Состав и структура бюджета.
Государственный бюджет. Сущность и функции государственного бюджета. Бюджетная система. Состав и структура бюджета. 1. Государственный бюджет в реальной жизни – централизованный денежный фонд, образованный главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для осуществления своих функций и задач. Бюджет как денежный фонд выступает материальной базой финансов, так как представляет собой массу финансовых ресурсов в денежной форме. Для этого фонда характерна динамика и пополнение его, и определённое соотношение доходов и расходов. Для бюджета характерна манёвренность, т.е. нет жесткого закрепления источников дохода за группами расходов. Бюджет как экономическая категория – система денежных отношений по поводу распределения и перераспределения значительной части ВВП, в процессе которой происходит мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использование на нужды общества. Объектом распределения является ВВП. Черты государственного бюджета: 1. Высокий уровень военных расходов. 2. Высокий уровень расходов по вмешательству государства в экономику. 3. Хронический бюджетный дефицит. 4. Бюджет строится по балансовому методу, т.е. состоит из двух частей: доходной и расходной. Источниками государственного бюджета являются: - прямые и косвенные налоги (до 80 – 90 %). Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль и НДС. - государственные займы. Они осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). (около 10 – 20 %). - эмиссия бумажных и кредитных денег. К этому источнику государство прибегает, если расходы превышают доходы.
- неналоговые поступления – доходы от государственной собственности и государственной предпринимательской деятельности, продажи принадлежащего государству имущества, запасов, земли и т.д. Если расходы превышают доходы образуется бюджетный дефицит, который может быть связан: - С осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики. Это активный бюджетный дефицит. Он не опасен для экономики, со временем может быть устранен; - С возникновением чрезвычайных ситуаций. Это пассивный дефицит, он не сильно опасен; - С кризисными явлениями в экономике, с неэффективностью финансовой политики государства. Его признаки: o низкая эффективность общего производства; o нерациональная структура бюджета; o рост государственного долга; o инфляционные процессы. Такой бюджетный дефицит имеет отрицательные экономические последствия. Необходимо искать пути его устранения.
2. Бюджетная система – совокупность всех видов бюджета страны, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Бюджетное устройство зависит от устройства государства и от его административно-территориального деления. При федеративном устройстве государства выделяется три звена управления страной, и, следовательно, бюджетная система имеет три уровня: 1. федеральный; 2. бюджет субъектов РФ; 3. местные бюджеты. Административно-территориальное деление определяет в целом количество бюджетов в данной стране. Главную роль играет федеральный бюджет, так как центральные органы власти сосредотачивают в своих руках основную часть национального дохода, который используется для регулирования экономики, социальных отношений, для воздействия на процесс производства, укрепления политической власти. За федеральным бюджетом закреплены важнейшие доходы страны (НДС, акцизы, подоходный налог). Расходы федерального бюджета связаны с осуществлением важнейших функций государства.
Региональные бюджеты играют относительно подчинённую роль. Их задача – обеспечивать региональные органы власти финансовыми ресурсами. Причём, каждая административно-территориальная единица имеет свой бюджет. Эти бюджеты обособлены и функционируют автономно. В действительности, они сильно зависят от центрального правительства и по существу они используются для реализации задач, которые центр перекладывает на региональные органы, освобождая себя от второстепенных проблем. 3. Наиболее общая форма государственного бюджета – это выраженная в денежной форме роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти и расходов, производимых этими органами. Состав бюджета – это перечень доходов и расходов в рублях. Структура бюджета – это соотношение между видами доходов и направлениями расходов. Доходы бюджета. Это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимая для выполнения его функций. В реальной жизни доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти. Доходы как экономическая часть - система денежных отношений, возникающих у государства с физическими и юридическими лицами при формировании бюджетного фонда страны. В зависимости от государственного устройства различают три уровня доходов: - доходы федерального бюджета; - доходы бюджетов субъектов РФ; - доходы местных бюджетов.
Классификации доходов бюджета: 1. По социально-экономическому признаку. · доходы от предприятий и организаций различных форм собственности; · доходы от государственного и муниципального имущества и угодий; · доходы от государственной внешнеэкономической деятельности; · поступления от личных доходов граждан. 2. По порядку и условиям зачисления в бюджет. · Закреплённые доходы – это такие доходы, которые в полном объёме или в твёрдо фиксированном размере на постоянной основе зачисляются в соответствующие бюджеты. · Регулирующие доходы – это такие доходы, по которым производится отчисление в нижестоящие бюджеты на основе решений органов государственной власти вышестоящего уровня. Эти доходы ежегодно распределяются.
· Собственные доходы – это закреплённые доходы конкретного бюджета. · Заёмные доходы – процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, краткосрочные кредиты национальных банков, доходы от выпуска в установленном порядке займов на соответствующих территориях. 3. По юридическим формам. Налоговые и неналоговые – это доходы от государственной собственности или деятельности, от продажи государственного имущества, от государственных займов. Расходы бюджета. В реальной жизни расходы бюджета – это денежные средства, полученные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления. Как экономическая категория расходы бюджета – это система денежных отношений, возникающих в связи с распределением централизованного фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Структура и механизм расходов определяется совокупностью стоящих перед государством задач, потребностями экономики, уровнями управления. Расходы имеют экономическое и социальное значение. Экономическое в том, что они обслуживают весь процесс воспроизводства в целом и способствуют проведению экономической политики государства. Т.е. государство может воздействовать на структуру экономики, на конкурентоспособность страны и т.д. Социальное значение – государство с помощью расходов обеспечивает воспроизводство рабочей силы, заботится о социальной защите различных слоёв населения и осуществляет политику социального маневрирования. Классификации расходов: 1. Функциональная классификация, т.е. расходы подразделяются в зависимости от функций государства: · расходы на финансирование народного хозяйства; · расходы на финансирование социально-культурных мероприятий; · расходы на финансирование фундаментальных научно-технических программ;
· расходы на оборону; · расходы на содержание органов государственной власти, муниципальных, правоохранительных органов, судов, прокуратуры; · расходы на внешнеэкономическую деятельность; · расходы по выплате дотаций и субсидий. 2. Ведомственная классификация, когда расходы распределяются по конкретным распорядителям денежных средств – по министерствам и ведомствам. 3. Экономическая классификация – все расходы подразделяются по конкретным элементам при этом сначала выделяются текущие и капитальные расходы. Текущие формируют обычный текущий бюджет, на долю которого приходится большая часть всех бюджетных затрат. К ним относятся: · закупка товаров и услуг; · оплата труда в бюджетной сфере; · выплаты на лечение населению; · текущие субсидии государственным и частным предприятиям. Капитальные связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной собственности. Инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|