Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «зона ближайшего развития» — следствие закона развития высших психических функций




Понятие «зона ближайшего развития» оформилось в культурно-исторической теории Л. С. Выготского после того, как были разработаны методологические основы концепции психического развития ребенка. В книгах Л. С. Выготского «Педагогическая психология» (впервые опубликована в 1926 г.) и «История развития высших психических функций» (написана в 1930-1931 гг.) понятия «зона ближайшего развития» еще нет. Однако в 1932-1934 гг. в лекциях по педологии, прочитанных Л. С. Выготским в Ленинградском педагогическом институте, его идеи о законах психического развития ребенка, в том числе о зоне ближайшего развития, были широко представлены.

Анализируя это понятие, мы использовали книги и статьи Л. С. Выготского, написанные в последние годы его жизни, что позволит проследить различные аспекты феномена «зона ближайшего развития».

В «Лекциях по педологии», в статье «Проблема возраста», Л. С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития для обоснования принципов научной диагностики психического развития: «теоретическое значение этого диагностического принципа заключается в том, что он позволяет нам проникнуть во внутренние казуально-динамические и генетические связи, определяющие сам процесс умственного развития» [5, с. 265]. Он описал два уровня развития — актуальный уровень и уровень ближайшего развития. Нахождение зоны ближайшего развития — это определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов. Уровень актуального развития — это «знание итогов вчерашнего дня».

Методический принцип, на основе которого может быть построена диагностика зоны ближайшего развития, определяется Л. С. Выготским как изучение возможностей ребенка к подражанию и сотрудничеству со взрослым. «Выясняя возможности ребенка при работе в сотрудничестве, мы определяем тем самым область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны принести плоды и, следовательно, переместиться на уровень реального умственного развития ребенка. Таким образом, исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня», — писал Л. С. Выготский [5, с. 264].

В статье «Проблема возраста» он расширил это понятие и использовал его для характеристики индивидуальных различий детей, показал связь зоны ближайшего развития и сенситивных периодов развития, подчеркивая, что обучение более эффективно, если осуществляется в период созревания психических функций.

В статьях «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением», «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» и в стенограммах лекций «Игра» от 23 марта 1933 г. и «Проблема обучения и развития» от 15 мая 1933 г. (семейный архив Л. С. Выготского)[1] понятие «зона ближайшего развития» используется Л. С. Выготским для того, чтобы раскрыть внутренние связи между процессом обучения и умственным развитием ребенка.

По словам Л. С. Выготского, процессы психического развития не совпадают с процессами обучения; процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зону ближайшего развития. Обучение — движущая сила развития, оно пробуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Циклы обучения и развития не совпадают, они имеют различные «единицы» анализа [19, с. 8]. Основная роль обучения — содействие учащемуся в процессе овладения собственным поведением.

В лекции об игре Л. С. Выготский отмечал: «Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей, изменения сознания более общего характера. Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития» [18, с. 26].

В монографии «Мышление и речь» Л. С. Выготский показал, что связь между развитием научных и житейских понятий обнаружит свою истинную природу, если ее понимать как «связь зоны ближайшего развития и актуального уровня развития» [8, с. 264].

Чтобы осмыслить содержание понятия «зона ближайшего развития», проанализируем его предпосылки в контексте более общих принципов психического развития ребенка.

Первое положение — о роли инструментальных средств в психическом развитии ребенка. Психическое развитие, согласно Л. С. Выготскому, — это культурное развитие, и оно связано с овладением собственным поведением благодаря освоению вспомогательных средств, инструментов, знаков. В статье «Инструментальный метод в психологии» (1930) он писал: «Овладение психологическим орудием и при его посредстве собственной естественной психической функцией всякий раз поднимает данную функцию на высшую ступень, увеличивает и расширяет ее деятельность, пересоздает ее структуру и механизм» [16, с. 108]. В работе «История развития высших психических функций» (1930—1931) Л. С. Выготский подчеркивал: «Создание и употребление искусственных стимулов в качестве вспомогательных средств для овладения собственными реакциями и является основой той новой формы определяемости поведения, которая отличает высшее поведение от элементарного» [14, с. 78].

Второе положение касается функции сотрудничества ребенка и взрослого в процессе психического развития. По Л. С. Выготскому, психическое развитие совершается в общении с носителем психологических орудий — взрослым. «Взрослый с помощью речевого общения с ребенком может определить путь, по которому идет развитие обобщений, и конечную точку этого пути, т. е. обобщение, получаемое в его результате» [8, с. 150]. «Источник развития деятельности лежит в социальном окружении ребенка и конкретно выражается в тех специфических отношениях с экспериментатором, которые пронизывают всю ситуацию, требующую практического применения орудий, и вносят в нее социальный аспект…. Ребенок вступает в отношения с ситуацией не непосредственно, но через другое лицо» [17, с. 29].

Третье положение Л. С. Выготского затрагивает проблему неравномерности, гетерохронности психического развития. Каждая психическая функция имеет свои сроки достижения высшей формы. Существуют сенситивные периоды развития функции, во время которых она наиболее подвержена воздействиям и изменениям и получает наиболее благоприятные условия для своего развития, оказывая наибольшее влияние на развитие других функций. Сенситивные периоды связаны с оптимальными сроками обучения. Л. С. Выготский писал, что «для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее благоприятные, сроки. Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно отражающимися на ходе умственного развития ребенка» [22, с. 429—430].

Следующее важное положение заключается в том, что процесс психического развития — это процесс достижения идеальной или конечной формы. При этом идеальная форма всегда присутствует перед ребенком — она персонифицирована в поведении взрослого или более старшего ребенка, закреплена в знаке или вспомогательном средстве. Поэтому «социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия «идеальных» и наличных форм» [5, с. 265]. «Самый процесс обучения всегда свершается в форме сотрудничества ребенка со взрослым и представляет частный случай того взаимодействия идеальных и наличных форм, о которых мы говорили выше как об одном из наиболее общих законов социального развития ребенка [5, с. 266]. «Величайшая особенность детского развития заключается в том, что это развитие совершается в таких условиях взаимодействия со средой, когда идеальная форма, конечная форма, та, которая должна появиться в конце развития, не только существует в среде и соприкасается с ребенком с самого начала, но она реально взаимодействует, реально оказывает влияние на первичную форму, на первые шаги детского развития, т. е. что-то такое, что должно сложиться в самом конце развития, каким-то образом влияет на самые первые шаги этого развития» [11, с. 88].

Еще одно положение — формулировка общего закона развития высших психических функций. Процесс психического развития ребенка подчиняется закону развития высших психических функций, согласно которому «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом психологическом; сперва между людьми, как категория коллективная, интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [13, с. 197—198].

В работе «Педология подростка» Л. С. Выготский отмечает, что «закон развития и построения высших психических функций, являющихся основным ядром слагающейся личности, можно назвать законом перехода от непосредственных, природных, естественных форм и способов повеления к опосредованным, искусственным, возникающим в процессе культурного развития психическим функциям» [5, с. 221]. В монографии «Мышление и речь» он писал: «Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции» [8, с. 217]. Основные признаки высших психических функций Л. С. Выготский определял как «интеллектуализация и овладение, т. е. осознание и произвольность» [8, с. 214].

Таким образом, понятие зоны ближайшего развития рассматривается как следствие перечисленных положений и особенно закона развития высших психических функций. Взрослый, неся в себе идеальную форму осваиваемой ребенком культуры, способов действия в ней вместе с ребенком «создает» необходимые для существования в культуре психические функции и путем обучения «надстраивает» над натуральными функциями высшие психические процессы. Взаимодействие со взрослым, имеющее форму сотрудничества и (или) подражания, оказывается направляющей и организующей силой в психическом развитии ребенка.

Обсуждая основные характеристики подражания как существенного фактора развития, Л. С. Выготский пояснял: «Говоря о подражании, мы имеем в виду не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции… Все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов, будет относиться нами к области подражания» [5, с. 263]. Психический процесс, находящийся на стадии становления в коллективной деятельности, существует еще в зоне ближайшего развития ребенка. Но под руководством взрослого, достигнув осознанности, произвольности и опосредованности, психический процесс становится формой актуального развития ребенка.

Перечислим основные признаки понятия зоны ближайшего развития в культурно-исторической теории Л. С. Выготского:

1. появление нового в развитии всегда основывается на пройденных циклах развития. Для его возникновения должна быть подготовлена соответствующая почва. Таким образом, зона ближайшего развития опирается на актуальный уровень развития.

2. понятие «зона ближайшего развития» как следствие закона развития высших психических функций опирается на другие положения о развитии (гипотеза о системном и смысловом строении сознания, закон гетерохронности, опосредованный характер развития высших психических функций);

3. зона ближайшего развития, обнаруживая себя в подражании и его особой форме — сотрудничестве, связана с процессом приобретения вспомогательных, культурных средств;

4. зона ближайшего развития выступает как ведущий методологический прием в диагностике умственного развития ребенка и изучении индивидуальных различий;

5. зона ближайшего развития напрямую связана с процессами обучения и умственного развития.

Однако сформулированное в общем виде понятие «зона ближайшего развития» нуждается в дальнейшей конкретизации и выявлении его психологического содержания. Необходимо найти ответы на следующие вопросы: какова структура зоны ближайшего развития? Как измерить зону ближайшего развития? Что собой представляет сотрудничество ребенка и взрослого в зоне ближайшего развития? Какие показатели актуального развития ребенка необходимы для обучения в зоне ближайшего развития?

Исследования осуществлялись по следующим основным направлениям:

· возможность использования понятия «зона ближайшего развития» в диагностике психического развития ребенка в норме и патологии (А. Я. Иванова, 1976; Г. А. Варданян, 1981; Н. Л. Белопольская, 1997);

· роль подражания и сотрудничества со взрослым и сверстником в становлении высших психических функций (М. Р. Гинзбург, 1981; Г. А. Цукерман, 1992, и др.);

· место зоны ближайшего развития в концепции развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.),

· связь этапов становления умственных действий и понятий с зоной ближайшего развития (П. Я. Гальперин, 1998).

В работах А. З. Зака (1981) было высказано предположение, что зона ближайшего развития имеет многоуровневую структуру.

Н. Л. Белопольской в зоне ближайшего развития (1997) были выделены когнитивные и эмоциональные компоненты, определенным образом взаимодействующие друг с другом.

Е. Е. Кравцова и сотрудники (1999, 2000) показали, что зону ближайшего развития можно не только диагностировать, но и расширять, и углублять.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...