Современное представление о ГО.
Гражданское общество
ГО представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства; предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Государство, напротив, являет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д. Теории ГО. Учение о гражданском обществе разрабатывается со времен античности и связано с именами Аристотеля и Макиавелли, которые на первое место ставили гос-во. Для Арист. вопрос о ГО был побочным. Вся совокупность граждан, взаимоотношения для него это гос-во. Гос-во это результат политического общения людей. ТО, сфера госуд-го является всеохватывающей. Поэтому сущность ГО выявить сложно. 1. Поставил вопрос о границах вмешательства гос-ва. Гос-ву не следует вмешиваться в семейные отношения, духовную, нравственную, религиозную жизнь общ-ва. Это и есть сфера ГО. 2. Решил вопрос о роли собственности в ГО. Тот, кто обладает собственностью, обладает добродетелью. Поэтому сфера ГО является сферой добродетели. Макиавелли 1. говорил, что служение гос-ву – это цель, смысл и счастье человеческой жизни. Государь имеет право и все возможности управлять обществом с помощью страха и насилия. 2. Но этим гос-рь не д. злоупотреблять, чтобы не вызвать ненависть к себе. Злоупотреблять – это значит не вмешиваться без крайней нужды в отн-я собственности и личного права гр-н.
Положительная оценка ГО. Идея гражданского общества является одной из важнейших политических идей нового времени. Возникнув в середине XVII века в Европе, понятие «гражданское общество» прошло известную эволюцию, породив несколько концепций и интерпретаций. · оно неизменно рассматривается в противопоставлении понятию «государство» · самостоятельное понятие Либеральная трактовка гражданского общества восходит ко временам Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие «гражданское общество» было введено ими для отражения уровня исторического развития человеческого общества — перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Естественному, догосударственному состоянию общества противопоставляется цивилизованное, общественно-политическое, олицетворяющее порядок и гражданские отношения. Т. Гоббс использовал понятие ГО в прямом смысле и непоследовательно. Отождествлял ГО с гос-вом. В «Левиофане» пишет, что гос-во подчиняет себе все, считал возможным достижение такого состояния при учреждении государства, которое выступает гарантией индивидуальной свободы и политической формой существования общества. Вне гос-ва господствуют страсти войны, страха, мерзость и невежество. Гоббс склонялся к негативной оценке ГО. Дж. Локк (основоположник теории либерализма) · впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу — выше других ценностей. · свободу понимал как свободу от вмешательства извне и, прежде всего, — со стороны государства; · Основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности является частная собственность. Система отношений между собственниками образуют ГО. Считал, что люди, будучи разумными, заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество. На определенной ступени развития такого общества у него возникает необходимсоть в инструменте, которые бы охранял собственность и регулировал отношения с собственностью. Появляется необходимость в государстве, политической власти и законах, что образует ряд защитных структур между индивидом и государством.
ГО на определенной ступени зрелости порождает государство. Общая оценка ГО положительная. Монтескье говорил, что само по себе – это общество вражды людей друг против друга. Для нейтрализации этой вражды ГО преобразовывается в государство. НО тождества не возникает между ГО и гос-вом. ГО – отношения с собственностью между добровольными объединениями граждан. Исчезновение ГО неизбежно ведет к произволу и диктатуре. Позитивно-либеральную традицию в анализе гражданского общества представляет подход немецкого мыслителя Г. Гегеля (1770-1831), согласно которому: 1. ГО и гос-во существуют одновременно: ГО – это базис, а гос-во выражает волю граждан 2. ГО существует при сложной социальной структуре, если соцструктура не развита, тогда индивид контактирует с гос-вом напрямую, так как за него некому вступиться; 3. движущей силой исторического прогресса является не ГО, а государство, которое защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость и реализует всеобщность интересов; 4. ГО представляет собой совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности; 5. основой ГО является частная собственность; 6. гражданское общество и индивид подчинены государству, ибо именно оно интегрирует отдельных индивидов и их группы в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности; 7. опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы.
Тезис Г. Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу отвергала марксистская концепция, основанная на материалистическом понимании истории. Согласно концепции: 1. ГО является фундаментом всего человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов — решающим фактором исторического развития, поскольку эволюция общества является результатом эволюции материальных условий жизни. ГО в такой трактовке предстает как материальные отношения индивидов;
2. ГО – это конфликтная сфера. Чтобы поддерживать стабильность в нем и нужно гос-во. С уничтожением ЧС ситуация меняется, теряется конфликтный характер. Разрыв между ГО и государством преодолевается путем создания общества нового типа — коммунистического — без государства, в котором свободное развитие каждого индивида является условием развития всего общества. На смену государственности придет самоуправление. Социал-демократическая традиция: 1. основана на признании политики сердцевиной ГО. С помощью властных отношений политика пронизывает общественную жизнь, формирует облик ГО, оказывает стабилизирующее воздействие на него; 2. полагает, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, дабы гарантировать, что они будут управляться демократически и что одна часть ГО не превратится во всеразрушающую силу, а рынок не подчинит себе общество; 3. считает обязательным государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий прожиточного минимума, страхования и т. п. Предпосылки возникновения ГО. Обособление общества от всепроникающей власти государства завершилось в ходе революций XVII—XVIII веков и последующих реформ. Сам же переход отражал формирование новых социально-экономических, политических и культурных реальностей: · всеобъемлющим развитием товарно-денежных отношений; · промышленной революцией; · появлением слоя самостоятельных товаропроизводителей; · кризисом легитимности абсолютистских режимов; · секуляризацией (освобождением от церковного влияния) индивидуального и массового сознания; · возникновением политических партий, которые стали важным каналом трансляции разнородных интересов различных групп. Таким образом, главными предпосылками ГО являются: · законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;
· юридическая свобода человека, обусловленная его материальным благополучием, свободой частного предпринимательства, наличием частной собственности, которая является не только экономической основой гражданского общества, но и фактором политического, нравственного и культурного прогресса; · создание механизмов саморегуляции и саморазвития, формирование сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Современное представление о ГО. 3 компонента ГО: 1. совокупность первичных общностей (семья, кооператив, хозяйственные корпорации), социальных общностей (к их созданию непричастно гос-во; в числе этих объединений нет политических структур); 2. совокупность отношений между людьми (социальные, экономические, семейные, национальные, религиозные); 3. это сфера самореализации свободных индивидов и из организации, границы этой сферы защищены законами от прямого государственного вмешательства и от производственной регламентации с его стороны. Основой являются права и свободы ч-ка, его экономическая независимость. ГО побуждает человека к активности, но и должно создать условия для этого. Чтобы ГО выполняло свои функции, нужны следующие условия: 1. наличие в обществе широкого круга собственников 2. определенный уровень развития личности 3. развитая социальная структура
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|