Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема лекции: «Государственный бюджет»

Бюджетная система страны. Доходы и расходы бюджета
Теория налогообложения. Налоговая система
Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетная система страны. Доходы и расходы бюджета

Государственный бюджет — форма образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансирования деятельности органов государственной власти. Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Он представляет собой баланс доходов и расходов и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.
Говоря о бюджете федеративного государства, надо иметь в виду, что он представляет собой систему бюджетов, включающую общефедеральный бюджет и территориальные (региональные) бюджеты — бюджеты субъектов Федерации (штатов, земель, краев, областей и т.п.). Региональные бюджеты имеют такую же структуру, как и центральный бюджет, они включают доходы и расходы региональных органов власти и действуют на территории соответствующих административных единиц.
Помимо государственного бюджета, бюджетная система страны включает и бюджеты органов местного самоуправления.
Соответственно, бюджетная система Российской Федерации включает:
республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;
бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республики, края, области, автономные области и округа);
местные бюджеты (районные, городские, сельские, поселковые).
Совокупность всех бюджетов страны образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет законодательно не утверждается, а составляется для аналитических целей.

В основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип бюджетного федерализма, согласно которому:
все бюджеты функционируют автономно;
за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов;
бюджеты принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации или местного самоуправления.
При этом принцип бюджетного федерализма не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами. Происходящий в России процесс бюджетной федерализации привел к тому, что роль региональных и местных бюджетов существенно возросла: увеличилась их доходная база, многие расходы были закреплены за местными и региональными бюджетами.
Доходы государственного бюджета включают:
налоговые поступления - 80–90% всех доходов (подробнее о налогах в следующем вопросе темы);
неналоговые доходы (доходы от сдачи в аренду, продажи, использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т.п.).
Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства. Государственные расходы могут быть сгруппированы:
по направлениям: расходы на военные и социально-экономические цели, расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства, в частности внешнеэкономической, расходы на управление и т.п.;
по экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, расходы по обслуживанию государственного долга.

Государственные закупки — расходы государства на приобретение товаров и услуг военного и гражданского назначения. Последние могут предназначаться как для собственных нужд государственных предприятий и учреждений, так и носить регулирующий характер (закупки сельскохозяйственной продукции для поддержания рыночной цены, покупка иностранной валюты на валютном рынке в целях недопущения резких колебаний курса национальной валюты).
Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, который характеризуется отсутствием риска неплатежа, стабильностью цен, возможностью реализовать продукцию крупными партиями по заранее заключенным контрактам (государственные заказы), возможностью получения налоговых и кредитных льгот и т.п.
Следующий вид государственных расходов — это трансфертные платежи — выплаты, которые осуществляются без представления их получателями каких-либо товаров и услуг. Трансфертные платежи не относятся к производительным видам экономической деятельности государства, их доля в государственных расходах зависит от социально-политической ориентации государства, границ государственного вмешательства в экономику, от проводимой социальной политики. Так, величина трансфертных платежей колеблется от 12% ВНП в США до почти 32% в Швеции.
Наконец, государство несет расходы по обслуживанию своего внутреннего и внешнего долга, которые включают затраты на выпуск и размещение государственных ценных бумаг (ГЦБ), выплату процентов. Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием рост этого вида расходов государства.
Увеличение государственных расходов стало в ХХ веке общемировой тенденцией. Практически во всех странах государственные расходы росли быстрее ВНП. Естественным следствием этого стало увеличение доли государственных расходов в ВНП. Так, в 1929г. государственные расходы США составляли 12% ВНП, а в 2000 г. – 19%. В России доля государственных расходов составляет примерно 15% ВНП.

Представление о составе и структуре доходов и расходов бюджета РФ дает таблица 26.1.

Таблица 26.1

Федеральный бюджет Российской Федерации, 2004 г.

Теория налогообложения. Налоговая система

Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги. Налог (Т) — это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых платежей. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституциях многих стран.
Налоги многофункциональны.
Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов и формируют доходы государства. Налоги мобилизуют от 30% (Япония, США) до 45% (Германия) и 60% (Швеция) ВНП. Доля налогов в ВВП России в 2004 г. составляла 29,5%.
Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. В этом своем качестве налоги могут играть как поощрительную, стимулирующую, так и ограничительную, сдерживающую роль. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития страны, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
В-третьих, через налоги происходит перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов. Таким образом, налоги влияют нe только на распределение доходов, но и на распределение ресурсов.
Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще отцом экономической теории А. Смитом и остались актуальными и сегодня. Это следующие принципы:
справедливость и равенство налогообложения — все должны участвовать в покрытии расходов правительства, но каждый — по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется;
налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, и он должен взиматься в наиболее удобное для плательщика время и наиболее удобным способом;
расходы на сбор налогов должны быть минимальны (налог должен извлекать из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в доход государства).
Равенство в налогообложении — проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?
Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предполагает, прежде всего, соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая означает, что находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковые налоги. Вертикальная справедливость означает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Необходимо обратить внимание на то, что поскольку всякий налог — это вычет из дохода, то налоги могут негативно влиять на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги "вбивают клин" между оценками товаров и факторов производства покупателями и продавцами, что создаёт искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Рассмотрим, например, налог на заработную плату (рис.).

Рис. 26.1. Налоговые поступления и потери

При заработной плате, равной W1, предложение труда (количество отработанных часов) составляет Q1. Предположим, что вводится подоходный налог. Тогда предприниматели для того, чтобы сохранить заработную плату, получаемую рабочими, на прежнем уровне, должны повысить ее до W2. Однако при таком уровне заработной платы спрос на рабочую силу и количество отработанных часов сократится до Q2, и фирмы фактически будут платить заработную плату на уровне W3. Таким образом, налоги повысили предналоговую заработную плату до уровня W2 и снизили посленалоговую заработную плату до уровня W3. Налоги вбивают клин, равный е2 е3, между ценой найма работника для фирмы и заработной платой, реально получаемой работником. Результатом введения налога становится снижение стимулов к труду и уменьшение отработанного времени.

Область W3W2e2e3 — это общая сумма налоговых поступлений, полученных государством. А площадь треугольника e2e1e3 представляет собой чистые потери общества (сокращение отработанного рабочего времени), возникшие в результате введения налога.
Негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы соблюдение принципа эффективности налогообложения, который предполагает, что взимание налогов не должно иметь негативных последствий для экономики, или эти последствия должны быть минимальны.
Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов – определения их уровня, характера, состава, объекта обложения. Все это находит отражение в налоговой системе страны.
Налоговая система — это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Основные принципы построения налоговой системы РФ названы в Налоговом кодексе РФ:
всеобщность и равенство налогообложения — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы независимо от их организационно-правовой формы;
стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
равнонапряженность — взимание одинаковых налогов на одинаковых для всех налогоплательщиков условиях;
экономическое обоснование налогов (налоги не могут быть произвольными);
обязательность — принудительность, неизбежность уплаты налога;
социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех получателей одинаковых доходов примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов.
В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:
прямые налоги — взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на другие лица (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.).
косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).
В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается (в соответствии с российским законодательством), различают:
федеральные налоги — они определяются Законом РФ и взимаются на всей территории России по одинаковым правилам (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и др.);
налоги субъектов Федерации (региональные налоги) — это налоги, которые могут вводиться органами власти соответствующих уровней (республик, краев, областей) на своей территории (налог на недвижимость, налог с продаж, налог на игорный бизнес);
местные налоги — устанавливаемые и взимаемые органами власти местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).

В зависимости от назначения налога различают:
общие налоги, которые обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных расходов;
специальные (целевые) налоги — имеющие строго определенное назначение. Они взимаются для финансирования заранее определенных программ.
Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов:
субъект налогообложения — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог;
объект налогообложения — то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.;
источник налога — доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль);
налоговые льготы — полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы являются важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения. Налоговые льготы могут предоставляться путем установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, полного освобождения от уплаты налогов и др.;
налоговые санкции — разного рода взыскания – от штрафов различных размеров до уголовной ответственности за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.).

Важнейшим элементом всякого налога является ставка налога(t) — величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в виде доли (процента) к единице налогообложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Средняя налоговая ставка определяет долю налога в доходе: , где — средняя налоговая ставка; Т — сумма налога; Y — доход.
Предельная налоговая ставка определяет соотношение между приростом налога и приростом дохода: ,
где t — предельная налоговая ставка; ΔТ — прирост налога; ΔY — прирост дохода. Через налоговые ставки реализуются на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется ставка налога при изменении величины дохода, налог может быть: прогрессивный, пропорциональный, регрессивный. Эти виды налогов представлены на рис. 26.2.


Рис.. Прогрессивные, пропорциональные, регрессивные налоги

Прогрессивный налог — налог, при котором ставка обложения растет по мере увеличения дохода; соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 26.2, линия а). Доход увеличился с Y1 до Y2, налог с Т1 до Т2.
Пропорциональный налог предполагает, что используется одна и та же ставка безотносительно к величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 26.2, линия б). Доход увеличился с Y1 до Y2, налог с Т3 до Т4.
Регрессивный налог — налог, при котором ставка или доля налога в доходе по мере возрастания дохода уменьшается (рис. 26.2, линия в). Доход увеличился с Y1 до Y2, налог — с Т5 до Т6.

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Т) и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера (рис. 26.3).


Рис.. Кривая Лаффера

Согласно этой кривой увеличение налоговых поступлений за счёт повышения налоговой ставки имеет свои пределы. Максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (topt). Повышение ставки налога, например, до t2 ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что в конечном счете уменьшает поступления в бюджет (Т2 < Тmах).
Наоборот, переход к более низкой ставке в диапазоне t2 - topt обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Однако теоретически найти оптимальную ставку налогообложения не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Бюджетный дефицит и государственный долг

Хотя государственный бюджет предполагает равенство доходов и расходов, однако, как правило, планируемые поступления и расходы государства не совпадают.
Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или положительное сальдо), превышение расходов над доходами означает бюджетный дефицит (или отрицательное сальдо).
Если раньше бюджетный дефицит возникал редко и был связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня (и в мирное время), бюджетный дефицит стал достаточно типичным явлением для многих стран рыночной экономики.
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства или падения темпов его роста, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, вызывающих несбалансированность экономики, снижение эффективности производства.
Однако сам по себе бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия. Поскольку макроэкономическое равновесие может достигаться при разном состоянии бюджета, то бюджетный дефицит (до определенных пределов) не опасен.
Сегодня большинство экономистов исходят из того, что в период спадов вполне правомерен весьма значительный бюджетный дефицит, а небольшой бюджетный дефицит может существовать и длительное время. Проблемой становится продолжительный и значительный бюджетный дефицит, следствием которого может стать инфляция. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 3–3,5% ВНП.

Бюджетная несбалансированность может быть полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. Наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики. И в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Характер бюджетного сальдо (дефицит или профицит) зависит от состояния экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной системе налогообложения бюджетное сальдо производно от величины ВНП (дохода). Чем больше объем производства и уровень доходов, тем выше налоговые поступления (T). В то же время государственные расходы не зависят от величины ВНП (рис. 26.4).

Рис. 26.4. Дефицит и профицит государственного бюджета

При ВНП, равном Qe, бюджет сбалансирован - государственные расходы равны налоговым поступлениям. При ВНП, меньшем Qe, бюджет дефицитен - государственные расходы превышают налоговые поступления. При ВНП, большем Qe, налоговые поступления больше государственных расходов и возникает бюджетный профицит.

Однако государственные расходы и налоги сами могут влиять на уровень совокупного спроса и на объем ВНП. Рост государственных расходов повлечет за собой расширение совокупного спроса, объема производства, доходов, что увеличит поступление налогов, в результате чего бюджетный дефицит может сократиться. Аналогично, состояние бюджета может улучшиться и при снижении налогов, поскольку такое снижение вызовет рост совокупного спроса, объема производства, доходов, а следовательно, и налоговых поступлений.
Таким образом, бюджетное сальдо не всегда является свидетельством изменения макроэкономической ситуации, оно может быть следствием проводимой правительством фискальной политики, направленной на решение тех или иных макроэкономических задач.
Для того чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо целенаправленных мероприятий правительства, используют бюджет полной занятости — состояние бюджета в условиях функционирования экономики при полной занятости, т.е. при потенциальном ВНП.
Структурный бюджетный дефицит или «дефицит бюджета полной занятости» (Dstr) — это превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости, т.е. при потенциальном ВНП:

где G — государственные расходы;
t — налоговая ставка;
Yр — потенциальный ВНП.
Дефицит бюджета полной занятости элиминирует влияние экономического цикла на величину бюджетного дефицита.
Разность между фактическим бюджетным дефицитом и дефицитом бюджета полной занятости образует циклический дефицит (Dcycl) — дефицит, вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня. Он равен разнице между фактическим и структурным дефицитом:

Соотношение разных видов бюджетного дефицита представлено на рис. 26.5.


Рис.. Фактический, структурный и циклический бюджетный дефицит

 

Если в условиях полной занятости ВНП равняется Qр, то при существующей системе налогообложения и данном уровне государственных расходов дефицит бюджета равен . При уровне производства, равном Q1, и той же системе налогообложения и таких же государственных расходах бюджетный дефицит будет равен ае, в том числе аd – структурный дефицит и de – циклический дефицит – результат падения объемов производства (Q1 меньше Qp).
Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов его финансирования. Государственные расходы, не имеющие под собой доходной базы, могут покрыться за счет:
эмиссии денег;
займов правительства в Центральном банке;
займов в частном секторе, осуществляемых путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.
Первые два способа финансирования бюджетного дефицита носят инфляционный характер, т.е. ведут к росту цен, третий способ считается безынфляционным, но он порождает эффект вытеснения — сокращение частного инвестиционного спроса, вызванное увеличением займов правительства в частном секторе. Предъявляя дополнительный спрос на деньги, правительство содействует повышению процентных ставок, что ведет к последующему снижению инвестиционного спроса.
Таким образом, правительственные расходы, как правило, носящие непроизводительный характер, "вытесняют" частные инвестиции в производство, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста.

Влияние различных методов финансирования бюджетного дефицита на экономику представлено ниже (табл.).

Таблица

Государственное заимствование в частном секторе осуществляется путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ) — ценных бумаг, эмитентами которых выступают государственные органы или органы местного самоуправления. ГЦБ выпускаются на определенный срок и предусматривают выплату по ним дохода (процента). Основными держателями ГЦБ являются правительственные учреждения и фонды, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население.
ГЦБ подразделяются на краткосрочные казначейские обязательства (со сроком погашения до года), среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Вопрос о соотношении между различными видами задолженности по их срочности имеет большое значение для управления государственным долгом. В условиях инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности, так как инвесторы избегают вкладывать средства в долгосрочные правительственные обязательства.

Государственный заем существенно отличается от частного кредита. Частный кредит используется, как правило, для целей производственного назначения, и выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государственный кредит не связан в преобладающей своей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов.
Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет займов, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг — это сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Он представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков. Поскольку для большинства стран рыночной экономики типичен бюджетный дефицит, постольку и государственный долг существует практически во всех странах.
С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг — это долг государства резидентам данной страны - держателям ценных бумаг. Государственный долг влияет на денежное обращение страны и состояние экономики в целом. Рассмотрим основные последствия накопления внутреннего долга.
Во-первых, государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения. Все граждане страны как налогоплательщики оплачивают проценты по государственному долгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства, а это, как правило, наиболее имущие слои населения.
Во-вторых, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Очень важно, на какие цели были использованы государственные займы. Если заимствованные средства были истрачены на текущее потребление, вместо того чтобы пойти на вложения в модернизацию, развитие производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем, то рост долга и процентов по нему приведет к ограничению потребления в будущем. Иными словами, если рост государственного долга не сопровождается соответствующим ростом инвестиций, то это приводит к тому, что выплата долга перекладывается на будущих налогоплательщиков, сокращая объем их потребления.

В-третьих, рост государственного долга ведет к росту затрат по его обслуживанию (выплате процентов), а поскольку эти затраты финансируются из государственного бюджета, то возрастает расходная нагрузка бюджета, что может вести к увеличению бюджетного дефицита и новым займам.
В федеральном бюджете России доля расходов по обслуживанию государственного долга в общей сумме расходов составляла в 1996 г. 13,3%, а в 1998 г. — уже более 37%. Резкий рост расходов бюджета по обслуживанию государственного долга вынудил Правительство РФ осенью 1998 г. объявить дефолт — временно отказаться от погашения ГЦБ, осуществить реструктуризацию внутреннего долга, отсрочив выполнение своих обязательств.
В-четвертых, государственный долг порождает "эффект вытеснения" частных инвестиций (см. выше).
Внешний государственный долг — это общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные экономические организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.). Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга.
Внутренний долг — это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг погашается фактически путем передачи товаров другой стране. Для того чтобы рассчитаться по внешнему долгу, страна должна экспортировать товары и получаемую экспортную выручку направлять не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.
Если займы за границей делаются для преходящих потребительских целей, то происходит (как и в случае с внутренним долгом) переложение долгового бремени на потомков, так как погашение этого долга вместе с процентами будет представлять собой вычет из того, что будут производить будущие поколения.
Наконец, не надо забывать о том, что, как правило, кредитор диктует условия, на которых может быть предоставлен заем.

В таблице представлена динамика внешнего долга России.

Таблица

Внешний долг России (млрд. долл.)

Следует обратить внимание на то, что значительная часть внешнего долга России (более 90 млрд. долл.) — это долги СССР, принятые на себя Российской Федерацией.
Нарастание внешнего долга в 90-х годах было связано с кризисным состоянием российской экономики в это время (падение объемов производства, высокие темпы инфляции, бюджетный дефицит). Улучшение экономического положения страны, профицит государственного бюджета, положительный внешнеторговый баланс позволили Российской Федерации сократить внешние заимствования, своевременно и в полной мере выполнять свои обязательства по погашению внешнего долга. В результате за пять лет внешний долг РФ сократился более чем на 25%.
Спецификой внешнего долга России является и то, что Россия выступает крупным международным кредитором. Предоставленные в свое время Советским Союзом кредиты составляют более 140 млрд. долл., т.е. Россия является чистым международным кредитором — ей должны больше, чем должна она сама.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...