Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды (классификация) органов государственного управления




Разнообразие органов государственного управления (исполнительной власти) неизбежно ставит вопрос о роли, которую играет каждый из них в решении общих задач государственного управления, непосредственного руководства хозяйственным и культурно-политическим строительством, связи органов исполнительной власти с законодательными и судебными органами и т.д.

Определенные критерии классификации органов исполнительной власти разработаны административно-правовой наукой, исходя из действующего законодательства, практики работы аппарата государственного управления.

Данные органы можно классифицировать по ряду признаков:

1.По правовым основам образования: в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления;

2.По организационно-правовым формам: по характеру компетенции, по порядку разрешения подведомственных вопросов.

В зависимости от правовой основы образования можно различать органы, создаваемые на основе:

1. Конституции;

2. Текущего законодательства;

3. Подзаконных актов.

В общей форме в Конституции закрепляется порядок образования основных звеньев аппарата государственного управления:

· Совета Министров;

· Министерств;

· государственных комитетов;

· органов местного управления.

В зависимости от государственного устройства, как унитарного государства и административно-территориального деления следует различать республиканские органы государственного управления (исполнительной власти), например Совет Министров, и органы исполнительной власти – областные, городские, районные органы местного управления, администрацию учреждений, предприятий, организаций.

По организационно-правовым формам различаются:

· совет Министров;

· министерства;

· государственные комитеты;

· комитеты;

· инспекции и др.

По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое и социально-культурное развитие. К ним относятся Совет Министров, исполкомы, администрация района в городах с районным делением.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например: Министерство торговли. Министерство транспорта и коммуникаций. Министерство архитектуры и строительства.

Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство экономики, Министерство промышленности), органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда), органы, выполняющие функции по определенным проблемам (статистика, стандартизация, метрология, сертификация и пр.).

Органы внутриотраслевой (внутриведомственной) ком­петенции — это органы исполнительной власти, являющи­еся структурными подразделениями соответствующих фе­деральных или региональных органов исполнительной вла­сти, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри соответствующей отрасли государственного управления (например, управле­ния безопасностью дорожного движения в рамках деятель­ности соответствующего федерального министерства — МВД России): таковые органы обычно именуются как департа­мент, главное правление, управление или отдел.

По порядку разрешения ведомственных вопросов различаются: коллегиальные и единоначальные органы.

Коллегиальные органы – организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы.

Коллегиальными органами являются: Совет Министров, исполкомы.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Правовые акты, в которые облекаются решения этого органа, имеют юридическую силу и создают правовые последствия только после подписания их руководителем. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, повышает персональную ответственность за результаты работы органа.

Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием. В системе исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии, которые являются совещательными структурными подразделениями органа. На них решаются основные вопросы развития отрасли или сферы управления, но решения коллегии в жизнь проводятся приказом руководителя органа, который придает юридическую силу такому решению, обеспечивает его исполнение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...