Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства. I этап – с IX в. до конца XII в. – характеризует зарождение бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе Древнерусского государства. На этом этапе закладываются основы бюджетного устройства, соответствующие отдельным периодам развития государства. II этап – с XIII в. до конца XVIII в. – отражает развитие государственного бюджета в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. В течение этого периода продолжает формироваться бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осуществлен переход к налоговому государству. Доходы государственной казны увеличиваются за счет развития косвенного налогообложения, с развитием товарно-денежных отношений все больше платежей поступает в денежной форме, происходит трансформация бюджета в финансовую категорию. Вырабатывается механизм сбора государственных доходов и контроля их поступлений. Государственная казна формируется из натуральных и денежных податей и платежей. Доходы средневекового государства включали в себя добровольные дары, договорные домены, налоги и пошлины, доходы от верховного права на бесхозное имущество. III этап – с конца XVIII в. по 1919 г. – связан с формированием бюджетов белорусских губерний в составе России. На этом этапе формируется многоуровневая бюджетная система: образуются местные бюджеты – земские, городские, мирские, в них впервые появляются расходы на хозяйственные мероприятия территорий и социальные нужды населения. Укрепляется налоговая система, широкое распространение получают акцизы. Бюджеты белорусских губерний участвуют в формировании общеимперских доходов.
IV этап – с 1919 г. по 1990 г. – охватывает период развития бюджета Белорусской Советской Социалистической Республики в основном в составе СССР. На этом этапе проводится ряд мероприятий по реорганизации финансовых отношений на основе перестройки хозяйственного механизма, преобразования форм и методов руководства экономикой. Изменяются состав и структура доходов и расходов бюджета БССР, укрепляется доходная база местных бюджетов. Бюджетная система Беларуси формируется как часть единой бюджетной системы мощного государства, способная к самостоятельному функционированию. V этап – с 1990 г. по настоящее время – характеризует развитие бюджета и формирование национальной бюджетной системы Беларуси в условиях суверенитета республики и рыночных преобразований. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня и бюджет города Минска. Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1. единства; 2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов; 3. сбалансированности бюджетов; 4. гласности; 5. самостоятельности бюджетов; 6. эффективности использования бюджетных средств; 7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 8. достоверности бюджетов; 9. адресности и целевого назначения бюджетных средств; 10. ответственности участников бюджетного процесса. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются: 1) повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования; 2) создание условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и решении задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективности расходов; 3) совершенствование межбюджетных отношений и организация бюджетного процесса; 4) повышение эффективности использования бюджетных средств; 5) завершение работы по привлечению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов; 6) переход к среднесрочному бюджетному планированию; 7) упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики за счет сокращения объема субсидий и льгот, ликвидации перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразования и т.п.; 8) обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита. Динамика консолидированного бюджета Республики Беларусь, его доходной и расходной частей, величины дефицита (профицита) бюджета в абсолютном выражении и в процентах к величине валового внутреннего продукта за 1995-2007 гг. представлена в таблице 1 и приложении В. Таблица 1 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 1995-2007гг.
Примечание – Источники: [2, c 96], [7, доклады на 2006 и 2007 годы]
На 2009 год утвержден республиканский бюджет по расходам в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год установлен в сумме 2 800 000 000 тыс. рублей. [5, статья 1] Доходы и расходы республиканского бюджета на 2009 год представлены в приложениях А, Б. В 2009 году установлено, что размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 процентов от валового внутреннего продукта. [5, статья 22] Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2009 года установлен в размере 6 млрд. долларов США. [5, статья 26] Государственными целевыми бюджетными фондами в 2009 году являются республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, фонд национального развития, фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), инновационные фонды. В 2009 году из республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска передаются дотации в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь, в сумме 5 180 679 492 тыс. рублей (в том числе Брестской области – 1 018 074 320 тыс. рублей, Витебской – 955 678 383 тыс. рублей, Гомельской – 896 284 180 тыс. рублей, Гродненской – 842 375 971 тыс. рублей, Минской – 422 559 699 тыс. рублей и Могилевской области – 1 045 706 939 тыс. рублей). Данные субвенции передаются в бюджеты областей.
Из республиканского бюджета передаются субвенции на финансирование расходов по: 1. преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 835 916 533 тыс. рублей; 2. строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в сумме 313 667 600 тыс. рублей. 3. индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье») в сумме 119 300 000 тыс. рублей. 4. развитию сельскохозяйственного производства в сумме 316 198 400 тыс. рублей. 5. разборке и утилизации в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов объектов военных городков, переданных в коммунальную собственность административно-территориальных единиц, в сумме 66 225 600 тыс. рублей; 6. созданию дополнительной и развитию действующей социальной инфраструктуры агрогородков за счет средств инновационных фондов в сумме 196 910 880 тыс. рублей. [5, статья 13] Областные и Минский городской Советы депутатов обеспечивают направление средств из соответствующих местных бюджетов на предоставление гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; оказание финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений без предоставления льгот по этим кредитам; государственную поддержку юридических лиц, оказывающих помощь гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, а также на содержание ведомственных дошкольных учреждений; оплату труда адвоката в случаях, когда адвокат участвовал в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению в соответствии с законодательством; реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы. Министерство финансов Республики Беларусь в процессе исполнения республиканского бюджета имеет право вносить изменения в: 1) квартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета; 2) доходы и расходы республиканского бюджета в пределах утвержденных годовых назначений по функциональной классификации расходов бюджета; 3) расходы республиканского бюджета в части ассигнований на финансирование государственной инвестиционной программы и резервных фондов; 4) размеры источников финансирования дефицита республиканского бюджета;
5) доходы республиканского бюджета в части таможенных пошлин (вывозных) на нефтепродукты и расходы республиканского бюджета в части субсидий на возмещение стоимости импортируемого углеводородного сырья. [5, статья 32] Утвержденный бюджет Республики Беларусь становится законом и принимается к исполнению. Закон о бюджете Республики Беларусь и решения местных советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты до 1 января очередного бюджетного года. Организация бюджетного процесса регулируется рядом законодательных актов, основными из которых являются Конституция Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь («О бюджетной классификации Республики Беларусь», «О бюджетном устройстве», «О налогах и сборах» и др.)
Заключение Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства. Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он является финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства. А также государственный бюджет рассматривается как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов власти и с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. Бюджет выполняет две главные функции: распределительную и контрольную. Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов. Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы и расходы бюджета. Показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием, которое отражено в их классификации. Когда государство начинает планировать свои доходы и расходы, появляется проблема их сбалансирования. Существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета: проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета. Посредством бюджета государство осуществляет одну из своих важнейших хозяйственных функций – бюджетное регулирование. Целью бюджетного регулирования является обеспечение и поддержание стабильности экономики. Методы бюджетного регулирования весьма разнообразны: предоставление налоговых привилегий, перераспределение общегосударственных доходов, дотации, межбюджетные трансферты, субсидии, субвенции и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|