Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательность проведения функционально стоимостного анализа

Институт торговли и ресторанного бизнеса

Кафедра Управление предпринимательской деятельностью

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

По дисциплине: Экономический анализ деятельности предприятий в
сфере сервиса

Тема: Функционально-стоимостной анализ

Выполнил(а):Богданова И. А..

студент(ка): 3 курса

группы № 0611 ПТ МТП

форма обучения: заочная

Проверила: Шевченко М. И.

 

 

Санкт-Петербург

Содержание:

1. Сущность и задачи функционально стоимостного анализа 3

2. Последовательность проведения функционально стоимостного
анализа 5

3. Числовой пример 8

4. Задание 2 11

5. Задание 3 13

6. Задание 4 16

7. Задание 5 18

8. Список использованной литературы 25

Сущность и задачи функционально стоимостного анализа

Функционально-стоимостной анализ представляет собой эффективный способ выявления резервов сокращения затрат, который основывается на поиске более дешёвых способов выполнения главных функций (путём организационных, технических, технологических и др. изменений производства) при одновременном исключении лишних функций.

Конечной целью функционально стоимостного анализа является поиск наиболее экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов того или иного практического решения. Для достижения этой цели с помощью анализа должны решаться следующие задачи:

· общая характеристика объекта исследования,

· детализация объекта на функции,

· группировка выделенных функций на главные, вспомогательные и ненужные,

· определение и группировка затрат соответственно выделенным функциям,

· исчисление суммы затрат на изготовление изделия при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений,

· разработка предложений по технологическому и организационному усовершенствованию производства.

Объектами функционально стоимостного анализа могут быть как отдельные виды изделий, так и технологические процессы.

Функционально стоимостной анализ первоначально разрабатывался как метод поиска резервов сокращения затрат на производство.

Функционально-стоимостной анализ основывается на следующем утверждении: каждый продукт, объект и т.д. производится, существует для того, что бы удовлетворять определённые потребности (выполнять свои функции). Например, часы - что бы показывать время, телевизор - что бы принимать видео сигнал и преобразовывать его в изображение. Известно, что для создания этих функций в продукте или товаре нужно затрачивать определённое количество живого и овеществлённого труда.

При более детальном рассмотрении любого объекта можно увидеть, что он выполняет не одну, а всегда много функций. Например, те же часы, кроме текущего времени в часах и минутах могут показывать календарные данные, быть секундомером, будильником, детской игрушкой. Наконец это украшение. Таким образом, выявляется наличие в объекте многочисленных полезных функций, создание которых потребовало от производителя определённых затрат.

Однако в любом случае для создания в предмете этих функций были затрачены какие-то средства. Тогда очевидным становится вывод о том, что если функции не нужны, то и затраты на их создание так же лишние. Поэтому функционально стоимостной анализ все затраты подразделяет на функционально-необходимые для выполнения объектом его функционального назначения и на излишние затраты, порождённые неправильным выбором или несовершенством конструкторских решений. Теперь можно понять и ещё одно название этого метода - анализ стоимости на основе потребительских качеств. Далее необходимо отметить то обстоятельство, что каждая функция, характерная для объекта, может выполняться разными способами. К примеру, текущее время может отражаться часами при помощи стрелок, цифр на циферблате, или каким либо другим способом. Очевидно, что разные способы осуществления функции достигаются разными технологическими и техническими путями и соответственно требуют разных объёмов затрат. Это значит, что, выбирая тот или иной способ осуществления определённой функции, мы заранее закладываем и определённую минимальную сумму затрат на её создание. Таким образом, заменив существующий способ выполнения функции более дешёвым, мы тем самым уменьшим стоимость изделия.

Из-за того, что процесс функционально стоимостного анализа любого объекта имеет очень большой объём и требует подробных обоснований в целях экономии места, ограничиваются абстрактным примером.

Последовательность проведения функционально стоимостного анализа

Подготовительный этап. Одной из задач, которая должна решаться на этом этапе, является популяризация метода, в результате чего создаются благоприятные условия для выполнения определенных аналитических исследований. Тут же выбирается объект будущего исследования, создается временная исследовательская группа из специалистов разного направления для более полного охвата всех инженерно-экономических и технологических особенностей объекта. На этом этапе разрабатывается подробный календарный план выполнения исследования. Кроме того, на подготовительном этапе оформляются все нормативные документы, которые связаны с проведением ФСА.

Информационный этап. Главная задача, которая решается на этом этапе, - сбор, изучение и обобщение разнообразных данных об исследуемом объекте. Они должны отражать условия производства, реализации и потребления изделия, новейшие достижения в отраслях науки и техники, так или иначе связанных с этим объектом, удерживать всю без исключения экономическую информацию, имеющую отношение к анализируемому объекту.

Аналитический этап. На данном этапе, прежде всего, проводятся детализация изучаемого объекта на функции, их классификация, определение стоимости каждой из них. Практически это означает создание функционально-стоимостной модели объекта. В результате проведенных исследований должны быть выявлены зоны наибольшей концентрации затрат, т. е. наиболее перспективные зоны с точки зрения задач ФСА. На основании этого формулируются задачи по усовершенствованию объекта с целью сокращения затрат на его производство, выбираются направления дальнейшего исследования.

Творческий этап. На этом этапе осуществляется разработка вариантов упрощения и удешевления конструкции изделия и технологии. Здесь решаются задачи по совмещению функций, возможности ликвидации ненужных функций, удешевления элементов конструкции, устанавливаются разные варианты выполнения основных функций, производится обсуждение и отбор наиболее реальных вариантов с точки зрения их реализации.

В разработке предложений участвует весь творческий коллектив. Внесенные предложения регистрируются в специальном журнале, доступном всем желающим. После сокращения или прекращения количества поступивших предложений начинается их обсуждение и обоснование всеми участниками творческого коллектива. В качестве экспертов могут привлекаться и другие специалисты. Обсуждение ведется обычно в форме круглого стола.

На заключительном этапе из общего количества предложений должно остаться 2-3 наиболее привлекательных и перспективных, по мнению специалистов, вариантов усовершенствования объекта. К тому же эти предложения требуют более детального исследования, а иной раз и экспериментальной проверки.

Творческий этап является решающим, так как именно в ходе его начинается зарождение нового, усовершенствованного объекта, очерчиваются его контуры.

Исследовательский этап. Экспериментальная проверка выдвинутых предложений - главная задача исследовательского этапа. Для ее решения обычно проводятся все необходимые технические, технологические и экономические расчеты, проверяется соответствие нового варианта продукции условиям его использования потребителями. Иной раз расчетов недостаточно. Тогда создаются исследуемые образцы объекта, проводится их испытание как сточки зрения условий доставки до потребителя и эксплуатации.

Рекомендательный этап. На этом этапе должен быть сделан окончательный выбор вариантов изменений исследуемого объекта, который бы не снижал его потребительских качеств. При этом оформляется вся необходимая документация по выбранному варианту усовершенствованного объекта. Согласуются все вносимые в него изменения с потребителями и поставщиками. Здесь же разрабатываются планы-графики внедрения результатов анализа в производство. Необходимая документация производственного характера передается технологическим, экономическим и другим заинтересованным службам.

Этап внедрения - последний этап по всему циклу ФСА. После его окончания должны быть решены все вопросы, связанные с организацией производства нового варианта анализируемого изделия. На протяжении всего срока освоения нового варианта должен осуществляться контроль со стороны специалистов временного творческого коллектива. На этом же этапе подводятся результаты проведенной работы, определяется экономический эффект от ее проведения, оформляется отчет о результатах анализа, решаются вопросы материальной заинтересованности участников разработки и внедрения результатов ФСА.

В зависимости от особенностей конкретного объекта, технологии его производства и других причин методика выполнения ФСА может существенно отличаться. Но в любом случае общие принципы методологии должны сохраняться и выполняться.

Числовой пример

Допустим нам необходимо провести анализ некоторого объекта А с целью сокращения затрат на его производство. В результате детализации на функции построена схема этого объекта.

 


Рис. Функциональная схема объекта А до анализа.

На основе функциональной схемы путём соответствующей группировки затрат построена стоимостная модель этого объекта.

 

 


Рис. Стоимостная модель объекта А до анализа, тыс. руб.

На первый взгляд, что бы выполнить поставленную задачу (снизить стоимость анализируемую объекта), достаточно просто внести в него конструктивные изменения, в результате которых исчезли бы ненужные функции h и k и дополнительная функция b. Сумма возможного сокращения стоимости объекта составила бы 22,0(7,9+11,0+3,1) тыс. руб.

В результате анализа выясняется, что функцию h и дополнительную её функцию b действительно можно сократить. Вместе с тем сокращение функции k невозможно, потому что она является результатом технологического несовершенства объекта, что обусловлено сегодняшним положением науки. Кроме того, выяснилось, что главная функция е может выполняться другим способом (новое технологическое решение). Её стоимость в этом случае больше (29 тыс. руб.), но при реализации отпадёт потребность в функции а и наконец, главные функции f и g можно объединить. Назовём это объединение функцией L. Её стоимость составляет 41,2 тыс. руб. при этом отпадает потребность в функции с и возникает необходимость создания вспомогательной функции r стоимостью 14,5 тыс. руб.

В результате изменений в конструкции получаем новый усовершенствованный вариант объекта А. Его функционально-стоимостная модель показана на схеме.

 


Рис. Функционально стоимостная модель объекта А после анализа.

Как видно, после проведения функционально стоимостного анализа стоимость объекта А сократилась на 22,2 тыс. руб. (18% от первоначальной) без потерь им необходимых потребительских качеств. Если это массовое изделие, то полученный эффект нужно умножить на количество единиц, которые будут изготовлены за год или другой промежуток времени.
Таким образом, ФСА представляет собой эффективный способ выявления резервов сокращения затрат, который основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций (путем организационных, технических, технологических и др. изменений производства) при одновременном исключении лишних функций.

 

 

Задание 2

Рассчитать:

1. Выручку суточную.

2. Выручку от продажи услуг за месяц.

3. Средневзвешенный процент заполняемости гостиницы.

4. Средневзвешенную цену номера в сутки.

5. Сделать выводы.

 

Показатели Ед. Изм. Вариант
 
Количество номеров в гостинице (КН), в т.ч. люкс 1 класс 2 класс шт.  
Стоимость номера в сутки (СН) люкс 1 класс 2 класс у.е.  
Заполняемость гостиницы в сутки (ЗГ) люкс 1 класс 2 класс %   50,0 80,0 40,0

 

 

Решение:

1. Рассчитываем выручку суточную

Люкс:

1 класс:
2 класс:

Итого: 840 + 1600 + 20 =2460 у.е.

 

2. Рассчитываем выручку от продажи услуг за месяц.

 

3. Рассчитываем средневзвешенный процент заполняемости гостиницы.

4. Рассчитываем средневзвешенную цену номера в сутки.

5. Вывод:
Заполняемость гостиницы и получение прибыли осуществляется за счет номеров 1 класса, так как хорошее соотношение цена – качество. Люкс же слишком дорогой, а второй класс, по качеству уступает. В соответствии с этим больше всего в гостиница номеров 2 класса.


Задание 3

1. Рассчитать:

- относительное изменение объема выручки от продаж.

- абсолютное изменение объема выручки от продаж.

- структуру услуг за каждый период.

- абсолютное и относительное изменение доли каждого вида услуг.

2. Построить круговую диаграмму структуры услуг за 2002 и 2003 г.

3. Сделать вывод о произошедших изменениях.

Показатели Ед. Изм. Вариант
 
Объем выручки от продаж за 2002 г.,(ОВ1) всего в том числе - оплата проживания (оп) - услуги связи (ус) - прочие услуги (пу) тыс.руб. 43,0   38,5 1,5 3,0
Объем выручки от продаж за 2003 г.,(ОВ2) всего в том числе - оплата проживания - услуги связи - прочие услуги тыс.руб. 72,0   67,8 2,7 1,5

 

Решение:

1. Рассчитываем:

· - относительное изменение объема выручки от продаж

· - абсолютное изменение объема выручки от продаж

· - структуру услуг за каждый период
ВО1 = 100% = 43


ВО2 = 100% = 72


· - абсолютное и относительное изменение доли каждого вида услуг.
Доля оплаты проживания в 2003 году увеличилась на 94,2 – 89,5 = 4,7 или в раз.
Доля услуг на связь на 3,7 – 3,5 = 0,2 или в раз
Доля прочих услуг уменьшилась на 7 – 2,1 = 4,9 или в раз

2. Круговая диаграмма структуры услуг за 2002 и 2003 г.

3. Вывод:
В абсолютном изменении в 2003 году наибольшее увеличение прибыли гостинице принесла оплата за проживание, в относительном же изменение оплата за проживание и услуги на связь, принесли одинаково прибыли.
Изменение доли прочих услуг показывает, что продажи ухудшились.

 

Задание 4

1. Построить факторную модель и определить ее тип.

2. Рассчитать влияние факторов способом цепных подстановок.

3. Сделать выводы.

Показатели Ед. Изм. Варианты
 
Объем выручки от продаж за отчетный год, всего в том числе (ОВо) - оплата проживания (ОП) - коммунальные услуги (КУ) тыс.руб. 1800,0   1000,0 800,0
Объем выручки от продаж за базовый год, всего в том числе(ОВб) - оплата проживания - коммунальные услуги тыс.руб. 19200,0   1120,0 800,0

 

 

Решение:

В нашем примере:

ОВо = ОПо + КУо

Т.е. модель сводится к тому, что один или несколько факторов I порядка предоставляются в виде суммы или разности других факторов. Алгоритм расчета способом цепной подстановки для данной модели выглядит следующим образом:

ВПо= ОПо+ КУо=1000,0+800,0=1800,0 тыс.руб.

ВПусл= ОПб+ КУо=1120,0+800,0=1920,0 тыс.руб.

ВПб= ОПб+ КУб=1120,0+800,0=1920,0 тыс.руб.

Как видим, второй показатель валовой продукции отличается от первого тем, что при его расчете принята базовая оплата проживания вместо отчетной. Коммунальные услуги в том и другом случае отчетные. Значит, за счет увеличения оплаты проживания доход увеличится на 120 тыс.руб. (1920-1800).
Третий показатель отличается от второго тем, что при расчете его величины коммунальные услуги приняты по базовому году вместо отчетного. Оплата проживания в обоих случаях базового года. Видно, что при равенстве стоимости коммунальных услуг доход останется неизменным.
Алгебраическая сумма факторов при использовании данного метода обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:

∆ВПчр + ∆ВПгв = ∆ВПобщ

120+0 = 1920-1800 = 120

Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.

Вывод: расчет верен; таким образом при увеличении оплаты за услуги проживания и равенстве оплат за коммунальные услуги доход увеличится на 120тыс. руб.

 

Задание 5

1. Построить факторную модель и определить ее тип.

2. Рассчитать влияние факторов на изменение результативного показателя всеми возможными для данной модели способами.

3. Определить структуру прироста объема выручки и ее динамику.

4. Построить диаграмму, отражающую структуру прироста объема выручки и ее динамику.

 

Показатели Ед. Изм. Вариант
 
А Б  
Объем выручки от продажи услуг в отчетном периоде (ОВо) тыс.руб. 1724,7
Часовая выработка одного рабочего в отчетном периоде (ЧВ1о) руб./час 23,0
Средняя продолжительность рабочего дня в отчетном периоде(ПрРДо) час. 7,9
Средняя продолжительность отчетного рабочего периода (ПрОПо) дн.  
Среднесписочная численность рабочих в отчетном периоде (СрЧРо) чел.  
Объем выручки от продажи услуг в базисном периоде (ОВб) тыс.руб. 1548,8
Часовая выработка одного рабочего в базисном периоде (ЧВ1о) руб./час 22,0
Средняя продолжительность рабочего дня в базисном периоде (ПрРДб) час. 8,0
Средняя продолжительность базисного рабочего периода (ПрОПб) дн.  
Среднесписочная численность рабочих в отчетном периоде (СрЧРб) чел.  

 

 

Решение:

Абсолютная разность ОВ = 1724,7 – 1548,8 = 175,9

Относительная разность ОВ = 1724,7 / 1548,8 = 111,36

Следовательно прирост объема выручки составил 11,36 %

Здесь, мультипликативная модель.

Средняя продолжительность рабочего дня незначительно отличается и приблизительно равна 8 час.

Поэтому исключим эту переменную и введем переменную производительности 1 чел. за 1 раб. день

 

Показатели Базисный период (0) Отчетный период (1) Абсолютная разность Относительная разность %
Объем выручки (ОВ) 1548,8 1724,7 175,9 111,36
Численность рабочих (а)        
Производительность за 1 день   181,7 5,7 103,23
Кол-во дней (с)       102,72

 

Моделирование мультипликативных факторных моделей осуществляется путем последовательного расчленения факторов сомножителей на дополнительные группы сомножителей.

Применим порядок применения способа цепных подстановок.

Второй показатель валовой продукции отличается от первого тем, что при его расчете принята численность рабочих отчетного периода вместо базисного. Значит, за счет увеличения численности рабочих выпуск продукции увеличился на 77440тыс. руб. (16262402-1548800).

Третий показатель валовой продукции отличается от второго тем, что при его расчете принята производительность 1 рабочего за 1 день отчетного периода вместо базисного. Значит, за счет увеличения производительности 1 рабочего за один день, выпуск продукции увеличился на 52668 тыс. руб. (1678908-1626240).

Четвертый показатель отличается от третьего тем, что при расчете его величины количество дней приняты по отчетному периоду вместо базисного. Отсюда за счет увеличения кол-ва дней объем валовой продукции увеличился на 45788,4 тыс. руб. (1724696,4-1678908).

Таким образом, перевыполнение плана по объему валовой продукции явилось результатом влияния следующих факторов:

Алгебраическая сумма факторов при использовании данного метода обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:

· увеличения численности рабочих

· увеличения производительности

· увеличение количества дней

Проверка:

45788,4 + 52668 + 77440 = 1724696,4 - 1548800

175896,4 = 175896,4
Наличие такого равенства свидетельствует о правильности расчета.

Метод абсолютных разниц

Метод абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется как произведение абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые находятся справа от него и отчетную величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Таблица 6. – Показатели разниц

Показатели БП (о) АП (1) Абсолютная разность Относительная разность
Объем выручки (ОВ) 1548,8 1724,7 175,9 111,36
Численность рабочих (а)        
Производительность за 1 день (в)   181,7 5,7 103,23
Кол-во дней (с)       102,72

ОВо= 40*176*220=1548800тыс. руб.

∆ОВа = ∆а * во * со = 2 * 176 * 220 = 77440 тыс. руб.

∆ОВб= ∆в * а1 * со = 5,7 * 42 * 220 = 52668 тыс. руб.

∆ОВс= ∆с * а1* в1= 6 * 42 * 181,7 = 45788,4 тыс. руб.

Проверка:

ОВ1 = 42 * 181,7 * 226 = 1724696,4 тыс. руб.

∆ОВ= ∆ОВа + ∆ОВв + ∆ОВс = 45788,4 + 52668 + 77440 = 175896.4

1724696,4 – 1548800 = 175896,4

175896,4 = 175896,4

Равенство верно, значит расчеты выполнены верно.

Метод относительных разниц

Метод относительных разниц также является одной из модификаций способа цепной подстановки. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у = а *в *с методика анализа следующая находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

определяют отклонение результативного показателя у за счёт каждого фактора:

Интегральный метод

Его использование позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению со способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц и избежать неоднозначной оценки влияния факторов. В интегральном методе используются определенные формулы. Использование интегрального метода не требует знания всего процесса интегрирования. Достаточно в готовые рабочие формулы подставить необходимые числовые данные и сделать не очень сложные расчеты с помощью калькулятора или другой вычислительной техники. При этом достигается более высокая точность расчетов.

Таблица 7. – Интегральный метод

Показатели БП (о) ОП (1) Абсолютная разность Относительная разность
Объем выручки (ОВ) 1548,8 1724,7 175,9 111,36
Численность рабочих (а)        
Производительность за 1 день (б)   181,7 5,7 103,23
Кол-во дней (с)       102,72

У=а*б*с

 

Список литературы:

1. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: БГЭУ, 2001.

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ООО «Новое знание», 2001.

3. Экономический анализ: Ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование / Под ред. М.И. Баканова, А.Д.Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2000.

4. http://univer-nn.ru/statistics/temp2.pdf

5. http://mnogoknig.com.ua/bookstr_read.php?id=148&str=19

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...