Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.
Развитие детей 4-5 лет
Особенности психического развития ребенка в возрасте 4-5 лет
В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа- Я ребенка, его детализации.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
Собирать пирамидку без посторонней помощи.
Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан - фрукты; стол, стул, диван - мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
Складывать по образцу постройки из конструктора.
Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
Находить сходства и различия предметов.
Математика
Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
Различать и называть части суток, времена года
Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
Понимать значение: больше - меньше, поровну.
Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).
Развитие речи
Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
Понимать речь окружающих.
Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
Находить предмет по описанию. Описать предмет.
Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
Понимать, употреблять, составлять слова - антонимы (теплый - холодный, низкий - высокий и т.д.).
Называть существительные в единственном и множественном числе (груша - груши).
Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
Выделять первый звук в слове.
Читать наизусть небольшие стихотворения.
Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.
Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
Понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.
Называть домашних и диких животных и их детёнышей.
Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
Назвать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого.
Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
Правильно удерживать в руке карандаш.
Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Изобразительная деятельность
Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
Изображать предметы, передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
Создавать узор на круге, квадрате.
Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.