Управление выводом данных
Оператор присваивания Оператор присваивания используется для сохранения результата вычисления арифметического выражения в переменной. Он имеет следующий общий вид: переменная:= выражение; Знак:= читается как "присвоить". Оператор ввода Базовая форма оператора ввода позволяет пользователю ввести с клавиатуры значения одной или нескольких переменных. Оператор ввода с клавиатуры может быть записан в одной из следующих форм: read(список_переменных); readln(список_переменных); Имена переменных в списке перечисляются через запятую. Здесь и далее список данных, передаваемых любому оператору (а позднее и написанным нами подпрограммам), мы будем называть параметрами. Таким образом, параметрами оператора (точней, стандартной процедуры) read являются имена переменных, описанных ранее в разделе var. По достижении оператора ввода выполнение программы останавливается и ожидается ввод данных пользователем. Вводимые значения переменных разделяются пробелом или переводом строки (нажатием Enter). После ввода значений всех переменных из списка работа программы продолжается со следующего оператора. Оператор readln отличается от read только тем, что все переменные должны быть введены в одну строку экрана, клавиша Enter нажимается один раз по окончании ввода. Форма записи readln используется, в основном, для ввода строк текста, для ввода числовых значений лучше использовать read, т. к. в этом случае пользователь может вводить данные более свободно (и в одну, и в несколько строк экрана). В качестве примера организуем ввод исходных данных для решения квадратного уравнения: var a,b,c:real; ... read (a,b,c); Для задания значений a=1, b=4, c=2.5 на экране вводится:
1_4_2.5 Здесь и далее "_" означает пробел, а "" -- нажатие Enter. Другой вариант ввода с клавиатуры: 2.5 Третий вариант: 4_2.5 Во всех вариантах пробелов может быть и несколько, лишние будут проигнорированы оператором. Как правило, перед оператором ввода ставится оператор вывода, служащий приглашением к вводу и поясняющий пользователю, что именно следует сделать (см. п. 4.3).
Оператор вывода Базовая форма оператора вывода позволяет отобразить на экране значения переменных, АВ или констант, а также строки текста в апострофах. Оператор записывается в одной из следующих форм: write(список); writeln(список); Элементы списка перечисляются через запятую. Элементы списка выводятся в пользовательское консольное окно программы. Вещественные значения выводятся в экспоненциальной форме. Строки выводятся "как есть". После вывода работа программы продолжается со следующего оператора. Оператор writeln отличается от write тем, что после вывода значения последнего элемента списка выполняется перевод курсора на следующую строку экрана. Приведем примеры. 1. Нужно дать пользователю возможность ввести с клавиатуры число, затем программа возведет это число в квадрат и выведет результат на экран. var a,a2:integer; ... writeln ('Введите целое число:'); {это приглашение к вводу} read (a); a2:=sqr(a); writeln ('Квадрат числа=',a2); Если ввести значение a=2, на экране будет напечатано Квадрат числа=4 | Символ |здесь и далее обозначает курсор. Видно, что оператор writeln перевел курсор на следующую строку. После вывода результата выполнение программы продолжится, а если оператор writeln был в ней последним, то и завершится. Чтобы пользователь успел прочитать результат, следует в конце программы добавить оператор readln; который будет ждать нажатия клавиши Enter. 2. Требуется вывести на экран результаты решения квадратного уравнения: значения x1=1.5 и x2=2.5:
write ('x1=',x1,'_x2=',x2); Пробел в строкой константе '_x2=' нужен, чтобы значение x1 не слилось со строкой 'x2='. На экране будет напечатано: x1= 1.5000000000E+00 x2= 2.5000000000E+00| Курсор остался в конце строки, т.к. использована форма оператора write. Вещественные числа читать в подобной форме неудобно, для их вывода используйте решение из следующего раздела.
Управление выводом данных
В операторе write или writeln вещественное значение (а также целое или строковое) зачастую удобнее записывать в виде: переменная:ширина:точность Здесь ширина -- целое положительное число, определяющее, сколько экранных позиций отводится для вывода всего числа. Ширина определена для числовых значений любого типа и строк. Точность -- целое положительное число, определяющее, сколько цифр из ширины отводится на вывод дробной части числа. Значение точности определено только для вещественных чисел. Оно не учитывает позицию десятичной точки. Разумные значения точности -- от 0 до ширина-2 включительно. Недопустимые значения ширины и точности не будут учтены при выводе. В качестве примера выведем на экран значения нескольких переменных: var x1,p:real; i:integer; ... x1:=2.5; p:=-3.175; i:=2; writeln ('x1=',x1:8:2,'_p=',p:9:4); write ('I=','_':5,i:2); На экране будет напечатано: x1=____2.50_p=__-3.1750 I=______2
Табл. 5.1. Структура простой программы на Паскале
Пара операторов begin и end называется операторными скобками, они служат для того, чтобы объединить группу операторов, выполняемых вместе, например, в цикле или по условию. Ключевые слова begin и end следует рассматривать как единый оператор, поэтому после begin точка с запятой не ставится, а количество begin и end в программе всегда одинаково. Таким образом, тело программы заключено в операторные скобки, объединяющие все ее операторы. Только последний оператор программы завершается точкой: end., все остальные -- символом;. Если в программе нет констант, в ней будет отсутствовать раздел const, если нет и переменных -- раздел var.
При написании текста программы следует соблюдать несложные правила, облегчающие его последующие чтение и модификацию: · внутри ключевых слов или идентификаторов не должно быть пробелов и других разделителей, таких как табуляция или перевод строки; во всех иных случаях не запрещено разрывать оператор, однако, делать это следует лишь тогда, когда написание оператора в одну строку затрудняет восприятие текста программы; · на каждой строке обычно пишется один оператор (это облегчает и отладку программы); · операторы одного уровня вложенности пишутся с одинаковым отступом слева; например, хорошим тоном считается после начала каждого блока (begin) отступать на следующей строке на символ или несколько символов вправо, а закрывать блок так, чтобы соответствующий end; находился под своим begin. Приведем пример неправильного и правильного структурирования: program p1; var a,b,c:real; begin writeln ('Введите значения A и B:');read(a,b); c:=a+b; writeln ('A+B=',c); c:=a-b; writeln ('A-B=',c); end. Текст этой программы структурирован явно неудачно, гораздо лучше он воспринимается так: program p1; var a,b,c:real; begin writeln ('Введите значения A и B:'); read (a,b); c:=a+b; writeln ('A+B=',c); c:=a-b; writeln ('A-B=',c); end. основные действия программы комментируются: комментарием в Паскале считается любой текст, ограниченный фигурными скобками {... } или символами (*... *).
Паскале, вычисляющую вещественные корни произвольного квадратного уравнения. program Equation; var a,b,c,d,x1,x2:real; begin writeln; writeln ('Введите коэффициенты a,b,c:'); read (a,b,c); d:=sqr(b)-4*a*c; x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a); x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a); writeln ('Корни уравнения'); writeln (x1:10:2,x2:10:2); readln; readln; end.
Читайте также: D-триггер с динамическим управлением. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|