Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Поздняя взрослость».

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 18

ТЕМА: «Поздняя взрослость»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх. н. _________ Логинова И.О.

 

Составитель:

к. псх.н. ________ Колкова С.М.

 

Красноярск

20__

 

Занятие № 18

Тема: «Поздняя взрослость».

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы)

Учебное – формирование представлений о поздней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о поздней взрослости человека, знать авторов описывавших позднюю взрослость, уметь выделять отличительные черты поздней взрослости.

4. Место проведения семинарского занятия учебная комната

5. Оснащение занятия -

6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

7. Аннотация (краткое содержание темы).

Интеллектуальные и психологические проблемы старости. Изменения интеллекта. Общие признаки старения. «Замедление» сенсорных функций. Изменения познавательной способности. Первичная, вторичная, третичная память. Феномен мудрости. Прямые и косвенные причины снижения интеллектуального уровня. Старость как социальная и психологическая проблема. Некоторые психологические способы совладания с трудностями в поздний период. Личность и отношение к смерти.

8. Вопросы по теме занятия.

- Первичная, вторичная, третичная память.

- Феномен мудрости.

- Прямые и косвенные причины снижения интеллектуального уровня.

- Старость как социальная и психологическая проблема.

- Некоторые психологические способы совладания с трудностями в поздний период.

- Личность и отношение к смерти.

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

 

1) У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ЧАСТЫ:

A. Мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость

B. Объективность, взвешенность, деловитость

C. Целостная адекватная самооценка

D. Стабильность и внутренняя последовательность образа Я

Ответ: А

 

2) ДЛЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НЕ СВОЙСТВЕННО:

A. Сужение круга интересов, чувств

B. Появление эгоизма и эгоцентризма

C. Появление мнительности, обидчивости, раздражительности, нетерпимости

D. Появление объективности, взвешенности, деловитости

Ответ: D

 

3) ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНО:

A. Сужение круга общения

B. Повышенное стремление к общению

C. Конфликтность

D. Исповедальный характер общения

Ответ: A

 

4) ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ:

A. Стимуляция активных творческих процессов

B. Расширение опыта и масштабов работы пожилого человека

C. Расширение конфликтов

D. Работа с прошлым опытом

Ответ: А

 

5) ФУНКЦИИ, СОХРАНЯЮЩИЕСЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ, ЛУЧШЕ ВСЕГО ПРОТИВОСТОЯТ ПРОЦЕССУ СТАРЕНИЯ:

A. Умственные

B. Вербальные

C. Мнемические

D. Сенсорные

Ответ: В

 

6) ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА:

A. Продуктивность

B. Мудрость

C. Чувство реализованности

D. Собственное мировоззрение

Ответ: В

 

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

 

Задача №1

Каковы две стратегии адаптации в старости.

Ответ: Существуют две стратегии адаптации в старости: сохранение себя как индивида и сохранение себя как личности. Они опреде­ляют факт и характер личностных изменений в старости. Сохранение себя как индивида.

В соответствии с этой стратегией адаптации (сокращение со­циальных связей с миром) картина эмоциональных пережива­ний приобретает специфическую старческую окраску, характер­ную для сенсорной депривации. Постепенная утрата значимых глубоких социальных связей проявляется в двух важнейших осо­бенностях психической жизни: снижении поведенческого конт­роля и «истощении» чувствительности. Сознательная регуляция поведения необходима лишь для социального бытия и осмыс­ленна с точки зрения общения с другими. Ослабление поведен­ческого контроля определяет нарастание эгоцентричное™ в ста­рости, убежденности стариков в неоспоримой справедливости их позиции и — как следствие — амбициозности, обидчивости и нетерпимости к возражениям, ригидности, догматизма, мни­тельности. Недооценка пожилыми людьми значимости созна­тельной регуляции своего поведения в отношении с окружаю­щими ведет к снижению эмоционального контроля и произволь­ности поведения и как следствие — к постепенной утрате этих навыков. Снижение функций самодетерминации и саморегуля­ции закономерно приводит к «заострению» личностных черт: по степенному перерастанию осторожности в подозрительность, бережливости в скупость, а также появлению консерватизма ста­риков, их безучастностного отношения к настоящему и будущему. Эмоциональные переживания, являясь важным компонентом общего адаптационного синдрома, отражают личностно-смыс- ловой вектор поведения, направленный в данной стратегии адаптации на защиту от действительности, на продление инди­видуальной жизни путем купирования интенсивности жизнен­ных проявлений и подавления активности личности. Хрониче­ская озабоченность помогает старым людям выработать специ­фическую тактику сбережения усилий, способность заранее предвидеть и избежать возмущающего воздействия и тем самым избежать фрустрации сопровождающим ее сильным всплеском эмоционального возбуждения, которое является гибельным для душевного покоя стариков и — как следствие — для их хрупкого внутреннего баланса. Другим характерным эмоциональным состоянием пожилых людей в соответствии с данной стратегией адаптации является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. В целом старческая депрессия проявляется в ослабле­нии аффективного тонуса, замедлении аффективной живости, отставленности аффективных реакций. Анализ этого состояния показывает, что характеризующие его эмоциональные пережи­вания отражают смысл жизнедеятельности в условиях данного типа адаптации — уход от активного участия в жизни общества, переосмысление его значения для себя, отказ от ценностей соци­ального мира. Пожилые люди сообщают о чувстве пустоты окру­жающей жизни, ее суетности и ненужности. Все происходящее перед их глазами кажется им малозначащим и неинтересным. Интересной и полной смыслом представляется жизнь в про­шлом, и оца никогда не вернется. 2. Сохранение себя как личности. У людей, избравших в старости цель сохранения себя как лич­ности, сохранения системы социальных связей, считающих необходимым для себя и важным для других передачу своего жизненного опыта, личность в старости не претерпевает сущест­венных изменений. Принятие ими состояния старости, открытие в нем нового смысла во многом обусловливает особую структуру эмоциональных переживаний этих пожилых людей, поскольку смысл жизни именно переживается как причастность жизни. Стратегия сохранения себя как личности предполагает отно­сительно большие возможности траты эмоциональных ресурсов. Целостная характеристика всей гаммы переживаний смысла и качества жизни человека в старости в литературе часто обознача­ется как «удовлетворенность жизнью». Люди, для которых харак­терна эта жизненная позиция, не задумываются над смыслом своей жизни — они полностью поглощены процессом жизни.

Задача №2

Каковы особенности познавательных процессов в старости?

Ответ: Закономерные изменения мозга являются частью нормально­го процесса старения. Следствием таких изменений являются изменения интеллектуальной активности. Д. Векслер, приме­нивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возра­стов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловлен­ным закономерными процессами старения. Однако в своих более поздних исследованиях он обнаружил, что вербальные навы­ки поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов. Дж. Хорн выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изме­нений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Он сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта. Текучий интеллект — это широкая область интел­лектуального функционирования, ассоциируемая со способнос­тями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки. Этот тип интеллекта постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости. В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоции­руется со способностями, которые приходят с опытом и образо­ванием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизо­ванный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отли­чие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию. П. Балтес и К. Шайн показали, что у людей с высоким образо­вательным уровнем многие интеллектуальные способности про­должают нарастать с возрастом, по крайней мере до семидесяти­летнего возраста. Причем эти способности относятся как к те кучему, так и к кристаллизованному интеллекту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...