История российского парламентаризма
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение 1. Объект, предмет, цель и задачи исследования 2. Определение законодательной власти.
Основная часть 1. Внутренняя организация законодательной власти. 1.1Федеральное собрание, структура 1.2Совет федерации 1.3 Государственная дума 2. История российского парламентаризма 3. Законодательный процесс в РФ Заключение
Введение Тема «Законодательная власть в системе государственного управления» очень актуальна на сегодняшний день, так как это та ветвь власти, которая отвечает за принятие законов по которым живёт наша страна. Закон регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. От того какие законы принимаются и действуют в стране зависит благополучие её граждан. Следовательно законотворческая деятельность является одним из важнейших процессов в государстве. Объектом данного исследования является принцип разделения властей. Следует определить какую роль в этой сложной системе государственного управления играет именно законодательная ветвь власти. Предметом исследования является законодательная власть. Нужно понять структуру органов законодательной власти, какие задачи ставит перед собой, какими полномочиями обладает. Также очень важно понять алгоритм принятия законов. Исследовать какие возникают трудности в работе организаций представляющих данную ветвь власти. Целью исследования является всестороннее изучение законодательной ветви власти, её структура, принцип работы, насколько эффективной является деятельность, методы принятия решений. Задачи исследования: анализ и обобщение научной и учебной литературы
Определение законодательной власти
Законодательная власть - это право принимать от имени народа или непосредственно народом - избирателями на референдуме правила или законы - нормативные акты государственного значения, имеющие общий характер и высшую юридическую силу (из них верховную юридическую силу имеет главный закон — конституция). Такие правила определяют основы общественной граждан и юридических лиц, органов государства, государственных организаций и общественных объединений. Законодательная власть считается выражением воли народа (хотя это не всегда так), его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной, судебной и других ветвей власти. Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Наоборот, они основывают свою деятельность на нормах закона, используют его. Только органы конституционного контроля (например, конституционные суды) могут лишить закон действия (но не отменить его юридически), если считают, что он противоречит конституции, т.е. главному закону, обладающему верховной юридической силой. В некоторых мусульманских странах (Иране, Пакистане и др.) закон также может быть лишен действия, если он противоречит Корану.
Основная часть История российского парламентаризма Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I. В итоге земской реформы Александра II появились губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был против создания общероссийского земства, видя в этом угрозу самодержавию. Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал укказ о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету. Это собрание должно было быть только законосовещательным органом, но позже оно могло бы стать полноценным парламентом. Этим планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.
Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью поддержания самодержавия. Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца. Первые, вначале небольшие, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу". Но этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при самодержце.Помимо того, в документах 6 августа 1905 г. содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые не допускали широкие круги русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы. Вместе с Государственной думой должен был работать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще во время его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден. Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, изданный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и ещё ряд актов, расширяющих положения Манифеста а также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему " Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др. Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: " Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".
Это значило, что Государственная дума из законосовещательного органа превращалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями. Октябрьская революция и последовавшая за ней ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства – Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода разрешала разделение функций органов управления, но полностью отрицала любое разделение властей. По факту Советы занимали подчиненное положение, уступив главенство органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 г. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР. Но тем не менее было бы неправильно видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Та или иная форма народного представительства может ускорить или затормозить общественное развитие, но не может отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, созданных и функционирующих на основе единых принципов, способствовало усвоению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, какой бы высокий пост они ни занимали, должны были постоянно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или не правильное исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи бывали.
В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была установлена так называемая "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых устаревших ограничений, но вполне демократично, и стали важным этапом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, убрав из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти. На самом деле страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в из-за борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, вспыхнувшего на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой введения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось намного легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса. Итогом нараставших противоречий стал острейший политический кризис сентября - октября 1993 г., закончившееся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. по сей день действующей Конституции РФ. По сравнению с предыдущей, в ныне действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Но вместе с тем обстоятельства ее принятия обусловили несколько особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение полномочий парламента, усложнённый механизм отказа от поста Президента и упрощённый алгоритм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др. Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства приведет, к совершенствованию ряда институтов и положений действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности и ответственности Правительства и расширению полномочий палат Федерального Собрания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|