Лекция 6. Бюджетное устройство Республики Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь. Таким образом, бюджетное устройство содержит три составляющих элемента: – бюджетную систему; – принципы построения бюджетной системы; – обусловленность административно-территориальным делением. Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающая области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами каждая из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа. Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района. Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области. Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет республики.
Министерство финансов и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента и законами Республики Беларусь. Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1998 г. №192-3 установлены следующие принципы бюджетной системы: 1. Единство бюджетной системы. Обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов и их частичное перераспределение. 2. Полнота бюджетов. Обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством, других обязательных платежей и поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств. 3. Реальность бюджетов. Обеспечивается финансированием расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. 4. Гласность бюджетов. Обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам.
5. Самостоятельность бюджетов. Республиканский и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Самостоятельность бюджетов заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством. Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента и законами. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством. К собственным источникам доходов бюджета относятся: – источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня; – дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов. В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Дотация – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств. Субвенция – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.
Субсидия – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия. Заемные средства – временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка, иностранных государств и банков международных финансовых организаций. Бюджетный заем – денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займов. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством гарантиям. В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. В основе распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы лежит необходимость достаточности средств для обеспечения нормального функционирования государства в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение расходов и доходов в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления.
Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. При распределении доходов и расходов решаются следующие задачи: – сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета; – заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов; – равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий; – приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий, координации деятельности всех сфер общественного производства в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития. В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены следующие принципы: – принцип централизованного регулирования распределительного процесса; – принцип максимально возможного сбалансирования бюджетов; – принцип подведомственности и значимости. Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется в двух направлениях: 1) посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами; 2) посредством бюджетного регулирования. Бюджетное регулирование является частью бюджетного процесса и заключается в частичном перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Бюджетное регулирование применяется во всех странах и позволяет обеспечивать регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности на данной территории. Методы бюджетного регулирования: – установление и распределение регулирующих источников; – перераспределение бюджетных источников; – финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий из вышестоящего бюджета; – процентные и беспроцентные бюджетные ссуды. Законодательством устанавливается, в какие бюджеты должны зачисляться поступления от налогов и неналоговые доходы. Некоторые налоги по закону распределяются между республиканским и соответствующими местными бюджетами. Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или республиканскими, а зачисляемые в местные бюджеты – местными доходами. Регулирующие источники доходов – это обычно общегосударственные налоги и доходы. Их устанавливают органы представительной власти. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль. Распределение регулирующих доходов между бюджетами происходит в виде процентных отчислений по нормативам, устанавливаемым в законе о бюджете на очередной финансовый год и в соответствующих решениях Советов депутатов. Нормативы отчислений могут устанавливаться едиными или дифференцированными.
Второй метод заключается в перераспределении доходных источников от одного бюджета к другому. В этом случае вышестоящий орган представительной власти принимает решение о передаче закрепленного за его бюджетом доходного источника в бюджет нижестоящего уровня. Если в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в объемах, достаточных для финансирования расходов, то применяются дотации, субвенции и субсидии, представляющие собой безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему. Новым методом бюджетного регулирования является предоставление процентных и беспроцентных ссуд одними бюджетами другим. Под бюджетной ссудой понимается финансовая помощь, оказываемая на общих для кредита условиях (возвратности, платности, срочности). Этот метод применяется в процессе исполнения бюджета в то время, как вышеперечисленные – на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Бюджетные ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего – вышестоящему. Бюджетное право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства. Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами. Бюджетные права можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе. Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства. К субъектам бюджетного права относятся: 1. Республика Беларусь. 2. Государственные органы, которые представлены: – высшими и местными представительными органами (Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов); – органами государственного управления общей компетенции (Совет Министров и исполкомы местных Советов депутатов); – органами государственного управления специальной компетенции (центральные и местные органы государственного управления, в том числе органы финансово-кредитной системы). Бюджетные права Республики Беларусь: – определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами; – установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов; – установление доходов, поступающих как в республиканский, так и в местные бюджеты; – разграничение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами; при этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемых в эти бюджеты; – использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления, другие программы и мероприятия общегосударственного значения; – установление нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска; – разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета; – руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе реализация контрольной функции бюджета; – принятие решений о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов. Бюджетные права субъектов местного самоуправления: – право на наличие собственного бюджета и самостоятельности его составления, рассмотрения, утверждения и исполнения; – право на получение доходов, включение которых в местные бюджеты предусмотрено законом о бюджете на очередной финансовый год; – использование переданных доходов по своему усмотрению; – право на возмещение средств из вышестоящих бюджетов в случае принятия местными Советами решений, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов; – право установления на своих территориях местных налогов и сборов, предусмотренных законом о бюджете; – право вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды юридическим лицам; – право вносить изменения в доходы и расходы местных бюджетов в процессе исполнения бюджета; однако они не должны приводить к образованию дефицитов бюджетов или увеличению установленного размера дефицита. Вышестоящие органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением нижестоящих бюджетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|