Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Влияние СМИ на общественное сознание речевыми средствами




 

Введение………………………………………………………………………. ….. 2

I. Влияние СМИ на общественное сознание речевыми средствами …………. 4

1. Предпосылки речевого воздействия ……………………………………….. …4

2. Природа речевого воздействия в СМИ……………………………………….. 6

3. Инструменты речевого воздействия в СМИ…………………………………10

II.  Исторические свидетельства поведенческих и психологических изменений под воздействием СМИ……………………………………………………. ……15

1. Свидетельства внушения аудитории через СМИ…………………………... 16

2. Массовая паника как реакция на сообщения в СМИ………………………. 18

3. Буйство толпы как следствие медиавоздействия…………………………... 19

Заключение…………………………………………………………………... ….. 21

Список используемой литературы…………………………………………... …22

Приложение 1 «Программа теоретико-прикладного исследования на тему проблема негативного влияния СМИ на общественное сознание»

 

Введение

    О психологическом воздействии СМИ начали говорить еще с момента появления в 1450 году первого печатного станка. Иногда исторические свидетельства использовались для того, чтобы вести хронику явно выраженных изменений общественного мнения или коллективного поведения вследствие массированного воздействия массовой информации на аудиторию. В других случаях это воздействие было не столь явным, но озабоченность противников СМИ по поводу медиавоздействия на других людей побуждала их к различным акциям протеста.

    Объект ККР- Язык как средство воздействия на общественное сознание при помощи СМИ.

    Предмет ККР- Влияние СМИ на общественное сознание речевыми средствами.

    Задачи:

1. Раскрыть предпосылки речевого воздействия в СМИ.

2. Изучить природу речевого воздействия в СМИ.

3. Выявить инструменты речевого воздействия в СМИ.

4. Показать примеры внушения аудитории через СМИ.

5. Изучить массовую панику как реакцию на сообщения в СМИ.

6. Выявить последствия медиавоздействия.

Гипотезы:

1. У человека имеется определенная модель мира устройства которой могут использоваться манипулятором.

2. Выбор синтаксической конструкции способен, в частности, менять точку зрения, включать или не включать в фокус внимания тех или иных участников ситуации

3. При использовании пассивного зоолога информация о реальном производителе действия может не упоминаться без того, чтобы возникало ощущение неполноты сказанного.

 

 

I. Влияние СМИ на общественное сознание речевыми средствами

1. Предпосылки речевого воздействия

К числу предпосылок речевого воздействия заведомо относятся следующие:

    Психологические. Человеческое сознание во многом уязвимо для внешнего воздействия: слабых мест в защитном барьере имеется немало. Сознание инерционно, и поэтому можно потрафить ожиданиям собеседника или сообщить ему в массе известного что-то такое, с чем он мог бы и не согласиться, если бы отделил это новое от известного. Сознание склонно к упрощениям и не любит противоречий, а посему охотно поддается на стройный и красивый обман. Оно склонно преувеличивать роль человеческих намерений и действий и недооценивать объективные факторы и случайности, особенно при оценке тех деятелей, которым человек себя противопоставляет (отношение к себе подвержено обратному искажению – это известная из социальной психологии «фундаментальная ошибка атрибуции») и т. д.

Когнитивные. У человека имеется определенная модель мира устройства которой могут использоваться манипулятором. Например, рекламные кампании могут строиться на эксплуатации образа товара, услуги и т. п. или же на сознательном его сломе; в любом случае образ учитывается. Примером здесь могут послужит рекламные компании туров в Испанию (Bravo, Espaa) и в Турцию (Ритм жизни ощути в Турции) соответственно. [1]

Логические. Понимание языковых высказываний связано с осуществлением логических выводов, которые могут быть специально направлены в ошибочное русло. Например, хорошо известны многие пророчества Дельфийского оракула, подталкивавшие, по преданию, к ошибочным выводам. Например, в стихотворении К. Кавафиса Срок Нерона рассказано, как оракул посоветовал 30-летнему Нерону «страшиться семидесяти трех годов». Обрадовавшийся Нерон продолжил свои сумасбродства, а меж тем на окраине империи, в Испании, 73-летний Гальба в глубокой тайне собирал войско, всего лишь через несколько месяцев вынудившее Нерона бежать из Рима и покончить с собой.

Социологические. По некоторым данным, около 85% людей – конформисты (причем эта цифра является константой социальной вселенной, определяющей устойчивость человеческих сообществ; свыше 15% конфликтных особей способны взорвать общество, а при меньшем их числе наступает застой, делающий его уязвимым для внешних угроз и в силу этого просто склонны поддаваться манипулированию[2].

Коммуникационно-семиотические. Чтобы общение происходило достаточно гладко и не превращалось в борьбу и спор о способах описания действительности, на эти различия – в том случае, если они представляются несущественными для целей общения – приходится закрывать глаза, как это готов был сделать капитан Врунгель из повести А. Некрасова, когда его яхту «Беда» в песне назвали корветом. (Вот только насчет корвета он, конечно, несколько преувеличил. Какой там корвет!.. А впрочем, это своего рода украшение речи. В песне это допускается. В рапорте, в рейсовом донесении, в грузовом акте, конечно, такая неточность неуместна, а в песне – почему же? Хоть дредноутом назови, только солиднее звучать будет. ) Различия между языковыми формами значимы тогда, когда это важно для участников диалога, и незначимы (вариативны), когда участники диалога склонны этими различиями пренебрегать. Практически любое имеющееся в языке формальное различие может быть сделано значимым, – и одновременно, в определенных условиях, могут игнорироваться (рассматриваться как варианты описания одной и той же действительности) даже очень значительные различия, скажем, между значениями существительных яхта и дредноут.

Структурно-семиотические. Любая семиотическая система не просто обозначает действительность – она интерпретирует ее, предлагает какое-то свое специфическое ее видение, причем одна и та же ситуация действительности может быть проинтерпретирована по-разному, и говорящий всегда, даже не желая этого, в какой-то степени навязывает слушающему некоторую ее трактовку. В той мере, в какой используемой семиотической системой является естественный язык, структурно-семиотические предпосылки речевого воздействия трансформируются в лингвистические.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...