I. Влияние СМИ на общественное сознание речевыми средствами
Стр 1 из 5Следующая ⇒
Введение………………………………………………………………………. ….. 2 I. Влияние СМИ на общественное сознание речевыми средствами …………. 4 1. Предпосылки речевого воздействия ……………………………………….. …4 2. Природа речевого воздействия в СМИ……………………………………….. 6 3. Инструменты речевого воздействия в СМИ…………………………………10 II. Исторические свидетельства поведенческих и психологических изменений под воздействием СМИ……………………………………………………. ……15 1. Свидетельства внушения аудитории через СМИ…………………………... 16 2. Массовая паника как реакция на сообщения в СМИ………………………. 18 3. Буйство толпы как следствие медиавоздействия…………………………... 19 Заключение…………………………………………………………………... ….. 21 Список используемой литературы…………………………………………... …22 Приложение 1 «Программа теоретико-прикладного исследования на тему проблема негативного влияния СМИ на общественное сознание»
Введение О психологическом воздействии СМИ начали говорить еще с момента появления в 1450 году первого печатного станка. Иногда исторические свидетельства использовались для того, чтобы вести хронику явно выраженных изменений общественного мнения или коллективного поведения вследствие массированного воздействия массовой информации на аудиторию. В других случаях это воздействие было не столь явным, но озабоченность противников СМИ по поводу медиавоздействия на других людей побуждала их к различным акциям протеста. Объект ККР- Язык как средство воздействия на общественное сознание при помощи СМИ. Предмет ККР- Влияние СМИ на общественное сознание речевыми средствами. Задачи: 1. Раскрыть предпосылки речевого воздействия в СМИ.
2. Изучить природу речевого воздействия в СМИ. 3. Выявить инструменты речевого воздействия в СМИ. 4. Показать примеры внушения аудитории через СМИ. 5. Изучить массовую панику как реакцию на сообщения в СМИ. 6. Выявить последствия медиавоздействия. Гипотезы: 1. У человека имеется определенная модель мира устройства которой могут использоваться манипулятором. 2. Выбор синтаксической конструкции способен, в частности, менять точку зрения, включать или не включать в фокус внимания тех или иных участников ситуации 3. При использовании пассивного зоолога информация о реальном производителе действия может не упоминаться без того, чтобы возникало ощущение неполноты сказанного.
I. Влияние СМИ на общественное сознание речевыми средствами 1. Предпосылки речевого воздействия К числу предпосылок речевого воздействия заведомо относятся следующие: Психологические. Человеческое сознание во многом уязвимо для внешнего воздействия: слабых мест в защитном барьере имеется немало. Сознание инерционно, и поэтому можно потрафить ожиданиям собеседника или сообщить ему в массе известного что-то такое, с чем он мог бы и не согласиться, если бы отделил это новое от известного. Сознание склонно к упрощениям и не любит противоречий, а посему охотно поддается на стройный и красивый обман. Оно склонно преувеличивать роль человеческих намерений и действий и недооценивать объективные факторы и случайности, особенно при оценке тех деятелей, которым человек себя противопоставляет (отношение к себе подвержено обратному искажению – это известная из социальной психологии «фундаментальная ошибка атрибуции») и т. д. Когнитивные. У человека имеется определенная модель мира устройства которой могут использоваться манипулятором. Например, рекламные кампании могут строиться на эксплуатации образа товара, услуги и т. п. или же на сознательном его сломе; в любом случае образ учитывается. Примером здесь могут послужит рекламные компании туров в Испанию (Bravo, Espaa) и в Турцию (Ритм жизни ощути в Турции) соответственно. [1]
Логические. Понимание языковых высказываний связано с осуществлением логических выводов, которые могут быть специально направлены в ошибочное русло. Например, хорошо известны многие пророчества Дельфийского оракула, подталкивавшие, по преданию, к ошибочным выводам. Например, в стихотворении К. Кавафиса Срок Нерона рассказано, как оракул посоветовал 30-летнему Нерону «страшиться семидесяти трех годов». Обрадовавшийся Нерон продолжил свои сумасбродства, а меж тем на окраине империи, в Испании, 73-летний Гальба в глубокой тайне собирал войско, всего лишь через несколько месяцев вынудившее Нерона бежать из Рима и покончить с собой. Социологические. По некоторым данным, около 85% людей – конформисты (причем эта цифра является константой социальной вселенной, определяющей устойчивость человеческих сообществ; свыше 15% конфликтных особей способны взорвать общество, а при меньшем их числе наступает застой, делающий его уязвимым для внешних угроз и в силу этого просто склонны поддаваться манипулированию[2]. Коммуникационно-семиотические. Чтобы общение происходило достаточно гладко и не превращалось в борьбу и спор о способах описания действительности, на эти различия – в том случае, если они представляются несущественными для целей общения – приходится закрывать глаза, как это готов был сделать капитан Врунгель из повести А. Некрасова, когда его яхту «Беда» в песне назвали корветом. (Вот только насчет корвета он, конечно, несколько преувеличил. Какой там корвет!.. А впрочем, это своего рода украшение речи. В песне это допускается. В рапорте, в рейсовом донесении, в грузовом акте, конечно, такая неточность неуместна, а в песне – почему же? Хоть дредноутом назови, только солиднее звучать будет. ) Различия между языковыми формами значимы тогда, когда это важно для участников диалога, и незначимы (вариативны), когда участники диалога склонны этими различиями пренебрегать. Практически любое имеющееся в языке формальное различие может быть сделано значимым, – и одновременно, в определенных условиях, могут игнорироваться (рассматриваться как варианты описания одной и той же действительности) даже очень значительные различия, скажем, между значениями существительных яхта и дредноут.
Структурно-семиотические. Любая семиотическая система не просто обозначает действительность – она интерпретирует ее, предлагает какое-то свое специфическое ее видение, причем одна и та же ситуация действительности может быть проинтерпретирована по-разному, и говорящий всегда, даже не желая этого, в какой-то степени навязывает слушающему некоторую ее трактовку. В той мере, в какой используемой семиотической системой является естественный язык, структурно-семиотические предпосылки речевого воздействия трансформируются в лингвистические.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|