Вопрос. Развитие политической системы советского общества.
Политическая система, сталинизм, тоталитаризм К концу 20-х гг. кризис НЭПа стал очевиден. Крестьяне не сдавали хлеб по низким ценам, установленным государством, делая, таким образом, невозможной быструю индустриализацию страны. В этих условиях Сталин и его сторонники пошли на применение чрезвычайных мер (конфискация зерна, сопровождавшаяся крестьянскими выступлениями, а затем – насильственная коллективизация). Против осуществления такой политики выступили Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и М.П. Томский. Они, опасаясь повторения массовых крестьянских волнений начала 20-х гг., настаивали на разрешении возникших противоречий экономическими, а не насильственными методами (отладить рыночные механизмы отношений между городом и деревней, нормализовать, а затем регулировать рынок путем гибких, отвечавших хозяйственной конъюнктуре закупочных цен и, маневрируя госрезервами; активно развивать легкую промышленность. В результате произойдет быстрое оздоровление экономики и будет обеспечен подъем сельского хозяйства и быстрые темпы индустриализации). Позиция Сталина была принципиально другой. Кризисную ситуацию в экономике он рассматривал в разрезе ускоренной индустриализации, открывавшей путь к созданию мощного ВПК. Сталин полагал, что если этой цели нельзя достигнуть на основе НЭПа, то надо ликвидировать расшатанный рыночный механизм и заменить его иным, административно-распорядительным типом хозяйственных связей. А начинать этот процесс, полагал Сталин, надо с деревни. Крестьян, отказывавшихся сдавать хлеб государству, привлекали к суду за спекуляцию, хлеб насильственно отбирали. В 1929 г. стали сворачивать все виды частного предпринимательства и было объявлено об окончательном демонтаже НЭПа. В столкновении двух альтернатив выхода из кризиса победила сталинская. Это произошло в силу того, что Сталин к тому времени надежно контролировал партаппарат, включая его верхние эшелоны – политбюро и ЦК. Его намерение не распутывать, а разрубить накопившиеся социально-экономические проблемы в значительно большей степени соответствовали настроениям, господствовавшим в партии в целом. Политические соперники в лице Бухарина, Рыкова, Томского были отстранены от власти.
Причины ликвидации НЭПа: 1. Нежелание и неспособность руководства страны смоделировать и спрогнозировать дальнейшее развитие НЭПа 2. Противоречие между авторитарной политической и плюралистической экономической системами. Подавление в период кризиса рыночных форм хозяйствования при помощи административно-репрессивных мер 3. НЭП рассматривался как временная мера переходного периода от капитализма к социализму 4. Самоизоляция советской экономики и отсутствие широких экономических связей с мировым сообществом. 5. Слабость демократических традиций в стране. Для того, чтобы понять, почему такие события стали возможными, необходимо рассмотреть социальные и политические истоки сталинизма. Итак, мы уже отмечали, что Россия была страной, не имевшей исторически сложившихся демократических традиций. Однако достаточно сильны были традиции освободительного и революционного движения. С XIX века в нем сформировалось два направления, отразивших социально-культурные особенности революционной массы. 1. Революционно-реалистическое (демократическое) направление (Герцен, Чернышевский, Лавров). Данное направление представляло развитый, образованный, культурный слой трудящихся, способных сохранить достижения цивилизации и приумножить их. 2. Революционно-левацкое (казарменно-коммунистическое) направление (Нечаев, Ткачев и др.). Представлено малограмотными, неразвитыми в культурном и общеобразовательном отношении людьми.
Представители именно этого направления, стали надежной опорой сталинизма, который неверно объяснять простым стечением обстоятельств. Утверждению сталинизма способствовали: 1. низкая грамотность основной массы населения, гигантский пропагандистский аппарат (от детсада до производства), ломка традиционных верований. Одной из основных его характеристик являлась крайняя нетерпимость к иной точке зрения. Система политического и исторического образования, утвердившаяся в стране, не способствовала просвещению, подъему культурного уровня масс. Напротив, она приучала к заучиванию цитат, учила не думать, а верить. 2. Второй надежной опорой сталинизма, его социальной базой стала армия советской бюрократии. Вспомните, что после революций, во время гражданской войны экономические связи в стране были разрушены и вынужденно заменялись связями административными. Назначение на руководящие посты происходило по партийному принципу. Во главе многих предприятий и отраслей хозяйства оказались не специалисты, а люди, назначенные партией. И, если некоторые из них стремились освоить новый вид деятельности, получить соответствующее образование, то многие себя этим не утруждали. В 1917 г. количество управленцев достигло 1 млн. человек, а в начале 20-х гг. – около 2,5 млн. НЭП, с его рыночными механизмами, экономической независимостью предпринимателей не давал им полной власти, и, более того, не нуждался в них. Таким образом, свертывание НЭПа – это переворот, возглавленный Сталиным и совершенный узкой бюрократической прослойкой. В.И. Ленин с тревогой наблюдал за разрастанием бюрократического аппарата, считая бюрократизм опасным врагом новой власти. Сталин, напротив опирался на бюрократию, усвоившую административные методы деятельности. В условиях сложившейся административной системы, борьба за власть в государстве происходила в рамках партии. Став свидетелем начала этой борьбы, Ленин написал письмо к XII съезду партии, в котором рассмотрел кандидатуры будущего генерального секретаря партии, отметил грубость, жесткость и несдержанность Сталина, посчитав невозможным назначение его на этот пост.
3. Возвышению Сталина способствовали процессы, протекавшие в самой партии. Бесконтрольность ее деятельность закономерно вела к вседозволенности, что, в свою очередь, притягивало в ряды партии карьеристов. Ее численный состав в 20-е гг. существенно вырос (более 1 млн. человек). Однако это произошло в ущерб качественной стороне. В 1927 г. 27% коммунистов не имели даже начального образования, у 53% – начальное, 9% – среднее, 1% – высшее. Слой старой большевистской партии (а это, чаще всего, образованные люди) становился все тоньше. После ленинского призыва 1924 г. он составлял лишь 1,7 % от числа всех партийцев. Сначала Сталин уничтожит их политически, как оппозиционеров, а затем и физически, назвав врагами народа. В итоге, он оказался у власти, окруженный лично преданными ему людьми. ПРЕДПОСЫЛКИ СКЛАДЫВАНИЯ ДИКТАТУРЫ И КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ
Первоначально Сталин сохранял видимость коллективного руководства, хотя с 1930 г. власть фактически принадлежала ему одному. После великой Отечественной войны и видимости не останется: между XVIII и XIX съездами прошло 13 лет (при Ленине собирались ежегодно), пленумы собирались раз в несколько лет (при Ленине несколько раз в год). Таким образом, к началу 30-годов в СССР окончательно сложился тоталитарный тип государства, для которого характерны следующие черты:
1. Сосредоточение всей полноты политической, экономической и идеологической власти в руках партии. Подмена Советов партийными органами. 2. Цензура в отношении средств массовой информации. 3. Преследование инакомыслия. Политические процессы. Отсутствие демократических свобод. 4. Использование системы внесудебных репрессий («тройки», «особые совещания»). 5. Репрессии в отношении отдельных народов. 6. Личность человека рассматривается в качестве части (винтика) огромного государственного механизма. 7. Складывание культа личности вождя (вера и страх).
Сталинизм, как и любая общественно-политическая система, базировался на своей идеологии. Официальной идеологией провозглашался марксизм-ленинизм. Однако в СССР 30-50 гг. марксизм перестал восприниматься как научная теория, он стал объектом веры. (Да и марксизмом это назвать было уже, в общем-то, нельзя). Этому способствовала и низкая грамотность населения, и атеистическая пропаганда, разрушающая традиционную веру. Постепенно из веры меньшинства населения, он стал верой большинства, постепенно превратившись в догму. Сформировалась своя атрибутика (знамена – хоругви, демонстрация – крестный ход, свои святые и т.д.). Роль священного писания стали играть труды Маркса, Энгельса, Ленина, а затем и самого Сталина, который считался единственным толкователем этого учения. Его называли единственным учеником Ленина, что позволяло Сталину вмешиваться в абсолютное большинство наук. Недоучившийся гимназист учил философов, лингвистов, искусствоведов, естественников, не касаясь, правда, математики и химии. Все, что не укладывалось в сталинские каноны, объявлялось враждебным. Изданию Краткого курса ВКП(б) предшествовал разгром исторической и философской школ, экономической школы Кондратьева и Чаянова, разгром естественных наук и торжество лысенковщины. Последнее нанесло тяжелый удар по медицине. Разгром советской школы генетики и евгеники, стоявших на лидирующих позициях в мире, не позволил открыть хромосомные болезни человека в 30-е гг. Это было сделано лишь 20 лет спустя. Политика в области естественных наук доходила до абсурда. Так, в 30-е гг. в нашей стране была признана враждебной и фашистской теория групп крови (считалось, что у советских людей не может быть разных групп крови). Любое отступление от официальных догм жестоко преследовалось. Действительные и мнимые успехи приписывались мудрости вождя и его несгибаемой воле. В немалой степени созданию такого образа вождя способствовали пропаганда (СМИ) и искусство (кино, живопись).
Подводя итоги, отметим, что от сталинского режима репрессий пострадали около 50 млн. человек.[3] Была сломана жизнь миллионов семей. Однако многие миллионы советских граждан искренне верили в миф о том, что СССР – процветающая, свободная страна. Высшим проявлением партийно-государственной демагогии стала принятая в 1936 г. Конституция «победившего социализма», содержавшая положение об основных правах граждан и демократических свободах. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 30–е гг. ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА
ТЕРМИНЫ Автономия – это право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное какой-либо части государства конституцией. Анклав - это часть территории государства,расположенная отдельно от общих границ и окруженная территориями (либо территорией) других государств.Понятие "анклав" принято использовать,говоря о территории чужого государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|