Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень и стандарты практических умений.

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

ТЕМА: «Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Проблема развития»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх. н. _________ Логинова И.О.

 

Составитель:

к. псх.н. ________ Колкова С.М.

 

 

Красноярск

20__

Занятие № 1

Тема: «Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Проблема развития».

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы)

Учебное – формирование представлений о предмете, задачах и методах возрастной психологии, о проблеме развития

Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периодизациях психического развития, знать типологию периодизаций, уметь выделять предмет, задачи и методы возрастной психологии; формулировать проблему развития

4. Место проведения семинарского занятия учебная комната

5. Оснащение занятия - слайды, техническое оснащение.

6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

7.Аннотация (краткое содержание темы).

Объект и предмет возрастной психологии. Задачи возрастной психологии. Методы возрастной психологии. Социальное и биологическое в развитии личности.

Вопросы по теме занятия.

1. Какое место занимает психология развития и возрастная психология среди других психологических знаний?

2. Каковы характеристики детства?

3. Какие факторы определили развитие возрастной психологии как науки?

4. Охарактеризуйте связь возрастной и общей психологии.

5. Охарактеризуйте связь возрастной психологии и психологии личности.

6. Охарактеризуйте связь возрастной и социальной психологии.

7. Охарактеризуйте связь возрастной и педагогической психологии.

8. Охарактеризуйте связь возрастной и дифференциальной психологии.

9. Каковы основные области применения психология развития и возрастной психологии?

9.Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

 

1. Предметом изучения психологии развития является:

а) человек и его поведение;

б) личность человека;

в) психика во всем многообразии ее проявлений;

г) психические процессы.

д) общие закономерности психического развития в онтогенезе.

Ответ: д

 

2. Возрастная психология это:

а) отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека;

б) отрасль психологической науки, изучающая наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия;

в) отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;

г) отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.

Ответ: а

 

3. Соотнесите теории развития личности с их авторами:

а) теория рекапитуляции 1) К. Бюлер

б) теория трех ступеней детского развития 2) Ст. Холл

в) теория конвергенции двух факторов развития 3) В. Штерн

г) психоаналитическая концепция 4) Ж. Пиаже

д) когнитивная теория 5) З. Фрейд

 

Ответ: а-2; б-1; в-3; г-5; д-4.

 

4. Три основных раздела возрастной психологии:

а) перинатальная психология, детская психология, геронтология;

б) детская психология, психология взрослых, геронтология;

в) эмбриология, психология взрослых, геронтология;

г) эмбриология, детская психология, геронтология;

Ответ: б

 

5. Определение понятия «психологический возраст» по Л.С.Выготскому.

а) Уровень качественного развития структуры и функции нервной системы человека;

б) Качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом психического развития;

в) Самостоятельная стадия развития личности ребенка со стороны его когнитивных функций, характеризуемая появлением соответствующего новообразования;

г) Уровень развития высших психических функций ребенка.

Ответ: б

 

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задание 1. Как известно возрастная психология использует такие методы исследования как наблюдение, эксперимент, социометрия, беседа, интервью, тестирование и т.д.

• Какие из перечисленных методов не имеют возрастных ограничении в применении? (наблюдение, эксперимент)

Задание 2. Наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей.

Какой вид наблюдения описан? (неформализованное)

 

Перечень и стандарты практических умений.

Знать объект, предмет, задачи психологии развития и возрастной психологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...