Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальное собрание за работой

 

Выборы в Национальное собрание, назначенные на 19 января 1919 г., проходили в соответствии с новым избирательным законом, по которому право голоса впервые получили женщины. Было зарегистрировано 36 млн избирателей, все еще находившихся в состоянии «посттравматического синдрома». Им предстояло избрать более 400 депутатов от различных политических партий и социальных классов. Избиратели на выборах отдали предпочтение тем партиям, которые последовательно выступали за демократизацию страны. Самой крупной фракцией располагала СДПГ — 165 депутатов. Но социал-демократы не получили права на формирование собственного «однородного» правительства. СДПГ была вынуждена пойти на коалицию с демократическими буржуазными партиями — НДП (75 мандатов) и Центром (91 мандат). За коалиционные партии проголосовало более 23 млн избирателей из 30 млн, принявших участие в выборах — 76,2 %. Буржуазные партии имели в Национальном собрании 54,5 % голосов, но не смогли образовать собственную коалицию ввиду их неоднозначного отношения к республике и СДПГ.

Национальное собрание открылось 6 февраля 1919 г. в г. Веймаре, подальше от неспокойного Берлина. Его работа проходила в условиях продолжающегося социально-экономического кризиса, который сопровождался забастовками в промышленных центрах страны. В ряде городов под красными знаменами активизировались левые независимцы и коммунисты. В апреле 1919 г. коммунисты захватили власть в Мюнхене и провозгласили «Баварскую советскую республику». Законная власть была восстановлена после ввода в Мюнхен правительственных войск.

Поражение коммунистов в Баварии показало всю бессмысленность и бесперспективность выступлений против демократической республики. Немцы устали от войны, революции, политических баталий, они хотели порядка и стабильности. Настроения немцев выразил писатель Томас Манн, который писал, что он устал от политики, что хочет деловитости, порядка и приличия. «Если это называется филистерством, — подчеркивал Т. Манн, — то я хочу быть филистером». Все это оказывало влияние на позицию депутатов, партий, и решения Национального собрания. Была принята временная республиканская конституция, утверждено коалиционное «веймарское» правительство, во главе с Филиппом Шейдеманом. Президентом страны депутаты избрали Эберта, который свою инаугурационную речь закончил здравицей в честь «немецкого отечества и немецкого народа».

 

Веймарская конституция

 

Значительное место в работе Национального собрания занял вопрос о новой конституции страны. Ее проект был разработан комиссией под руководством статс-секретаря министерства внутренних дел Гуго Пройса (1860-1925), известного юриста-демократа. 28 февраля проект был представлен депутатам Национального собрания. После долгих дискуссий, 31 июля, конституция была утверждена 262 голосами депутатов от СДПГ, НДП и Центра. «Против» проголосовали депутаты от НННП, ННП, НСДПГ. Это была первая демократическая конституция Германии. Она признавала верховную власть в государстве за народом — всеми мужчинами и женщинами старше 20 лет, обладавшими правом голоса. Конституция выражала компромисс между различными социальными слоями общества и соединяла в себе немецкую государственную традицию с республиканской формой правления. Сохранив прежнее название государства — «Германская империя», конституция объявила его республикой.

Значительная часть статей была посвящена системе государственного управления. Конституция исходила из идеи «сильного» президента, который мог бы противостоять партийному парламенту и сохранить единство страны. В 41-й статье было записано, что президент избирается всем германским народом, то есть легитимность его власти освящалась всенародным доверием. Каждый немец, которому исполнилось 35 лет, мог быть избран президентом на 7 лет с неограниченным правом переизбрания и широкими полномочиями. Президент представлял государство во внешних сношениях, являлся главнокомандующим армией (рейхсвером), он назначал выборы в рейхстаг и мог его распустить. Любой закон, который принимался рейхстагом, мог быть отклонен президентом и представлен на всенародное обсуждение. Одним из источников влияния президента на исполнительную власть было его право назначать и увольнять имперских чиновников, судей, офицеров, если закон не предусматривал иной возможности.

Особые полномочия президенту давала 48-я статья, в соответствии с которой при возникновении угрозы конституционному строю он мог вводить чрезвычайное положение и приостанавливать, полностью или частично, конституционные права граждан, использовать вооруженные силы для «обеспечения общественной безопасности и порядка». Президент получал право «союзной экзекуции», то есть мог с помощью вооруженной силы принудить ту или иную землю выполнять имперскую конституцию или имперские законы.

Президент получил право назначать правительство и принимать его отставку. Правительство возглавлял рейхсканцлер, который в случае препятствия к выполнению президентом своей должности мог заменить последнего на ближайшее время. Рейхсканцлер и имперские министры нуждались для выполнения своих обязанностей в доверии рейхстага. Правительство обладало правом законодательной инициативы и самостоятельно решало текущие проблемы внутренней и внешней политики.

Другой опорой веймарского порядка был рейхстаг. Он избирался на 4 года всеми, кто имел право голоса. Он принимал законы, утверждал государственный бюджет. Рейхстагу было подотчетно правительство, которому парламент мог выразить недоверие и отправить в отставку. Для получения доверия рейхстага правительство должно было опираться на парламентское большинство. Министры правительства становились зависимыми от парламентской фракции своей партии, от партийных лидеров и могли быть заменены, если не выполняли их желания. Рейхстаг имел право возбуждать перед государственным судом Германской империи обвинения против президента империи, рейхсканцлера и имперских министров в том, что они преступно нарушили конституцию или имперский закон. Предложение о возбуждении обвинения должно быть подписано не менее чем 100 членами рейхстага и нуждалось в согласии две трети депутатского корпуса большинства.

Полномочия рейхстага ограничивались рейхсратом (имперским советом), в состав которого входили представители германских земель. Рейхсрат обладал правом отлагательного вето, преодолеть которое рейхстаг мог только квалифицированным большинством в две трети голосов.

При определении избирательной системы депутаты отклонили мажоритарный принцип формировании рейхстага, который способствовал бы утверждению двухпартийного парламента. Была принята «консенсусная» модель демократии, основанная на пропорциональной системе представительства. Эта модель ассоциировалась с многопартийной системой, которая соответствовала политической структуре формирующегося гражданского общества и партийному составу Национального собрания.

Конституция устанавливала между исполнительной и законодательной властью не только принцип разделения, но и принцип равновесия властей в виде президентско-парламентской системы. В ответ на право президента досрочно распустить рейхстаг, последний получал возможность досрочно сместить президента, если добивался положительного решения этого вопроса на всенародном референдуме.

Конституция провозгласила независимость судебной системы от исполнительной и законодательной власти. Судьи подчинялись только закону и назначались на должность пожизненно. Учреждался Верховный государственный суд Германской империи.

Конституция не изменила внутренней территориальной структуры республики и вводила принцип «разумного федерализма». Страна состояла из 15 земель и трех вольных городов, которые могли иметь только республиканскую форму правления. Основные вопросы жизнедеятельности государства, включая внешнюю политику, оборону, охрану общественной безопасности, гражданство, связь, пути сообщения, таможню, финансы, денежную эмиссию находились в ведении федерального правительства. Ни одна из земель не имела права выхода из состава федерации. Принятый в таком виде, закон отразил компромисс, достигнутый между федералистами и унитаристами, и был направлен против сепаратистских движений в ряде регионов страны (Бавария, Рейнская область). Пруссия сохранила свою целостность и оставалась самой крупной землей — 62 % площади и 61 % населения страны. Таким образом, не был реализован старый лозунг революции 1848 г.: «разделить Пруссию».

При рассмотрении гражданских прав депутаты опирались на конституцию 1848 г., утвержденную во Франкфурте-на-Майне. Веймарская конституция провозглашала равенство всех перед законом, равные права мужчин и женщин. Утверждались свобода личности, слова, печати, собраний и объединений, вероисповедания, а также неприкосновенность жилища, тайна переписки. Предусматривалось создание всеобъемлющей демократической системы социального страхования, в том числе страхования по старости, потере трудоспособности, безработице. Этот комплекс прав и свобод дополнялся введением обязательного 8-летнего бесплатного школьного образования и бесплатного обеспечения учебниками.

Конституция гарантировала защиту как государственной, так и частной собственности. Пользование частной собственностью должно было учитывать общественные интересы. Государство полу* чило право социализировать «подходящие» для этого частные предприятия, но только за приемлемую компенсацию и законодательным путем.

Таким образом, Веймарская конституция юридически закрепила итоги революции. Она была ориентирована на превращение Германии в демократическое государство с развитым гражданским обществом, консенсусной политической субкультурой и социальной ориентацией. Отражая компромисс между различными политическими и социальными силами, конституция создавала широкое поле деятельности не только республиканским, но и антиреспубликанским партиям, движениям и мировоззрениям. Это обрекало страну на тяжкие испытания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...