Экономическая и социальная политика
Отставка Брандта, хотя и стала потрясением для общественности, не привела к политическому кризису. Своим преемником Брандт назвал министра экономики и финансов Хельмута Шмидта, получившего поддержку в бундестаге. Новый федеральный канцлер обладал помимо политического опыта такими качествами, как энергичность, уверенность и решительность. Политический стиль Шмидта был во многом противоположен Брандту — минимум эмоций, максимум прагматизма. Нового канцлера вскоре начали в шутку называть «железным». В составе правительства также произошли важные изменения. Вице-канцлером и министром иностранных дел стал представитель СвДП Ханс-Дитрих Геншер (род. 1927), занимавший ранее пост министра внутренних дел. Он сменил Вальтера Шееля, избранного 15 мая 1974 г. федеральным президентом. Финансово-экономическая ситуация в середине 1970-х гг. была крайне неблагоприятной. Пик экономического кризиса, носившего мировой характер, пришелся на 1975 г. При этом впервые наблюдалось явление стагфляции — одновременного падения производства и роста цен, что стало отражением кризиса политики «глобального регулирования». Правительство Шмидта было вынуждено вплотную заняться антикризисным управлением. Оно предприняло попытку санации бюджета: был повышен размер взносов страхования по безработице, сокращены некоторые статьи расходов. Сэкономленные бюджетные средства были использованы для увеличения инвестиций. Они стимулировались путем ослабления налогового бремени для производителей, на четверть к началу 1980-х гг. сдерживания роста тарифных ставок заработной платы. Решительные и энергичные действия правительства способствовали преодолению стагфляции. В 1976 г., раньше, чем в других странах Запада, началось оживление экономики, перешедшее в фазу роста, который продолжался до 1980 г.
В октябре 1976 г. состоялись очередные выборы в бундестаг. ХДС/ХСС строили предвыборную кампанию на жесткой критике правительства. СДПГ и СвДП подчеркивали тот факт, что экономический кризис 1974-1975 гг. ФРГ пережила легче, чем другие страны, а также то, что благодаря их внешней политике укрепились позиции страны на международной арене. С перевесом всего в 10 мандатов коалиция СДПГ-СвДП осталась у власти, а Шмидт был переизбран канцлером большинством всего в один голос. Результаты выборов стали свидетельством определенного разочарования политикой социал-либеральной коалиции, прежде всего со стороны части избирателей СДПГ, которые ожидали энергичного продолжения реформ. Финансово-экономическая ситуация во второй половине 1970-х гг. продолжала оставаться сложной. Общая задолженность бюджета всех уровней в период 1970-1979 гг. увеличилась со 125 до 420 млрд марок. Уровень инфляции составлял около 4 %. Одной из главных причин финансового неблагополучия был рост социальных расходов, которые в период 1970-1977 гг. увеличились на 117 % и составили 38,4 % расходной части федерального бюджета. Безработица, носившая прежде, как правило, конъюнктурный характер, с середины 1970-х гг. становится постоянным фактором, что было обусловлено не только снижением темпов экономического роста, но главным образом началом структурных изменений в экономике, связанных с новым этапом НТР и переходом к постиндустриальному обществу. Растущие расходы на выплату пособий по безработице отвлекали средства, необходимые для инвестиций. Еще одним неблагоприятным фактором стали негативные тенденции в демографической ситуации. Сокращение, начиная с середины 1960-х гг., рождаемости и рост продолжительности жизни меняли соотношение между работающей частью населения и пенсионерами, ставя под угрозу достигнутый уровень социальных гарантий. Несколько сглаживал эту ситуацию рост числа иностранных граждан, в первую очередь гастарбайтеров и членов их семей: в период 1970-1980 гг. их численность увеличилась с 3 до 4,5 млн человек. В то же время это вызвало ряд проблем социально-психологического характера.
Одним из важных направлений политики социал-либеральной коалиции оставалось движение к большей социальной справедливости. Несмотря на неблагоприятные финансово-экономические условия, правительство пошло на повышение уровня социальной поддержки. Размер пособия по безработице был увеличен с 55 до 68 % от последнего заработка; размер детских пособий, стипендий, дотаций на оплату жилья был приведен в соответствии с уровнем инфляции. Законы о профтехобразовании и охране труда молодежи, принятые не без сопротивления предпринимательских кругов, поскольку увеличивали их расходы, улучшили положение производственных учеников и молодых рабочих. В 1976 г. был принят Закон о высшей школе. Он стимулировал ориентацию обучения в вузах на общественные потребности и сближение с практикой, модернизацию содержания и форм образования, а также финансирование научно-исследовательской работы, в частности посредством заказов предприятий. Закон предусматривал расширение участия студентов в органах самоуправления вузов. Правда, поскольку закон носил рамочный характер, то его конкретное содержание в разных землях отличалось. Учитывая общественные настроения, правящая коалиция приняла ряд либеральных поправок к семейному праву, в частности, по новому определялись основания для расторжения брака в интересах женщин, была отменена статья, обязывающая жену заниматься домашним хозяйством. В течение нескольких лет в бундестаге велись дебаты по вопросу о праве женщин на прерывание беременности. ХДС/ХСС при поддержке католической церкви требовали запретить аборт. Голосами депутатов от СДПГ и СвДП в 1976 г. было принято решение о возможности прерывании беременности в течение первых трех месяцев по медицинским, генетическим или социальным показаниям. В целях улучшения демографической ситуации, а также положения женщин-матерей, с 1975 г. детское пособие стало выплачиваться на каждого ребенка с рождения до 18 лет, а при продолжении обучения еще дольше. Тогда же был принят закон о выплате пособия женщинам в течение 6 месяцев после рождения ребенка и гарантиях от увольнения.
В целом социальная политика правительства «малой коалиции» имела неоднозначные последствия: улучшение социальной защиты увеличивало финансовую нагрузку на бюджет; значительное расширение системы образования (количество вузов удвоилось, число студентов выросло в 5 раз) не улучшило условий обучения, вузы оказались «перегружены», росла безработица среди лиц с высшим образованием. Таким образом, к концу 1970-х гг. социальное государство ФРГ достигло пределов своего роста. Угроза терроризма. Серьезнейшей проблемой для правительства стал терроризм, угрожавший внутренней безопасности ФРГ. Уже в конце 1960-х гг. левые экстремисты призывали к «вооруженным акциям против системы». В апреле 1968 г. был совершен поджог в двух крупных универмагах во Франкфурте-на-Майне в знак протеста против «потребительского террора». Террористы использовали латиноамериканскую концепцию «городской герильи» — партизанской борьбы в городах. При этом действия небольших вооруженных групп должны были побудить «угнетаемых системой» к революционной борьбе за свое освобождение, а реакция государства на эти акции должна была сорвать с него «маску демократии», обнаружить его подлинную репрессивную сущность. Тактика террористических акций стала главной в деятельности созданной рядом активистов распавшегося в 1970 г. СДС, так называемой «Фракции Красной Армии» (Роте Армее Фракцион — РАФ), которая летом того же года осуществила серию поджогов и взрывов в торговых центрах. Ограблениями банков и ювелирных магазинов террористы добывали средства для жизни в нелегальных условиях и подготовки новых акций. В июне 1972 г. руководители РАФ Ульрике Майнхоф (1934-1976), Андреас Баадер (1943-1977) и др. были арестованы. Оставшиеся на свободе террористы пытались освободить заключенных единомышленников путем их обмена на захваченных заложников. Были совершены десятки терактов или их попыток, в апреле 1975 г. группа террористов осуществила захват посольства ФРГ в Стокгольме. Пик террора пришелся на 1977 г.: были убиты генеральный прокурор Зигфрид Бубак (1920-1977), председатель правления «Дрезднер Банк» Юрген Понто (1923-1977), похищен и убит президент Федерального объединения немецких союзов работодателей Ханс-Мартин Шлейер (1915-1977). В октябре 1977 г. с помощью арабских террористов был захвачен в Сомали самолет «Люфтганзы» с 86 пассажирами. После освобождения заложников находившиеся в заключении руководители РАФ покончили самоубийством, рассчитывая этим актом подвигнуть своих сторонников на новый виток насилия. Наряду с левыми террористами в 1970-е гг. столь же громко заявили о себе и правотеррористические, неонацистские организации, которые также устраивали взрывы бомб, совершали акты вандализма на еврейских кладбищах, погромы в кварталах, где жили гастарбайтеры, и т. д. Размах и жестокость действий террористов потрясли западногерманское общество. Несмотря на различие мнений ведущих партий о характере и объеме необходимых мероприятий, был согласован комплекс мер по противодействию и пресечению террористической деятельности. Были укреплены полицейский аппарат и служба безопасности. Проводились массовые проверки по выявлению лиц, причастных к террористической деятельности, был усилен паспортный контроль. Некоторым террористам удалось скрыться в ГДР, где они были приняты и получили помощь как «борцы с империализмом».
Решительные меры по борьбе с терроризмом, в целом с пониманием встреченные гражданами, вызвали в то же время критику либеральной общественности: оправдывает ли поиск нескольких десятков террористов вмешательство в частную жизнь граждан? Критику вызвала и практика «запретов на профессию» — такое название получила проверка претендентов на государственную службу в соответствии с принятым в 1972 г. по договоренности Брандта с главами земельных правительств решением о недопущении на государственные и общественные должности лиц с антиконституционными взглядами («указ о радикалах»). При отсутствии четкого определения «радикалов» до конца 1970-х гг. по линии спецслужб прошли проверку около 1 млн претендентов на различные должности в системе государственных и общественных служб — от чиновника и учителя до почтальона и кондуктора. Под давлением общественности и критики из-за рубежа было принято решение производить такие проверки только в случае доказательств причастности претендента на государственную службу к радикальной организации.
Новые социальные движения
В 1970-е гг. происходили заметные изменения в общественном сознании, «смена ценностей», обусловленная формированием «постиндустриального» общества. С учетом высокой интенсивности экономики ФРГ, степени ее нагрузки на окружающую среду, а также высокой плотности населения, на первый план в общественном сознании вышли проблемы экологии. Новые ценности и интересы обусловили и новые формы общественной активности: в 1970-е гг. появляются и быстро растут «новые социальные движения» — экологическое, движение против атомных электростанций, различные «гражданские инициативы». Популярность, прежде всего среди молодежи, приобрели различные «альтернативные» движения. При всей их разнородности общим был протест против «материалистической системы» и насаждаемых ею ценностей — карьеры, успеха, богатства. Молодежь стремилась создать иную, альтернативную модель повседневной жизни и взаимоотношений между людьми. Кроме издания листовок, различной «альтернативной» литературы, проведения конгрессов и других публичных мероприятий стал практиковаться захват пустующих зданий как протест против дороговизны жилья, а также для практической реализации своих представлений о новых формах коллективной жизни (коммуны). В 1970-е гг. начинает активно действовать так называемое «новое женское движение», обусловленное изменением положения и роли женщины в обществе. В отличие от «старого» женского движения конца XIX — первой половины XX в., на первый план вышли требования не формального, а фактического обеспечения равных прав женщин. Одним из требований стало «право распоряжаться своим телом», в частности, прервать беременность по своему желанию. Стали создаваться «женские дома», в которых могли найти убежище женщины, пострадавшие от насилия в браке, «материнские центры», где женщины с маленькими детьми имели возможность общаться, обучаться какой-либо профессии. На страницах феминистской прессы велись дискуссии по широкому спектру женских проблем. Радикально-феминистское крыло выступало с позиций полного противопоставления себя другому полу и отрицало всякую возможность и необходимость диалога и контактов между полами. Особенно активно развивалось экологическое движение, поскольку проблемы окружающей среды стали притягательным и объединяющим пунктом для самых разных новых социальных движений. На выборах в округах, особенно с расположенными там ядерными объектами, начинается выдвижение кандидатов от «зеленых» и «разноцветных» списков. Процесс политического оформления движения «зеленых» происходил достаточно сложно, учитывая различные, во многом противоречивые политические и тактические установки его участников. Были и противники создания партии, отвергавшие «формальную демократию». Дискуссии по вопросам тактики показывали широкий спектр предлагаемых действий — от мирных форм протеста, «гражданского неповиновения» до акций с использованием силы и саботажа, от использования нетрадиционных источников энергии (солнца, ветра и др.) до создания «зеленых коммун» как альтернативной формы повседневной жизни. Этот процесс завершился созданием в январе 1980 г. партии «зеленых» на федеральном уровне. Она обозначила себя как альтернативу традиционным партиям, как левую радикально-демократическую политическую силу. Особенностью новой партии в политическом плане стало наличие разных течений — от умеренного до радикального, в организационном — принцип коллегиальности и ротации руководства. В отличие от «внепарламентской оппозиции» 1960-х гг. новые социальные движения не стремились к фундаментальному изменению общества и отношений собственности, а ставили перед собой конкретные цели, часто занимаясь решением сугубо практических задач на местном уровне. Согласно оценкам, в 1978 г. в «гражданских инициативах» участвовали 1,8 млн человек, то есть примерно столько же, сколько во всех политических партиях вместе взятых. Учитывая новые настроения в обществе, ведущие политические партии внесли соответствующие коррективы в свои программные установки и практическую деятельность, усилив внимание к проблемам экологии, положения женщин, воспитания детей, досуга. Социал-либеральная коалиция пыталась сделать новые социальные движения своим союзником в политике реформ. Одним из приоритетных направлений стала политика в отношении окружающей среды. В 1971 г. была принята специальная программа правительства, создан совет экспертов в сфере экологии, в 1974 г. — Федеральное ведомство по вопросам окружающей среды. Складывалось экологическое законодательство: были приняты законы, регулирующие устранение и переработку промышленных и бытовых отходов, сохранение чистоты воздуха, охрану окружающей среды при строительстве, законы об охране природы, памятников, о борьбе с шумом, о нормах содержания свинца в бензине и др. В то же время по ряду вопросов складывались непростые отношения между правительством и новыми социальными движениями, в первую очередь это касалось отношения к ядерной энергетике. Движение против атомных электростанций требовало закрыть существующие и остановить строительство новых АЭС, указывая на опасность их деятельности, а также ядерных отходов для окружающей среды и здоровья людей. Акции участников этого движения, носившие нередко радикальный характер, будировали общественное мнение, настраивали его негативно по отношению к атомной энергетике, в то время как правительство во многом связывало с ней надежды на решение энергетических проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|