Тайны веков: Выпуск 2. Воображение плюс поиск. (предисловие)
Тайны веков: Выпуск 2
Воображение плюс поиск В. Захарченко, главный редактор журнала «Техника – молодежи», (предисловие)
Почему так привлекательно все таинственное? Почему в разгар научно‑ технической революции, когда все как будто бы подвержено точному расчету и прогнозу, когда компьютеры заглядывают в прошлое и пытаются на его основе «просчитать» настоящее, а потом угадать будущее, рассказы об извечных тайнах, о загадках науки остаются любимым чтением нашей молодежи? Когда‑ то основным богатством человеческого разума являлся энциклопедизм, и он же считался критерием образованности. Широчайший охват всех сторон жизни, опыт прошлого, систематизация фактов – вот что было, по‑ видимому, самым ценным, самым необходимым. Научно‑ техническая революция бурным потоком захлестнула человеческое сознание и в чем‑ то даже сокрушила его, сдвинула прежние представления о ценности информации. ... Энциклопедизм в дни торжества НТР? Да ведь все эти знания, весь этот опыт, казалось бы, можно вложить в ячейки памяти компьютера, который безошибочно, не напрягаясь, мгновенно выдаст любую информацию. Зачем перегружать разум и память, если разумная машина даст ответ быстрее и точнее? Увы, мы сами не заметили, как величайшим богатством человеческого разума стало воображение. Именно оно – воображение, умение нетрафаретно думать, нескончаемый поиск нового в быстрине все нарастающих знаний – вот что приобретает сегодня исключительную цену. Именно этого требует от нас время. Виктор Гюго как‑ то заметил: «Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение».
Владимир Ильич Ленин говорил о фантазии как о качестве величайшей ценности, и это было еще тогда, когда научно‑ техническая революция только зачиналась и когда не было соединения двух начал, преобразивших планету и человечество, – величайшей пролетарской революции с революцией научно‑ технической. Книга «Тайны веков», вобравшая в себя удивительные, во многом еще не разгаданные события прошлого и настоящего, Ценна как раз тем, что она будит мысль молодых. Она создает ту романтическую атмосферу со вспышками молний‑ озарений, информационными грозами и взрывами, впрочем не смертельными, в которой рождается удивительное свойство человеческого сознания – воображение. Перед нами второй выпуск «Тайн», листая который снова и снова задумываешься: не этим ли объясняется успех издания, завоевавший ему миллионы читателей и почитателей. Не здесь ли сокрыта главная тайна популярности, к которой стремятся авторы книг, адресованных молодежи? Думаю, что это так. Но хотелось бы добавить еще одну, всегда присутствующую силу магнетического притяжения – это эффект участия молодого читателя в событиях, происходящих на страницах книги, активной причастности к ним. Истории, рассказанные в книге, не просто таинственные, не получившие объяснения факты настоящего и прошлого. Они, эти факты, сопровождаются научными комментариями, ставящими зачастую новые вопросы, открывающими новые горизонты для поиска. Спорят ученые. Скрещиваются мечи и рапиры острых мыслей, взаимоисключающих гипотез и допущений, заостренные порой до предела. Что же остается читателю? Ему необходимо отыскать свою точку зрения. А ведь это главное – расковать воображение человека, заставить его искать и мучиться в поисках собственного, пусть не всегда правильного решения. И поиск этот беспределен, он может, ломая преграды между настоящим, прошлым и грядущим, врываться в еще неизведанные, лишь прогнозируемые сферы бытия.
Нельзя не вспомнить чудесные слова выдающегося писателя нашего времени Леонида Максимовича Леонова: «О, как безумно хочется хотя бы через травинку, через парящее в небе облачко, даже со сверхптичьего полета взглянуть потом, потом, на наше продолжение в веках... Часть этого задания ложится и на так называемую научно‑ фантастическую литературу, которой хочется попутно пожелать большего совершенства, в частности, умножения сюжетных координат, в пересечении которых образуются поразительные детали, выясняются неожиданные и незнакомые еще очертания новой эры. Но лучше всех нас сделают это универсальные, авторитетные, увлекательные, еще лучше – вдохновенные обзоры по ведущим наукам современности, причем с некоторым люфтом, вольностью в сторону чрезмерных допущений, и даже, прошу прощения у редактора, с малой долей гипотетической ереси, которую иные ученые блюстители столь терпеть не могут и в личине которой нередко на сцене науки и жизни появляется истинное новаторство». Леонид Леонов не зря упоминает здесь о малой доле гипотетической ереси, в личине которой появляется истинное новаторство. Ведь ересь – это и есть элемент нетрадиционного мышления. Элемент воображения, столь необходимого сегодня, в тревожный век торжества сил, выходящих за пределы человеческого восприятия: ультразвуков, которые нельзя услышать, ультраскоростей, которые нельзя себе представить, ультраэнергий атомного порядка и всего того, что торжествует сегодня в макро‑ и микромире. Да кому это надо, скажет скептик. Искать, воображать, фантазировать... Чем ближе к прописным истинам, тем точнее и спокойнее. Давайте как‑ нибудь без вымысла, без фантазии. Вперед, по проторенным дорогам, проверенным столетиями. А как же с Циолковским? – спросим мы скептика. А как же с геометрией Лобачевского? Непонятой на протяжении почти восьмидесяти лет, ныне торжествующей при расчетах космических траекторий и ядерных процессов? А как же с теорией относительности Эйнштейна? Это тоже проторенное направление науки или яркая вспышка разума, способного к воображению?
Я нарочно коснулся самых мощных рычагов воображения, перестроивших мир представлений и понятий. Но ведь дети воображения – акселераты XX века – разбрелись сегодня по всем направлениям наук. Одни из них уже выбрали свой путь в науке, другие еще бродят, еще ищут место своего приземления. Найдут ли? Пока неизвестно... Есть между соображением и наукой удивительная обратная связь, не заметить которую невозможно. В чем она заключается? Как известно, сущность любой науки сводится к тому, что она производит анализ окружающей действительности. Наука как бы использует свои атомы познания. Она строит из понятий, концепций, абстракций, эмпирических законов самостоятельное здание – модель окружающей реальности. Чтобы эта модель стала научной, она должна быть подтверждена опытом. В том случае, если постройка модели по тем или иным причинам невозможна, модель становится научным вымыслом, фантастикой. Однако и в ней существуют свои научные элементы, логические правила и приемы. Отсутствует эмпирическая проверка. Таким образом, научно‑ фантастические идеи – плод человеческого воображения – есть не что иное, как тот же своеобразный метод проб и ошибок. Именно здесь, в этом процессе, и надо искать ту «кибернетическую обратную связь», которая существует между наукой и вымыслом. Научная фантастика, вымысел как бы разыгрывают возможные варианты будущего. Не скованная обязанностью проверки научных положений, фантастика, со своей стороны, вводит в оборот научные элементы познания: концепции, принципы, понятия. Они необходимы фантасту для построения научного здания, воздвигнутого на фундаменте воображения. И вдруг происходит, казалось бы, невероятное: сама наука начинает складываться из элементов познания, порожденных научной фантастикой... Таким образом, завершается этот потрясающий цикл взаимообогащения двух начал – науки и воображения. Разве не такими были во многом наивные для нас сегодня научно‑ фантастические домыслы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Беляева, а впоследствии Ивана Ефремова и других фантастов? Вот почему мы уверенно отвечаем скептикам: да, воображать надо. Искать необходимо. Но не только искать – обязательно находить. Искать и находить – вот обобщенная формула искусства и науки.
У молодого читателя, раскрывшего «книгу тайн», – плодотворная почва для поисков, развития воображения, а в ряде случаев и для находок. Почва эта размещается в трех сферах: в прошлом, в настоящем и в будущем. Заметили ли вы, дорогой читатель, как ныне, в эпоху научно‑ технической революции, ищущая молодежь все чаще обращается к прошлому? К прошлым методам, к романтике прошлого, к приключениям и авантюрам далекого вчерашнего дня. На спасательной шлюпке в век лайнеров и межконтинентальных реактивных самолетов болгарская пара влюбленных Дончо и Джу Папазовы пересекают Атлантический океан, а еще через два года – Тихий океан. Группа молодых парней из Америки в одиннадцатый раз делает попытку пересечь Атлантику на воздушном шаре. И – о радость! – наконец достигают успеха, приземлившись где‑ то под Парижем. Советские ребята – рабочие, инженеры, кандидаты наук, – ведомые энтузиастом покорения Арктики Дмитрием Шпаро, на лыжах стремятся к Северному полюсу по торосистым льдам Ледовитого океана. Они достигают полюса. Несмотря на пятидесятиградусные морозы, пургу. И это в то время, когда атомный ледокол, тараня ледяные глыбы, казалось бы, запросто выходит на ледяную макушку Земли. И вновь я слышу голоса скептиков: а кому это надо? На самолете проще. На ледоколе безопаснее. Все это верно... Неверно лишь одно: молодой, мятущийся, беспредельно смелый дух ведет энтузиастов в их своеобразном протесте против технического засилья туда, куда мучительно, со смертельной опасностью стремились наши предки зачастую на легких суденышках или воздушных шарах. В этом есть свой героизм. Оправдана жизнью отвага Тура Хейердала и Жака Кусто! Бессмертен подвиг Юрия Гагарина. Прошлое встает перед молодежью в романтике единоборства с силами природы, с воздушной стихией, толщей океана, вулканической лавой, притяжением самой Земли. Смогу ли я? Должен смочь! А ведь за этим «должен смочь» стоит не только самопроверка. Стоят новые научные знания, своеобразный поиск неизведанного. Преодоление того психологического барьера, который встает порой перед молодыми: «А, до лампочки мне все это, когда я могу сесть на самолет, купить билет на дизель‑ электроход или в крайнем случае посмотреть на все это по телевидению». Именно «пещерная» самопроверка периодически необходима нашей молодежи, которая должна верить в свои собственные силы, а не только в силу и мощь порожденной нами техники.
А каковой представляется нам сфера настоящего, связанная с поиском и воображением? Я думаю, на этот вопрос лучше всего ответят со своих позиций, позиций точных наук выдающиеся ученые нашего времени. Приведу несколько высказываний, опубликованных в свое время на страницах журнала «Техника – молодежи», высказываний, имеющих прямое отношение к поднятому нами вопросу. Академик Иван Артоболевский: «Одна из важнейших задач нашей эпохи – воспитание человека нового, коммунистического общества, отличающегося высокой культурой и образованностью. В связи с этим особое значение приобретает пропаганда общественных, естественных и технических знаний. Воспитание у молодого человека призвания пропагандиста имеет громадное значение. Вот почему мне хочется обратиться к молодежи с призывом: воспитывайте в себе качества пропагандиста, несите знания в народные массы». Академик Николай Дубинин: «Молодежи хочу пожелать: будьте всегда правдивы, любите жизнь и людей, отдайте свою жизнь избранному вами делу. Знайте: только в труде, в понимании общественного значения своей деятельности и поведения найдете истинное счастье». Академик Виктор Глушков: «Проблем, стоящих перед человечеством, много. Но самой главной, на мой взгляд, является проблема счастья в самом широком смысле этого слова. И задача науки, ее обязанность перед человечеством состоят в том, чтобы делать и отдельных людей, и все человечество более счастливыми. Счастье человечества вовсе не состоит только в том, чтобы обеспечить материальный комфорт. Он будет бесполезен, если природа как таковая перестанет существовать или если человечество будет жить под страхом атомной войны, которая может в одно мгновение уничтожить не только комфорт, но и саму жизнь. Поэтому понятие „счастье человечества“ связано с большим числом серьезнейших проблем». Академик Игорь Петрянов: «Обращаясь к молодежи, я хочу сказать: нужно сохранить мир на Земле. Это самая большая и важная задача, и именно молодежь, и в первую очередь молодежь, должна посвятить все силы ее решению». Академик Николай Семенов: «Что я хотел бы пожелать молодым, только вступающим в жизнь юношам и девушкам? Работайте не ради славы или карьеры, не ради каких‑ то меркантильных интересов, а ради того, чтобы создавать научные ценности, приносить максимальную пользу обществу, тогда и широкое общественное признание вашего труда придет само собой. Будьте рыцарями науки! » Что можно добавить к этим словам выдающихся ученых нашего времени? Они беседуют с молодежью, как бы высказывая свое духовное завещание. Их слова неотвратимо нацелены на задачи завтрашнего дня. Предлагая читателям вторую книгу «Тайны веков», мы убеждены в том, что именно в третьей сфере – в предполье грядущего – будет развиваться взбодренное романтикой сознание. От прошлого к настоящему. От настоящего к будущему. Не так ли развивается познание, не так ли рождается будущее? Вот почему самые, казалось бы, невероятные главы антологии обретают реальные формы жизни, приглашая молодежь к поиску, развивая воображение и стремление по‑ своему решить тот или иной вопрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|