Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный бюджет Российской Федерации на 1995 г.




Принят Государственной Думой 15 марта 1995 года. Одобрен Советом Федерации 23 марта 199.5 года.

Итак, завершилась почти полугодовая борьба за российский бюджет 1995 года. Таким образом, впервые за все время объявленных экономических реформ российский бюджет был принят в начале года, а не в конце или вообще после его завершения.

Следует сказать, что новый бюджет чрезвычайно оригинален. Впервые правительство выдвинуло идею покрытия дефицита не за счет кредитов Центрального Банка, а за счет зарубежных займов и размещения государственных ценных бумаг.

Первоначально представленный правительством в Госдуму проект бюджета (названный премьером Виктором Черномырдиным "предельно жестоким") постепенно превратился из "предельно жестокого" просто в "жесткий". Были смягчены основные показатели бюджета. Сначала предлагалось установить доходы на уровне 144 198,7 млрд.руб., расходы - 216 274,8 млрд.руб., дефицит - 72 076,1 млрд.руб. Затем правительство согласилось увеличить расходы до 248 344,3 млрд.руб., доходы до - 175 160,6 млрд. руб., дефицит - до 73 183,7 млрд. руб. или 29,5% к расходам. Эти показатели и были утверждены при принятии бюджета.

На самом деле, бюджет трудно назвать жестким, так как его расходы покрываются доходами только на две трети, а дефицит достигает почти 8% ВВП.

Российские власти в качестве свидетельства жестокости бюджета пообещали отказаться от кредитов Центрально Банка на покрытие бюджетного дефицита, разместив, как было сказано выше, государственные ценные бумаги на сумму 30 578 млрд. рублей. Вряд ли стоит понимать это буквально. Во-первых, в соответствии с одобренным законом о бюджете ЦБ все же может предоставить правительству кредит в 5 трлн. рублей "на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами". Во-вторых, ЦБ будет кредитовать бюджет при покупке тех же государственных бумаг - непосредственно (покупая бумаги при первичном размещении) и опосредованно (стимулируя коммерческие банки к покупке этих бумаг, а затем выкупая их на вторичном рынке).

Весьма ярким свидетельством того, что особой жесткости бюджетной политики в России не наблюдается, является продолжающаяся финансовая поддержка неэффективного сельского хозяйства (в том числе, сохранение системы централизованных продовольственных закупок для государственных нужд). Недавно (около месяца назад) появилось сразу два правительственных постановления на эту тему - " Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году и " О мерах по реализации Федерального закона " О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд ". В соответствии с этими документами сохраняется большинство видов бюджетной помощи АПК - от субсидий до гарантированных закупочных цен. Всего в бюджете на помощь АПК выделено 8835,509 млрд. рублей и дополнительно 265,680 млрд. рублей на формирование федеральных продовольственных фондов. Более того, АПК прощается задолженность по кредитам на сумму 3 трлн. рублей, которая переоформляется на государственный внутренний долг.

Еще одним свидетельством отсутствия чрезмерной бюджетной жесткости можно считать сохранение массированной дотационной поддержки регионам (количество дотационных регионов даже увеличилось). Причем в России сохранится оригинальная тенденция использования региональными властями этой помощи в коммерческих целях.

Вновь подтверждены приоритеты финансовой стабилизации, подавления инфляции до 1% в месяц к концу 1995 года, создания условий для начала хозяйственного подъема в 1997 году. Предполагается достигнуть 1-2% инфляцию в конце лета с последующим повышением до 3-5% в 4 квартале. Создаваемые текущей предельно жесткой кредитно-денежной политикой Центрального Банка спросовые ограничения начнет серьезно действовать в апреле-мае, а в конце лета возможен даже дефляционный шок, т.е. абсолютное снижение цен.

С другой стороны, сохранение достаточно высокого уровня бюджетных расходов по отношению к ВВП, а этот уровень в 1995 году вряд ли окажется намного меньше прошлогодних 36%, будет несколько сдерживать спросовые ограничения и окажет на динамику цен противоположное воздействие.

Будет введена единая минимальная ставка импортных пошлин, на основании которой пересмотрят все импортные пошлины. Намечено повысить доходность от приватизации.Повысится и ответственность, вплоть до судебной, за уклонение от налоговых платежей с обращением недоимок на имущество юридических лиц.

Жесткой становится и система контроля и спроса за расходованием бюджетных средств. Соответствующие ассигнования до конкретных адресов теперь дойдут только через систему федерального казначейства, что должно предотвратить нецелевое их использование. Одновременно отменяются многочисленные дотации предприятиям, а государственная их поддержка будет осуществляться в виде инвестиций под эффективные, быстрооку-паемые проекты.

Правительство перешло на новую систему финансирования бюджетного дефицита, который остается в этом году весьма значительным. Прекращается его покрытие, как было сказано выше, за счет кредитов Центрального банка. Главная ставка -на государственные ценные бумаги, которые вместе с акциями приватизированных предприятий должны стать локомотивом фондового рынка. Заметное изменение сделано в сторону бюджетного федерализма, что, как ожидается, устранит многие противоречия между федеральным правительством и регионами. А все вместе эти изменения нацелены на обуздание инфляции уже в этом году и стабилизацию экономики.

Предполагается направить на покрытие дефицита федерального бюджета на 1995 г.:

- источники внутреннего финансирования в общей сумме 30,578,5 млрд.руб.;

- источники внешнего финансирования в общей сумме 42605,2 млрд. руб.

Центральный банк Российской Федерации должен предоставить Правительству РФ кредит в размере 5,0 трлн. рублей на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета на 1995 год под 10% годовых на срок до шести месяцев.

Установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ в 1995 году в сумме 12,3 млрд.долларов США. Установлен также предельный размер государственных кредитов, предоставляемых в 1995 году Российской Федерацией иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), в сумме 600 млн. долларов США.

Установлено, что доходы федерального бюджета на 1995 год формируются за счет:

- 75% доходов от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории РФ (49642,3);

- 75% доходов от специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (5347,0);

- 100% доходов от акцизов на нефть, газ, бензин; 50% доходов от акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия, производимые на территории РФ (9687,8);

- 10% поступлений от подоходного налога с физических лиц

(2770,9);

-платежей за пользование природными ресурсами (1769,5);

- доходов от продажи государственного и муниципального имущества (поступления от приватизации) (8773,6);

- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет (1280,9) и др.

В доходы федерального бюджета включаются средства целевых бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ и т.п. на общую сумму 11925,2 млрд. руб.

Установлено, что расходы федерального бюджета РФ на 1995 год направлены на:

- государственное управление (3896040,4 млн. руб.);

- международную деятельность: международное сотрудничество, расходы по утилизации и ликвидации вооружений, международные культурные, научные и информационные связи и т.п. (20999000,9);

- национальную оборону: строительство и содержание Вооруженных Сил РФ, закупки вооружения и военной техники, пенсии военнослужащим и т.п. (48577006,8);

- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства: органы внутренних дел, органы налоговой полиции, таможенные органы и т.п. (4968457,2);

- промышленность, энергетику и строительство (31162278,4);

- сельское хозяйство и рыболовство (9315283,2);

- образование (8998200,4);

прочие расходы: различные дотации, бюджетные ссуды (41860918,2); и др.

Сегодня главная цель - макроэкономическая стабилизация. Но наступит она лишь тогда, когда все начнут играть по твердым и ясным правилам, жить и работать, получать прибыль и платить налоги по писаным законам, регулирующим баланс интересов. И в этом смысле принятый бюджет является во многом новаторским, поворотным во всей нашей бюджетной политике. И если он будет исполнен точно по плану, то у России действительно появится реальный шанс выйти из опасной зоны и начать восход к процветанию.

Список литературы

1. В.М.Родионова " Финансы ", Москва, 1992;

2. Макконнелл, Брю " Экономикс ";

3. газета " Известия " от 24 марта 1995 г., В.Коновалов " Бюджет одобрен. Кто и сколько получит. ";

4. газета " Коммерсант DAILY " от 16 марта 1995 г., Б.Бойко и В.Иванов " Правительство и МВФ добились победы";

5. газета " Финансовые Известия " от 23 марта 1995 г., Е. Васильчук " Подавление инфляции - не гарантия подъема экономики ";

6. газета " Коммерсант DAILY " от 21 марта 1995 г," Слухи о жестком бюджете оказались преувеличенными ";

7. газета "Российская газета " от 15 марта 1995 г., федеральный закон " о Федеральном бюджете на 1995 год".

8. Экономика и жизнь, 1995, № 23.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...