Свитки мертвого моря
Фотография Грауесела (лицензия свободной документации " GNU»). Пещеры в Кумране, в которых были найдены свитки Мертвого моря
Свитки Мертвого моря являются самыми важными и удивительными манускриптами, найденными за последние 100 лет. Тайник с письменами и фрагменты свитков были обнаружены в 11 пещерах Кумрана, в 13 милях к востоку от Иерусалима, недалеко от Мертвого моря в Израиле. Эта необычная библиотека иудейских документов датируется III в. до н. э. – 68 г. н. э. Она состоит из свитков, выполненных на пергаменте, нескольких листов папируса и одного необычного образца из меди. Тексты написаны с помощью углеродных чернил преимущественно на древнееврейском языке и отчасти на арамейском (семитский язык, на котором якобы разговаривал Иисус), а также несколько текстов на греческом. Исследование свитков Мертвого моря, определение их авторской принадлежности длятся с конца 40‑ х годов XX в. – с момента, когда они были обнаружены. Они проливают свет не только на библейские тексты, но и дают больше информации о тайном обществе мужчин и женщин, которых принято называть ессеями. В 1947 г. пастухи‑ бедуины, отправившись на поиски отбившейся от стада козы, в скалах у Мертвого моря обнаружили неизвестную пещеру. Внутри у стены они нашли несколько древних глиняных кувшинов с завернутыми в полотно манускриптами. Всего из пещеры (получившей название Пещера 1) было вынесено семь глиняных кувшинов. Эти находки положили начало длившемуся на протяжении 9 лет исследованию пещер на юго‑ западном берегу Мертвого моря. Разыскивая свитки, археологи находили пещеры, разграбленные местными бедуинами, которые выгодно продавали манускрипты арабским коллекционерам из Вифлеема. В конечном счете было обнаружено около 800 документов из 11 пещер Кумрана. В некоторых пещерах (например, Пещера 4) археологи обнаружили встроенные полки: по‑ видимому, пещеры долгое время функционировали как библиотеки.
Хотя некоторые свитки Кумрана были написаны еще при жизни Иисуса, ни в одном из них нет прямых упоминаний о нем или о его апостолах. Возможно, свитки являются частью огромного собрания манускриптов, которого пока не удалось найти. Одной из наиболее удивительных особенностей артефактов является то, что они содержат самые древние из известных сегодня тексты Ветхого Завета. Столь же древним иудейским документом является папирус Нэша (11 в. до н. э. ), найденный в Египте, с десятью заповедями. Свитки Мертвого моря можно разделить на две категории: библейские – содержащие копии книг Священного Писания и комментарии к ним и небиблейские – состоящие из молитвенников и уставов общества, к которому принадлежали их авторы. В библейских текстах представлены все книги Ветхого Завета за исключением книги Есфири и книги Неемии. Здесь есть пророчества Иезекииля, Иеремии и Даниила, а также предания о таких библейских персонажах, как Ной, Авраам и Енох, ни один из которых не упоминается в каноническом варианте Торы. Среди наиболее важных текстов, обнаруженных в пещерах Кумрана, стоит назвать великий свиток Исайи, содержащий 66 глав книги Исайи; комментарии к книге пророка Аввакума – одной из книг малых пророков Ветхого Завета; книгу прав членов общины под названием «Наставление в дисциплине», включавшую перечень обязанностей лидера иудейской секты и его учеников; а также Храмовый свиток – самый длинный и, пожалуй, лучше всех сохранившийся манускрипт из всех свитков Мертвого моря, который сегодня является предметом дискуссий. В нем говорится об идеальном устройстве и функционировании нового совершенного храма, о его законах и священных ритуалах.
Кто же написал свитки Мертвого моря и спрятал их в пещерах у Кумрана? Исследователи нарекли возможных авторов текстов, небольшую группу иудеев, живших в селении неподалеку от Кумрана, сектой Мертвого моря. Обычно ее идентифицируют с ессеями, которые вели аскетический образ жизни и наряду с фарисеями и саддукеями были одной из трех главных иудейских сект, о которых немало писал иудейский историк 37–100 гг. Иосиф Флавий. Хотя ессеи не упоминаются в Новом Завете, о них говорилось в других источниках того времени – работах Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Плиния Старшего. Ессеи покинули Иерусалим в знак протеста против насаждавшегося иудаизма и поселились в Иудейской пустыне, подальше от Иерусалима, утратившего, по их мнению, духовность. Они стали аскетами, вели монашеский образ жизни, хотя среди них были и женщины. Беглецы были строгими приверженцами Торы, или Пятикнижия (обычно так называют первые пять книг Священного Писания). Неподалеку от пещер со свитками были обнаружены руины Кумрана – заброшенной крепости, восстановленной в 150–130 гг. до н. э. Исследования показали, что в Кумране жила группа иудеев, которые вели аскетический образ жизни. Здесь было место для собраний, миквы (ритуальные бассейны) для погружения в воду, акведуки, резервуары и хранилища. Оказалось, что люди жили не в главном селении, а в прилегающих пещерах. В одной длинной узкой комнате Кумрана, получившей название скрипториум, находились несколько скамеек, на которых, надо полагать, сидели писцы, а также были обнаружены две чернильницы. Археологи считают, что именно в этом помещении были сделаны копии найденных в пещерах библейских текстов. Хотя в скрипториуме не оказалось ни одного манускрипта, он связан с пещерами, в которых были обнаружены свитки, поскольку в нем найдены схожие с пещерными гончарные изделия. Многие свитки Мертвого моря дают важную информацию о жизни и верованиях их создателей. Например, известны календари, среди которых сложный солнечный, состоящий из 364 дней, хотя более популярен был 354‑ дневный лунный календарь – именно он использовался в иерусалимском храме. Другой манускрипт представляет собой свиток с таким многозначительным названием: «Война сыновей Солнца против сыновей Тьмы». «Сыновьями Солнца», очевидно, были члены секты Мертвого моря, а к «сыновьям Тьмы» относилась остальная часть человечества. В этом свитке повествуется о извечной борьбе не только между этими двумя сторонами, но и между космическими силами добра и зла, а также дается представление общины об Армагеддоне. Для секты Мертвого моря Армагеддон наступил раньше, чем они того ожидали. Во время первого восстания иудеев (66–73 гг. ) римская армия захватила и разрушила Иерусалим и несколько иудейских крепостей, в том числе Масаду, расположенную на восточной окраине Иудейской пустыни, у Мертвого моря.
В битве за Масаду в 73 г. иудейские защитники предпочли совершить массовое самоубийство, чтобы не попасть в руки римлянам. Интересен тот факт, что среди фрагментов 14 библейских неканонических свитков, найденных в Масаде, был манускрипт, идентичный кумранскому. Как и в документах секты Мертвого моря, в нем использовался 364‑ дневный солнечный календарь. О том, что произошло с Кумраном, когда в 70 г. в него вошли римские легионы, сохранилось мало сведений. Видимо, сектанты перенесли свитки на хранение в близлежащие пещеры перед атакой римлян, а вот погибли ли местные жители или им удалось бежать, – осталось загадкой. Некоторые ученые полагают, что свитки Мертвого моря вообще не имеют отношения к жителям Кумрана. Согласно одной из версий, манускрипты были написаны жрецами второго Иерусалимского храма, а затем перенесены в Кумран и спрятаны подальше от римских легионов. В одной из интерпретаций этой гипотезы предполагается, что члены секты Мертвого моря тайно вывезли свитки из Иерусалима и спрятали их в пещерах. В таком случае сектанты были скорее хранителями манускриптов, чем их авторами. Впрочем, эти гипотезы не согласуются с жесткой критикой жречества. Профессор Норман Голб из института востоковедения при Чикагском университете считает, что в свитках отражен такой широкий спектр идей, что они скорее были результатом деятельности не одной общины, а воззрениями различных иудейских сект и общин Древнего Израиля.
Самым необычным и загадочным древним манускриптом Мертвого моря несомненно является медный свиток. Сделанный из меди, он был найден в 1952 г. в Кумране в Пещере 3. Манускрипт написан на древнееврейском языке, который графически отличается от языка других кумранских манускриптов и датируется, по всей видимости, серединой 1 в. К тому же медный свиток – единственный текст, который не является литературным произведением. Он представляет собой перечень 64 подземных хранилищ, разбросанных по всему Израилю. В свитке говорится, что в этих местах находились тайники с золотом, серебром, свитками, ритуальными сосудами, емкостями с ладаном, а также с оружием. В I960 г. было подсчитано, что стоимость этих гипотетических сокровищ составила бы более 1 миллиона долларов. Их поиском занимались многие, однако так ничего и не нашли. Многие ученые убеждены, что иудейский текст свитка является своего рода кодом. В пользу этой точки зрения говорит ряд из двух – трех греческих букв, которыми заканчиваются семь пунктов списка. Учитывая специфический характер некоторых из перечисленных предметов (в частности ритуальные кувшины и ладан), ряд исследователей считает, что описанные богатства – это знаменитые затерянные сокровища Иерусалимского храма, которые были спрятаны перед его разрушением римскими легионами в 70 г. Удивительной особенностью медного свитка является последний пункт списка, так называемый Пункт 64. В нем говорится: «в яме, примыкающей с севера, в отверстии, открывающемся к северу, и захоронена у его стока копия этого документа с объяснением и своими измерениями, и опись каждой вещи, и др. » Значит ли сказанное в этом пункте, что где‑ то спрятан еще один медный свиток, содержащий более существенную информацию, который предстоит найти? Хотя все манускрипты, обнаруженные в Пещере 1, были опубликованы с 1950 по 1956 г., издание текстов свитков Мертвого моря – процесс длительный. Запрет доступа к свиткам подвел некоторых исследователей (об этом, в частности, говорится в книге Майкла Бейджента и Ричарда Ли «Свитки Мертвого моря») к заключению, что Ватикан плетет интриги, не позволяя сделать информацию о манускриптах достоянием общественности, поскольку боится распространения содержащихся в свитках данных о периоде раннего христианства. Позиции этих теоретиков ослабли после издания в конце 90‑ х годов XX в. – начале XXI в. текстов еще нескольких манускриптов, в частности публикации всей коллекции библейских свитков. Издание большей части материалов из пещер Кумрана позволяет точнее определить значение свитков Мертвого моря. Они не только содержат поразительные религиозные и исторические данные о на данный момент слабо освещенном в документах периоде истории, но также проливают свет на источники иудаизма и раннего христианства.
Интересные параллели были проведены между свитками Мертвого моря и недавно переведенным Евангелием от Иуды, текст которого позволяет по‑ новому взглянуть на отношения Иисуса с предавшим его, печально известным апостолом. Этот древний, завернутый в кожу папирус, – единственный из известных сегодня текстов Евангелия от Иуды – датируется 300 г. Манускрипт был найден в 70‑ х годах XX в. в пещере возле города Эль‑ Минья в Египте и несколько лет переходил из рук одного торговца древностями к другому сначала в Египте, затем в Европе, пока не оказался в Соединенных Штатах, где в 2000 г. был продан торговцу антиквариатом из Цюриха Фриде Нуссбергер‑ Чакос. Новая хозяйка, госпожа Нуссбергер‑ Чакос, вскоре отослала манускрипт в Швейцарию в меценатский фонд Базеля для перевода и проведения реставрации. В апреле 2006 г. на пресс‑ конференции в Вашингтоне (округ Колумбия) Национальное географическое общество заявило о завершении перевода и реставрации манускрипта. Как и в случае со свитками Мертвого моря, большая часть текстов Эль‑ Миньи утрачена, хотя некоторые, возможно, до сих пор находятся у торговцев антиквариатом и в частных коллекциях. А нам остается только гадать, что входило в сокровищницу манускриптов библиотеки Кумрана. Может быть, где‑ нибудь на северо‑ западном побережье Мертвого моря в какой‑ нибудь пещере и сейчас лежат свитки, погребенные в песках, и дожидаются часа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|