 2. Изучение проверок компаса. 3. Определить пригодность котелка к эксплуатации. Содержание самостоятельной работы: изучить параметры переходного процесса, определить качество работы МК.
Последовательность выверки компаса Прежде чем приступить к определению девиации магнитного компаса /МК/ необходимо: - удалить из котелка пузырьки воздуха; - проверить горизонтальность котелка; - проверить картушку на застой; - проверить состояние нити предметной мишени; - проверить положения глазной мишени и призмы пеленгатора; - определить общую поправку.
2. Проверки компаса При изготовлении компаса все его основные детали и узлы тщательно выверяют. Вторично компас выверяют специалисты навигационных камер пароходств перед установкой на судно. Однако в дальнейшем, в процессе эксплуатации, некоторые детали прибора постепенно изнашиваются, деформируются, происходит рассогласование отдельных частей компаса. Поэтому штурманскому составу вменяется в обязанность периодически производить основные проверки котелка, пеленгатора и девиационного прибора. Рассмотрим проверки компаса в той последовательности, в которой их нужно выполнять. Удаление из котелка пузырьков воздуха. При появлении в основной камере котелка пузырьков воздуха, мешающих брать отсчеты курсов и пеленгов, нужно вынуть котелок из нактоуза, повернуть на бок или, перевернув котелок, медленно покачать его из стороны в сторону. Если указанные меры не дадут желаемого результата, необходимо в котелок долить некоторое количество компасной жидкости. Жидкость следует вливать в котелок небольшими порциями через узкогорлую воронку. При этом желательно время от времени покачивать и переворачивать котелок, закрыв отверстие для доливки жидкости пальцем. По окончании доливки надо плотно закрыть отверстие винтовой пробкой.
Проверка горизонтальности котелка. Под горизонтальностью котелка понимают горизонтальность его верхнего среза, т. е. плоскости стекла и азимутального круга. Горизонтальность лучше всего проверять с помощью пузырькового уровня. Вначале уровень накладывают на стекло котелка параллельно ДП, а затем перпендикулярно ей. Если будет обнаружен наклон, то его нужно устранить, удалив с помощью сверла или другого инструмента часть свинца из чашки с грузом. Проверка картушки на застой. Застой картушки возникает в том случае, когда трение между топкой и шпилькой превышает допустимые пределы. Выявить этот дефект можно только на берегу, в таком месте, где компас не подвержен влиянию магнитных полей переменной напряженности. Котелок компаса устанавливают на треногу. После этого, поворачивая пеленгатор, располагают его в плоскости магнитного меридиана, т.е. так, чтобы под призмой находился отсчет 180° (S) картушки, и замечают контрольный отсчет пеленгатора по азимутальному кругу. Если проверку выполняют в районе со сравнительно небольшой величиной горизонтальной составляющей Н магнитного поля Земли, то для выявления застоя достаточно вывести ось картушки из меридиана на 2—3° с помощью какого-либо магнита, а затем, убрав магнит и дав картушке успокоиться, вновь взять отсчет под призмой пеленгатора. При наличии застоя этот новый отсчет будет отличаться от первоначального (180°) на величину больше 0,2°. Отклонять картушку от меридиана нужно дважды, вначале в одну, а затем в другую сторону.
В районах со сравнительно большой величиной Н необходимо учитывать эту величину. При обнаружении застоя необходимо извлечь из котелка и осмотреть под лупой компасную шпильку. Если окажется, что шпилька затупилась, ее нужно заточить бруском белорецкого кварца или заменить новой. Чтобы извлечь шпильку из котелка, снимают чашку со свинцовым грузом, вывертывают пробку диафрагмы и, введя в отверстие втулки отвертку для шпилек (она входит в комплект компаса), осторожно вращают ее против часовой стрелки до тех пор, пока шпилька не будет вывинчена из колонки. При установке шпильки в котелок нужно навинтить отвертку на шпильку, а затем, введя ее в отверстие диафрагмы, вращать по часовой стрелке. Иногда причиной застоя является трещина или износ топки. Замену топки в судовых условиях выполнить трудно. Необходимо вызвать специалиста. Замена нити предметной мишени пеленгатора. Нить предметной мишени пеленгатора не должна иметь слабины и изгибов. Если она не удовлетворяет этим требованиям, то ее следует заменить, взяв запасную нить из комплекта дефлектора. Для замены нити снимают с рамки мишени откидное зеркало, отдают винты, зажимающие концы старой нити, и удаляют ее. Для устранения изгибов накидывают новую нить одним шлагом на карандаш или отвертку, прижимают шлаг пальцем и протягивают нить. Затем нить пропускают снаружи в нижнее отверстие рамки и, обнеся конец нити по часовой стрелке одним шлагом вокруг винта, завинчивают этот винт. Таким же образом закрепляют и верхний конец нити. Проверка положения глазной мишени и призмы пеленгатора. Глазная мишень должна быть вертикальна и находиться в визирной плоскости пеленгатора. Нижняя грань призмы глазной мишени должна лежать в горизонтальной плоскости. Положение глазной мишени и призмы проверяют одновременно. Для этого прежде всего проверяют вертикальность мишени по отвесу, и если она имеет наклон, то его необходимо устранить, подкладывая под лапки мишени прокладку из латунной фольги. Затем устанавливают пеленгатор на отсчет 180° азимутального круга, слегка наклоняют мишень вперед и наблюдают одновременно нить предметной мишени пеленгатора и видимую в призме носовую курсовую черту. Когда нить и курсовая черта лежат на одной вертикали, это свидетельствует о том, что мишень и ее призма установлены правильно. При неверном положении мишени нить пеленгатора и носовая курсовая черта, оставаясь параллельными друг другу, будут находиться в разных вертикальных плоскостях, т. е. курсовая черта не будет являться продолжением нити предметной мишени. В этом случае, отдав стопорные винты глазной мишени, нужно сдвинуть ее в соответствующую сторону так, чтобы нить и курсовая черта совпали. После этого глазная мишень будет лежать в визирной плоскости.
Неправильное положение призмы проявляется в том, что курсовая черта располагается не вертикально, а под некоторым углом к нити предметной мишени. Для устранения погрешности в установке призмы необходимо отдать крепежные винты ее оправы и повернуть призму вокруг продольно-горизонтальной оси, добиваясь такого положения, при котором нить пеленгатора и курсовая черта расположатся по отвесной линии. При этом рекомендуется отдавать не все четыре винта оправы призмы, а только три из них. Это облегчит установку призмы в требуемое положение. Часто бывает, что обе отмеченные здесь погрешности наблюдаются одновременно. Тогда вначале нужно устранить погрешность в установке мишени, а уж после этого выверять положение призмы. Общая проверка котелка и картушки. Общую проверку выполняют для того, чтобы определить, пригоден ли котелок с картушкой к эксплуатации. Проверку производят на берегу в таком месте, где на картушку не влияют возмущающие магнитные поля зданий, металлических сооружений, кабелей, питаемых постоянным током и т. д. Установив котелок компаса с пеленгатором на девиационную треногу, последовательно на главных и четвертных курсах замечают пеленг ОКП и курсовой угол КУ какого-либо хорошо видимого предмета, находящегося на достаточно большом расстоянии от наблюдателя. Выполнив наблюдения на восьми курсах, снова берут пеленги и замечают курсовые углы, поворачивая вилку с котелком в противоположном направлении. Всего таким образом получают 16 ОКП и 16 КУ — по два на каждом курсе. Результаты наблюдений заносят в таблицу (см. приложение).
Критерием качества котелка являются П и КУ. Первую из них вычисляют как разность между ОМП и ОКПср для каждого из восьми курсов. Пеленг ОМП, представляющий собой среднее арифметическое из всех наблюденных пеленгов, можно считать свободным от случайных ошибок. Значение ОКПср, полученное осреднением двух ОКП, может содержать различные ошибки. Поэтому разность П позволяет судить о пригодности котелка и картушки к использованию для навигационных целей. У исправного котелка П на всех курсах не будет превышать 0,3°. Величину КУ определяют как разность средних курсовых углов, найденных на каждом из восьми курсов. Для любых двух курсов КУ должна лежать в пределах 45°п ± 0,2 0,3°, где п — разность порядковых номеров курсов, считая курс 0° первым, а курс 315° — восьмым. Иными словами, разность средних курсовых углов для любых двух курсов должна быть кратной 45° с точностью до 0,3°. Котелок, не отвечающий указанным требованиям, использовать на судне нельзя. Его нужно сдать в ремонт. Общая проверка котелка не позволяет выявить в отдельности каждую из причин ошибок в наблюдаемых пеленгах и курсовых углах. Ошибки в показаниях компаса возникают и вследствие эксцентриситета шпильки, и при неверной сборке магнитной системы картушки, и при ошибке в установке шкалы картушки или неправильной разбивке азимутального круга, при износе топки и т. д. Периодически выполняемая общая проверка помогает вовремя выявить неисправность прибора и заменить его новым. Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под горизонтальностью котелка? 2. Что следует сделать, если котелок не горизонтален? 3. Что такое предметная мишень? 4. Что необходимо сделать, если нить предметной мишени не вертикальна? 5. Как определяется угол застоя? 6. От чего зависит угол застоя? 7. Как устранить погрешности установки призмы? 8. Как устранить воздушный пузырек у компаса УКП-М и КМО-Т? В чем разница? 9. Как определяется ОМП(МП)?
Читайте также: Q Можно ли варьировать последовательность этих этапов? Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|