Тема: Линейные программы.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Язык Паскаль Список используемой литературы: 1. Д.М. Златопольский. Сборник задач по программированию для школьников. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «Информатика», №№ 4-10, 13-19/ 2000
2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 304 с.:ил.
3. Л.Б. Квасова, Е.А. Подрез, Т.А. Симанева. Изучение языка программирования Турбо-Паскаль в курсе «Основы информатики и вычислительной техники». – Орел: Орл. обл. ком. гос. стат., 1995. – 106 с.
4. С.И. Молчанова. Основы программирования. Турбо-Паскаль 7.0 для школьников и абитуриентов. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 224 с.:ил.
5. В.Н. Пильщиков. Сборник упражнений по языку Паскаль. Учеб. пособие для вузов. – М.:Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. – 160 с.:ил.
6. Программирование на языке Паскаль: задачник/ под ред. Усковой О.Ф. – СПб.: Питер, 202.- 336с.:ил.
Тема: Типы данных. Операторы ввода-вывода данных.
Цель: сформировать понятие “типы данных”, привить навыки работы с операторами ввода-вывода данных.
План работы: 1.Повторить теорию. 2.Выполнить задания и внести предложенные изменения. 3.Выполнить самостоятельные задания. 4.Ответить на контрольные вопросы.
Теория. 1. Тип данных определяет то множество значений, которое может принимать переменная, отнесенная к данному типу. В программе одной и той же переменной может быть задан только один тип. В языке Паскаль могут использоваться следующие стандартные типы данных: Integer целочисленный -32768...32767 Real вещественный ±10-38... ±1038 Boolean логический true, false Char символьный один из символов
Byte байтовый 0...255 Переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описания переменных. Например: Var cifra1, cifra2: integer; chislo1, chislo2: real; bukva: char; chislo: byte; 2. Самым универсальном средством ввода исходных данных в программу является его организация в разделе операторов, используя операторы ввода READ или READLN. Эти операторы позволяют выполнить программы с различными наборами исходных данных. Общий вид оператора ввода: READ(<переменная_1>,<переменная_2>,...,<переменная_n>); или READLN(<переменная_1>,<переменная_2>,...,<переменная_n>); В отличие от оператора READ, оператор READLN после ввода всех указанных в операторе данных осуществляет переход к следующей строке ввода. Увидеть результат работы своей программы можно только одним способом - использовать для этого специальный оператор - оператор вывода. Оператор вывода позволяет выводить данные практически любого типа. Общий вид оператора вывода: WRITE (<В1>[:M1[:N1]],...,<Bк>[:Mк[:Nк]]); или WRITELN (<В1>[:M1[:N1]],...,<Bк>[:Mк[:Nк]]); Все данные, перечисленные в скобках после служебного слова WRITE, выводятся на экран в одну строку. Оператор вывода WRITELN отличается от WRITE тем, что после завершения его работы автоматически осуществляется перевод курсора на новую строку (следующий оператор вывода начинает печать с новой строчки). <В1>,...,<Вк> - выражения, значения которых выводятся на экран. M1,...,Mк и N1,...,Nк - целые числа (выражения целого типа), определяющие соответственно общее число позиций для выводимого значения и число позиций после запятой в нем. Естественно, что значения N1...Nк имеют смысл только при выводе выражений вещественного типа. Например: read(chislo, cifra1); readln(bukva); write(2+2); write(chislo1:6:2, cifra2); writeln(chislo2:8:3, cifra1);
2. Выполните следующие задания: Задание 1: а) Введите и исполните данную группу операторов: begin writeln(‘x’); writeln(pi); writeln(13 div 5); writeln(12>3);
end. б) измените группу операторов так, чтобы на экран выводился остаток целочисленного деления 13 на 5; в) измените строку writeln(12>3), чтобы на экране появился результат false; г) измените строку writeln(pi) следующим образом: writeln(pi:5:2) и посмотрите, как изменится выводимый результат.
Задание 2: Введите и исполните группу операторов, находящую по заданному радиусу окружности площадь круга: Var R,S:Real; begin writeln(‘Введите радиус круга’); read (R); S:=pi*SQR(R); writeln(‘площадь круга S=’, S:8:2); end.
3. Запишите группу операторов, находящую площадь кольца, если известна его толщина d и радиус внутренней окружности r, и проверьте ее работу на ЭВМ. 4. Контрольные вопросы. 1. Определить типы, в диапазон которых могли бы входить следующие значения: а) -5; в) '5.3'; д) -3.501; ж) -32769; б) 32768; г) '1'; е) '*'; з) true; и) 250; к) 0; л) -32768; м) 1.0
2. Укажите ошибочные записи в описании переменных: а) Var б) Vav a,b,c:integer; ch,hc:shar; x,c,y:read; sa,df,j;boolean;
в) Var p,q,r: bite; g,r,tit: real;
3. Найдите правильно записанные операторы ввода и вывода: а) writle(a,b); г) readn (x,y); б) write(r, ‘ ‘, f); д) writeln(‘нет’,ch); в) read (g,h); е) readln(n);
Тема: Линейные программы. Теория. В самом начале любой программы, написанной на языке Паскаль, присутствует заголовок (или имя) программы. За заголовком следует блок программы, который состоит из двух основных разделов: - раздел описаний; - раздел операторов. В заголовке программы за служебным словом PROGRAM расположено имя программы. В разделе описания, который входит в блок программы, записываются все идентификаторы, которые будут в дальнейшем использоваться в разделе операторов. Раздел описания состоит из следующих основных частей: - раздел описания меток; После служебного слова LABEL следует список отделенных друг от друга запятыми имен меток, используемых в программе. - раздел описания констант; В начале раздела пишется служебное слово CONST, за которым следует список выражений, постоянных значений. Записи в списке отделяются друг от друга точкой с запятой. - раздел определения типов; Данный раздел начинается со служебного слова TYPE, следом за которым идет одно или несколько описаний типов по всем правилам языка Паскаль. - раздел определения переменных;
Начинается раздел описания переменных со служебного слова VAR (variable- переменная), за которым следует список идентификаторов переменных с указанием через двоеточие типов этих переменных. - раздел описания процедур и функций. В отличие от стандарта языка, каждый из перечисленных выше разделов может встречаться в программе произвольное количество раз и в любой последовательности. Следует заметить, что любой из перечисленных разделов может вообще отсутствовать. Раздел операторов является самым последним в блоке программы. Он задает те действия, которые должна выполнить программа в процессе своей работы после запуска. Раздел начинается со служебного слова BEGIN (начало) и завершается словом END (конец) с точкой после него.
Пример: PROGRAM <имя_программы>;
|Разделы | | описаний |
Begin | | | Действия | | | End.
2. Наберите программу, находящую сумму цифр натурального трехзначного числа, введенного с клавиатуры. Program Summa; Var a,b,c,s,x:integer; Begin Read(x); a:= x div 100; b:= (x div 10) mod 10; c:= x mod 10; s:=a+b+c; write(‘сумма цифр числа равна’, s); end. 3. Измените программу так, чтобы на экран выводилось: а) произведение второй и третьей цифр; б) квадрат первой цифры; в) частное от деления произведения цифр этого числа на их сумму. Задание для самостоятельного выполнения: Составить программу нахождения произведения первой и третьей и суммы второй и четвертой цифр натурального четырехзначного числа, введенного с клавиатуры.
4. Контрольные вопросы: 1. Найти ошибки в записи заголовка программы. а) PROGRAM Exam 1 в) PROGRAM Exam3 б) PROGRAMM Exam2; г) PROGRAM Exam4; 2. Найти ошибки с точки зрения стандарта языка Паскаль. a) Program Exam1; Begin Const Limit:=4; Number:-5; Type A=-3 Lower=6; Label 'A'; 35.2; Var B:=Real
б) Program (Input, Output) Var A:Real; B=array [1..10] of byte label 4; Type Ar: array [1..2] of integer end.
3. Найти ошибки в именах меток. а) 5; г) -2; ж) -40; б) 11111; д), в) error; е) 0; з) quit;
4. Найти ошибки в разделе описания констант. Const A: Integer; Box=-5; Pi=3.14; True=1; C=Maxint
Читайте также: Вопрос 48. Линейные и нелинейные интерпретации истории. Концепция устойчивого развития современного общества. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|