Тема: «Средняя взрослость».
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по дисциплине « Психология развития и возрастная психология » для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения) К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 15 ТЕМА: «Средняя взрослость»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой д. псх. н. _________ Логинова И.О.
Составитель: к. псх.н. ________ Колкова С.М.
Красноярск 20__
Занятие № 15 Тема: «Средняя взрослость». 2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие 3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы) Учебное – формирование представлений о средней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста. Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции. Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности. Цели обучения: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о средней взрослости человека, знать авторов описывавших среднюю взрослость, уметь выделять отличительные черты средней взрослости. 4. Место проведения семинарского занятия учебная комната 5. Оснащение занятия - 6. Структура содержания темы (хронокарта). Хронокарта семинарского занятия
7. Аннотация (краткое содержание темы).
Физические изменения среднего возраста. Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте. Изменение функций интеллекта. Факторы инволюции интеллектуальных процессов. Изменения в семейной и профессиональной жизни. Новые роли и статусы. Перспектива жизненного пути. Мужчины и женщины в середине жизни. Главные проблемы средней взрослости. 8. Вопросы по теме занятия. - Физические изменения среднего возраста. - Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте. - Изменение функций интеллекта. - Факторы инволюции интеллектуальных процессов 9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1) Кризисы в период взрослости: а) имеют четкие границы б) отсутствуют в) существуют и протекают так же, как и в первой половине жизни человека г) существуют, но протекают в иной форме, нежели в детстве Ответ: г
2) Новообразование, обусловливающее возникновение кризиса среднего возраста: а) новое чувство времени б) продуктивность в) развитое чувство ответственности г) осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением
Ответ: г
3) Границы средней взрослости: а) 20 – 40 лет б) 40 – 60 лет в) 60 -90 лет г) 90 лет и старше Ответ: б
4) Период кризиса средней взрослости: а) 20 – 25 лет б) 30 – 35 лет в) 40 – 45 лет г) 50 – 55 лет Ответ: в
5) Отрицательный результат кризиса средней взрослости приводит к: а) Стрессовому состоянию б) Депрессивному состоянию в) Ни к чему не приводит в) Все ответы верны Ответ: б
6) Критической точкой мотивационного кризиса является: а) Потеря центрального жизненного мотива б) Потеря ценностей в) Потеря личностных качеств г) Все ответы не верны Ответ: г
10.Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
Задача №1 Какие изменения происходят в отношении к семье в среднем возрасте? Ответ: Для большинства людей к среднему возрасту в семейной жизни происходят значительные изменения. Человек начинает сознавать свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Человек среднего возраста все больше обращает внимания на свои отношения внутри семьи. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями. Находящиеся в браке мужчины и женщины среднего возраста в большинстве случаев бывают более удовлетворены своей жизнью хотя бы потому, что люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Роль Супруга (супруги) и родителя служит дополнительным источником самоуважения. Характер отношений с собственными детьми также претерпевает изменения. В среднем возрасте мужчины и женщины уже в основном имеют взрослых детей, поэтому происходит перестройка отношений со вступившими в брак детьми, оказанием им материальной помощи и помощи по уходу за внуками. Большое значение для людей средних лет приобретает помощь престарелым родителям и уход за ними.
Задача №2 Каковы жизненные задачи человека в период средней зрелости? Ответ: Хейвигхерст выделил в жизни человека в период средней зрелости основные события, обозначив их как жизненные задачи.
1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности. 2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня. 3. Выбор подходящих способов проведения досуга. 4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми. 5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений. 6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним. 7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями. ' Решение этих задач происходит под контролем и влиянием Я-концепции человека, которая, в свою очередь, как инструмент решения данных жизненных задач также совершенствуется. Более адекватное восприятие и переживание своего истинного «я» достигается человеком посредством освобождения от условной ответственности перед ожиданиями и оценками тех, кто все еще выполнял роль наставников (родители, профессиональные руководители, государственные лидеры). Осознание себя приводит к добровольному принятию личной ответственности за свое развитие. В возрасте средней взрослости у самоактуализирующихся зрелых личностей приобретают полноту значимости этические ценности. Преимущественно это проявляется в отношениях с более молодыми людьми, а также с более старшими по возрасту. На этапе зрелости личность становится более избирательной в выборе цели для приложения своих сил и других индивидуальных способностей, а также более ответственной за результаты своего «самовыражения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|