Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Государственный бюджет. Фискальная политика Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Налоги и их виды. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. Государственный долг и его последствия. Фискальная политика. Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. Расходы государства. Расходы государства могут быть разделены по целям: • расходы на политические цели — обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством; • расходы на экономические цели — содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики; • расходы на социальные цели — социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на: • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП); • трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
• выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы также не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета). При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из: • расходов на государственное потребление, которые включают покупку государством потребительских товаров, оплату услуг государственных служащих, т.е. выплату жалования чиновникам, учителям, врачам; • государственных инвестиций — покупки государством инвестиционных товаров для обеспечения процесса производства в государственном секторе экономики, т.е. расходы на строительство дорог, школ, больниц и т.п. Основные источники доходов государства — это: • налоги (включая взносы на социальное страхование); • прибыль государственных предприятий', • сенъораж (доход от эмиссии денег); • средства от продажи государственных ценных бумаг', • доходы от приватизации и др. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: – когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета; – когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом', – когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное и имеет место дефицит государственного бюджета. На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Налоги и их виды. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты. По объектам налогообложения различают три вида сборов в казну: ü Налог на доходы (заработную плату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары) ü Налог на имущество (землю, леса, дома, предприятия). ü Налог на расходы покупателей определенных товаров (напр. Вина водка и т.д.). По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные: Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей дохода, либо с владельцев имущества. Косвенные налоги включаются в цены товара и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже. Пропорциональными называются налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы налогооблагаемой базы. У прогрессивных налогов база по мере роста налогооблагаемой базы растёт. Регрессивный налог, ставки которого с ростом облагаемых сумм снижается. По уровню бюджета, в которой поступают налоговые суммы, выделяют налоги федеральные (идущие в госбюджет), региональные (направляемые в бюджеты республик, краёв, областей) и местные (пополняют бюджеты районного или городского уровней). По порядку исполнения налоги могут быть общими, которую поступают в единую кассу страны, и целевые или специальные, имеющие своё, конкретное назначение (за пользование дорогами). По их использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие - обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные – имеют определенное назначение. В зависимости от того, кто взимает налоги: 1. – федеральные налоги 2. – региональные налоги 3. – местные налоги
1. Федеральные налоги, к ним относятся: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц; полностью поступают в федеральный бюджет: таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, а так же платежи за пользование природными ресурсами.
НДС, акцизы, подоходный налог на физических лиц – это регулирующие доходы. НДС – создает 30% доходов бюджета. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства. Определяется как часть разницы между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг, и стоимости материальных затрат отнесенных на издержки производства и обращения. Обложение этим налогом подлежат прирост стоимости. Плательщиками НДС являются все юридические лица вне зависимости от форм собственности. Акцизы – это есть косвенный налог на товары и продукты массового спроса, взимаются в ценах товаров и услуг. Таможенные пошлины: - импортные таможенные пошлины – взимаются при ввозе товара - экспортные – при вывозе товара - особые пошлины – антидемпинговые. Применяются для защиты экономических интересов Российских предприятий. - специальные и компенсационные Налог на прибыль – облагается валовая прибыль предприятия полученная в рублях и в иностранной валюте.
Функции налогов. 1. Фискальная. Налоги обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами. При этом важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определённой высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей, больше подталкивая их к уклонению от налогов. Такую связь демонстрирует кривая Лаффера.
По мере повышения ставки налога от 0% до 100% налоговые поступления в начале растут до некоторого максимального уровня, а затем снижается до нуля. Причём отмеченных точках налоговые поступления равны. Таким образом снижение чрезмерно высоких налогов может действовать весьма благотворно, поскольку оно обеспечивает рост инвестиций расширения производства и занятости, а => увеличение доходов госбюджета. 2. Регулирующая. Снижение или повышение налогов стимулирует или сдерживает развитие определённых сфер экономики. 3. Перераспределительная. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления в пользу требующих финансирования программ (на развитие социальной сферы, поддержку аграрного сектора и т. д.).
Бюджетный дефицит и способы его финансирования. Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег (монетизация дефицита), за счет займа у населения своей страны (внутренний долг) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий — долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита. Достоинства такого способа финансирования: • рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска; • эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме. Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Достоинства этого способа: • он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;
• это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать — это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент). Недостатки этого способа: • по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит • данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым; • существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены — ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Достоинство этого метода Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции. Недостатки этого способа: • необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу); • невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга; • необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике; • при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны. Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки. В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|