Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфляция: сущность, причины, измерение и формы

Законы спроса и предложения и экономическое равновесие

Спрос –намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.

Под величиной спроса следует понимать количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.

Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.

На величину спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Основной фактор, определяющий спрос – цена. Высокая цена товара ограничивает величину спроса на данный товар, а уменьшение цены ведет к увеличению величины спроса на него. Т.е. величина спроса и цена находятся в обратной зависимости.

Таким образом, между ценой и количеством покупаемого товара существует связь, которая отражается в законе спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны) количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот.

Изменение величины спроса на определенный товар, вызываемое ростом цен на него, можно объяснить следующими причинами:

1. Эффект замещения. Если цена товара возрастет, то потребители стараются заменить его схожим товаром.

2. Эффект дохода, который выражается в следующем: когда цена возрастает, покупатели как бы становятся немного беднее, чем были до того, и наоборот.

Предложение –это готовность производителей (продавцов) поставлять на рынок определенное количество товаров или услуг по данной цене.

Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг, которое производители (продавцы) способны и готовы продать по определенной цене, в определенном месте и в определенное время.

Величина предложения всегда должна определяться за какой-то конкретный промежуток времени (день, месяц, год и т. д.).

Важнейший фактор, влияющий на величину предложения, – цена данного товара. От уровня рыночных цен зависят доходы продавцов, производителей, таким образом, чем выше цена данного товара, тем больше величина предложения, и наоборот.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны поставлять на рынок данный товар.

Взаимосвязь между предложением и ценой находит выражение в законе предложения, суть которого состоит в том, что величина предложения при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Экономическое равновесие —это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны

Различают общее и частичное равновесие. Равновесие достигается в результате действия рыночных регуляторов: цены, заработной платы, ставки процента. Если спрос на какой-либо товар превышает при данной цене его предложение, образующийся дефицит ведет к повышению цены. Это стимулирует расширение объема производства данного товара. Соответственно увеличивается его предложение. Новая цена и будет ценой, обеспечивающей равновесие спроса и предложения, т. е. равновесной ценой.

 

Экономический цикл и его фазы

Экономические циклы – это последовательные движения рыночной экономики, которые периодически повторяются и проходят четыре фазы от кризиса к кризису.

Экономический цикл присущ всем странам с рыночной экономикой и характеризует процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики.

Экономический цикл состоит из четырех последовательных фаз:подъема (бума); кризиса (спада); депрессии (дна); оживления (расширения).

Каждая фаза экономического цикла выполняет важную воспроизводственную функцию.

Спад означает, что производство сокращается, безработица растет, доходы снижаются. Однако цены не сразу поддаются тенденции к снижению, они уменьшаются только тогда, когда спад становится серьезным и длительным, т.е. возникает депрессия (нижняя точка спада). Следовательно, кризис, сопровождающийся падением производства, занятости, доходов, ведет в конечном счете к удешевлению средств производства и последующему стимулированию инвестиций в новые предприятия, технологии и оборудование.

В фазе депрессии производство, занятость, достигнув самого низкого уровня, начинают постепенно оживать на основе новых пропорций.

Наступает оживление: производство расширяется, пока не станет работать на полную мощность, занятость возрастает до уровня полной занятости, уровень цен начинает повышаться. Фаза оживления характеризуется началом расширенного воспроизводства и ростом выпуска до уровня докризисного периода.

В фазе подъема вступают в строй новые предприятия, сокращается безработица, растут заработная плата, инвестиции. Из-за быстрого расширения производства, спроса на кредит повышаются ставки ссудного процента до уровня средней нормы прибыли. Пик цикла означает, что в экономике имеется полная занятость, производство работает на полную мощность, уровень цен имеет тенденцию к повышению, рост деловой активности прекращается. Фаза подъема заканчивается бумом, за которым в результате возникших диспропорций начинается очередной спад.

Цикличность экономики тесно связана с проблемой экономического роста. Экономический цикл в рыночной экономике - это механизм саморегулирования, а кризисы исполняют роль качественного структурного фактора обновления экономики и, следовательно, способствуют экономическому росту.

 

Инфляция: сущность, причины, измерение и формы

В современном понимании инфляция представляет собой сложное многофакторное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем развития экономики во многих странах мира.

Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции. Ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства вследствие действия различных факторов, т.е. нарушение общего равновесия: Общеэкономических; Социальных; Финансово-кредитных.

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Все причины инфляции взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Для измерения темпов инфляции в экономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен. Наиболее распространенными являются:

1. Индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров);

2. Индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения);

3. Дефлятор ВНП.

На практике широко применяются индексы цен, которые отражают изменение общего (среднего) уровня цен, цен на отдельные товары или группы товаров.

В зависимости от величины индекса цен различают следующие виды инфляции:

ползучую (5 - 10 % в год). Обычно ползучая инфляция не оказывает отрицательного воздействия на национальное производство. Рост цен является обычным явлением (и даже фактором) при умеренном росте экономике.

галопирующую (двузначные цифры в год). Такая инфляция – свидетельство серьезных диспропорций в экономике;

гиперинфляцию (двузначная в месяц, трех-четырехзначная в год). Гиперинфляция агрессивно разрушает экономику. Резкое обесценение денег «съедает» сбережения населения, обесценивается вложенный предпринимателями капитал. Инфляционные ожидания препятствуют инвестициям и развитию производства.

В условиях административно устанавливаемых цен может иметь место подавленная (скрытая) инфляция, которая проявляется в форме товарного дефицита. При свободном формировании цен на основе спроса и предложения инфляция приобретает открытый характер и проявляется в повышении уровня цен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...