Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доходы и расходы федерального бюджета

Государственный бюджет – основное звено системы финансов.

1. Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом регулировании

Бюджет – это финансовый план государства (баланс) по доходам и расходам. Он выражает отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, это универсальный финансовый план, показатели которого охватывают все сферы экономического и социального развития страны.

В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого составляется бюджет выделяют:

1. Федеральный бюджет

Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения РФ. Через него государство организует перераспределение средств между регионами и отраслями, производственной и непроизводственной сферой. Централизация средств дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивая их на решениях задач экономического и социального развития, и осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

2. Бюджет субъекта РФ (региональный)

Предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

3. Местный бюджет

Форма образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня, и вышестоящий бюджет выступает гарантом финансирования бюджетов.

Функции государственного бюджета:

1. распределительная функция, благодаря которой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Сфера действия данной функции определяется тем, что в отношения с государственным бюджетом вступают все участники общественного воспроизводства и объектом бюджетного перераспределения является чистый доход;

2. контрольная функция, с помощью которой становиться возможным определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как складываются пропорции в распределении бюджетных средств и эффективно ли они используются. Контрольная функция сигнализирует государству соответствует ли размер централизованных ресурсов объему потребности государства в них.

 

Принципы построения и структура бюджетной системы

Бюджетная система России представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Организация бюджетной системы, принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство. Бюджетная система строится на принципах единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов бюджетов, входящих в бюджет­ную систему.

- Принцип единствабюджетной системы предусматривает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней;

- Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств;

- Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства;

- Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное об­суждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опу­бликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам, кварталам и т д;

- В соответствии с законодательством принцип самостоя­тельности обеспечивается для каждого органа власти наличием собственных источников доходов и правом определять объемы и направления их использования в соответствии с выполняемыми функциями.

Также выделяю:

- Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, что означает закрепление определенных доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти;

- Принцип сбалансированности, т.е должно соблюдаться равенство доходов и расходов бюджета. При дефиците бюджета к доходам прибавляют другие источники финансирования расходов;

- Принцип эффективности и экономичности бюджетных средств – при составлении и исполнении бюджета получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием объема средств, определенного бюджетом;

- Принцип общего покрытия расходов – каждый расход должен иметь источник финансирования;

- Адресность и целевой характер бюджетных средств – означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направлений финансирования конкретных целей.

 

Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В РФ доходы бюджета образуются за счет:

1) налоговых доходов (75-80%), к ним относят предусмотренные законодательством федеральные, региональные и местные налоги, пени и штрафы;

2) неналоговые поступления, т.е.:

- доходы от использования и продажи государственного и местного имущества;

- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданской, правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации);

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

- проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

- средства от возврата государственных кредитов и ссуд;

- плата за пользование бюджетными средствами, которые предоставлены иностранным государствам, юридическим лицам и другим бюджетам;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, принадлежащих РФ;

- часть прибыли государственных и муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

3) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Самым главным признаком выделения бюджетных расходов является функциональный признак, который предполагает бюджетное финансирование затрат на государственное управление, судебную власть, международную деятельность, национальную оборону, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д.

По экономическому содержанию расходы подразделяются на:

- текущие, т.е. предназначенные для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений и для оказания государственной поддержки других бюджетов и отраслей в форме дотаций, субвенций, субсидий;

- капитальные, т.е направление денежных средств на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат текущие расходы, капитальные – по остаточному принципу.

Ведомственный признак классификации дает возможность по каждой группе бюджетных расходов выделять непосредственных получателей бюджетных средств (министерства, юридические лица, другие учреждения, которым предоставляются ассигнования из бюджета).

Формы расходов бюджета:

1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

2. Трансферты населению;

3. Ассигнования на осуществление государственных полномочий;

4. Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов;

5. Бюджетное кредитование юридических лиц;

6. Субсидии, субвенции, дотации, бюджетные ссуды бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;

7. Инвестиции в уставные капиталы действующих и вновь создаваемых юридических лиц;

8. Кредиты иностранным государствам;

9. Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

 

Дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит – превышение бюджетных доходов над расходами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...