Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Линейные программы.




Язык Паскаль

Список используемой литературы:

1. Д.М. Златопольский. Сборник задач по программированию для школьников. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «Информатика», №№ 4-10, 13-19/ 2000

 

 

2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 304 с.:ил.

 

 

3. Л.Б. Квасова, Е.А. Подрез, Т.А. Симанева. Изучение языка программирования Турбо-Паскаль в курсе «Основы информатики и вычислительной техники». – Орел: Орл. обл. ком. гос. стат., 1995. – 106 с.

 

 

4. С.И. Молчанова. Основы программирования. Турбо-Паскаль 7.0 для школьников и абитуриентов. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 224 с.:ил.

 

 

5. В.Н. Пильщиков. Сборник упражнений по языку Паскаль. Учеб. пособие для вузов. – М.:Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. – 160 с.:ил.

 

 

6. Программирование на языке Паскаль: задачник/ под ред. Усковой О.Ф. – СПб.: Питер, 202.- 336с.:ил.

 

 

Тема: Типы данных. Операторы ввода-вывода данных.

 

Цель: сформировать понятие “типы данных”, привить навыки работы с операторами ввода-вывода данных.

 

План работы:

1.Повторить теорию.

2.Выполнить задания и внести предложенные изменения.

3.Выполнить самостоятельные задания.

4.Ответить на контрольные вопросы.

 

Теория.

1. Тип данных определяет то множество значений, которое может принимать переменная, отнесенная к данному типу.

В программе одной и той же переменной может быть задан только один тип.

В языке Паскаль могут использоваться следующие стандартные типы данных:

Integer целочисленный -32768...32767

Real вещественный ±10-38... ±1038

Boolean логический true, false

Char символьный один из символов

Byte байтовый 0...255

Переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описания переменных.

Например:

Var cifra1, cifra2: integer;

chislo1, chislo2: real;

bukva: char;

chislo: byte;

2. Самым универсальном средством ввода исходных данных в программу является его организация в разделе операторов, используя операторы ввода READ или READLN. Эти операторы позволяют выполнить программы с различными наборами исходных данных.

Общий вид оператора ввода:

READ(<переменная_1>,<переменная_2>,...,<переменная_n>);

или

READLN(<переменная_1>,<переменная_2>,...,<переменная_n>);

В отличие от оператора READ, оператор READLN после ввода всех указанных в операторе данных осуществляет переход к следующей строке ввода.

Увидеть результат работы своей программы можно только одним способом - использовать для этого специальный оператор - оператор вывода.

Оператор вывода позволяет выводить данные практически любого типа.

Общий вид оператора вывода:

WRITE (<В1>[:M1[:N1]],...,<Bк>[:Mк[:Nк]]);

или

WRITELN (<В1>[:M1[:N1]],...,<Bк>[:Mк[:Nк]]);

Все данные, перечисленные в скобках после служебного слова WRITE, выводятся на экран в одну строку.

Оператор вывода WRITELN отличается от WRITE тем, что после завершения его работы автоматически осуществляется перевод курсора на новую строку (следующий оператор вывода начинает печать с новой строчки).

<В1>,...,<Вк> - выражения, значения которых выводятся на экран.

M1,...,Mк и N1,...,Nк - целые числа (выражения целого типа), определяющие соответственно общее число позиций для выводимого значения и число позиций после запятой в нем.

Естественно, что значения N1...Nк имеют смысл только при выводе выражений вещественного типа.

Например:

read(chislo, cifra1);

readln(bukva);

write(2+2);

write(chislo1:6:2, cifra2);

writeln(chislo2:8:3, cifra1);

 

2. Выполните следующие задания:

Задание 1:

а) Введите и исполните данную группу операторов:

begin

writeln(‘x’);

writeln(pi);

writeln(13 div 5);

writeln(12>3);

end.

б) измените группу операторов так, чтобы на экран выводился остаток целочисленного деления 13 на 5;

в) измените строку writeln(12>3), чтобы на экране появился результат false;

г) измените строку writeln(pi) следующим образом: writeln(pi:5:2) и посмотрите, как изменится выводимый результат.

 

Задание 2: Введите и исполните группу операторов, находящую по заданному радиусу окружности площадь круга:

Var R,S:Real;

begin

writeln(‘Введите радиус круга’);

read (R);

S:=pi*SQR(R);

writeln(‘площадь круга S=’, S:8:2);

end.

 

3. Запишите группу операторов, находящую площадь кольца, если известна его толщина d и радиус внутренней окружности r, и проверьте ее работу на ЭВМ.

4. Контрольные вопросы.

1. Определить типы, в диапазон которых могли бы входить следующие значения:

а) -5; в) '5.3'; д) -3.501; ж) -32769;

б) 32768; г) '1'; е) '*'; з) true;

и) 250; к) 0; л) -32768; м) 1.0

 

2. Укажите ошибочные записи в описании переменных:

а) Var б) Vav

a,b,c:integer; ch,hc:shar;

x,c,y:read; sa,df,j;boolean;

 

в) Var

p,q,r: bite;

g,r,tit: real;

 

3. Найдите правильно записанные операторы ввода и вывода:

а) writle(a,b); г) readn (x,y);

б) write(r, ‘ ‘, f); д) writeln(‘нет’,ch);

в) read (g,h); е) readln(n);

 

 

 

Тема: Линейные программы.

Теория.

В самом начале любой программы, написанной на языке Паскаль, присутствует заголовок (или имя) программы. За заголовком следует блок программы, который состоит из двух основных разделов:

- раздел описаний;

- раздел операторов.

В заголовке программы за служебным словом PROGRAM расположено имя программы.

В разделе описания, который входит в блок программы, записываются все идентификаторы, которые будут в дальнейшем использоваться в разделе операторов.

Раздел описания состоит из следующих основных частей:

- раздел описания меток;

После служебного слова LABEL следует список отделенных друг от друга запятыми имен меток, используемых в программе.

- раздел описания констант;

В начале раздела пишется служебное слово CONST, за которым следует список выражений, постоянных значений.

Записи в списке отделяются друг от друга точкой с запятой.

- раздел определения типов;

Данный раздел начинается со служебного слова TYPE, следом за которым идет одно или несколько описаний типов по всем правилам языка Паскаль.

- раздел определения переменных;

Начинается раздел описания переменных со служебного слова VAR (variable- переменная), за которым следует список идентификаторов переменных с указанием через двоеточие типов этих переменных.

- раздел описания процедур и функций.

В отличие от стандарта языка, каждый из перечисленных выше разделов может встречаться в программе произвольное количество раз и в любой последовательности.

Следует заметить, что любой из перечисленных разделов может вообще отсутствовать.

Раздел операторов является самым последним в блоке программы. Он задает те действия, которые должна выполнить программа в процессе своей работы после запуска.

Раздел начинается со служебного слова BEGIN (начало) и завершается словом END (конец) с точкой после него.

 

Пример:

PROGRAM <имя_программы>;

 

|Разделы |

| описаний |

 

Begin

| |

| Действия |

| |

End.

 

2. Наберите программу, находящую сумму цифр натурального трехзначного числа, введенного с клавиатуры.

Program Summa;

Var

a,b,c,s,x:integer;

Begin

Read(x);

a:= x div 100;

b:= (x div 10) mod 10;

c:= x mod 10;

s:=a+b+c;

write(‘сумма цифр числа равна’, s);

end.

3. Измените программу так, чтобы на экран выводилось:

а) произведение второй и третьей цифр;

б) квадрат первой цифры;

в) частное от деления произведения цифр этого числа на их сумму.

Задание для самостоятельного выполнения:

Составить программу нахождения произведения первой и третьей и суммы второй и четвертой цифр натурального четырехзначного числа, введенного с клавиатуры.

 

4. Контрольные вопросы:

1. Найти ошибки в записи заголовка программы.

а) PROGRAM Exam 1 в) PROGRAM Exam3

б) PROGRAMM Exam2; г) PROGRAM Exam4;

2. Найти ошибки с точки зрения стандарта языка Паскаль.

a) Program Exam1;

Begin

Const

Limit:=4;

Number:-5;

Type

A=-3

Lower=6;

Label 'A'; 35.2;

Var

B:=Real

 

б) Program (Input, Output)

Var

A:Real;

B=array [1..10] of byte

label 4;

Type

Ar: array [1..2] of integer

end.

 

3. Найти ошибки в именах меток.

а) 5; г) -2; ж) -40;

б) 11111; д),

в) error; е) 0; з) quit;

 

4. Найти ошибки в разделе описания констант.

Const

A: Integer;

Box=-5;

Pi=3.14;

True=1;

C=Maxint

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...