Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансперсональные направления. Зарубежные трансперсональные направления




Трансперсональные направления

 

Особенность трансперсональной психологии состоит в том, что она включает огромное количество течений, направлений и школ, как зарубежных, так и российских. Различных трансперсональных практик насчитывается свыше 500. В российской трансперсональной психологии главенствует так называемый холотропный подход С. Грофа, точнее практика холотропного дыхания. Данный подход чрезвычайно популярен в России, при этом другие трансперсональные направления практически не игнорируются, и это представляет собой проблему.

В этой главе я расскажу о наиболее известных трансперсональных школах, насколько позволяет мне формат монографии. Заинтересованному читателю рекомендую обратиться к книге В. Майкова, В. Козлова «Трансперсональный проект», где он найдет более подробную информацию.

 

Зарубежные трансперсональные направления

 

Станислав Гроф родился в Праге 1 июля 1931 года. С 1956 по 1967 годы Гроф – практикующий психиатр-клиницист. Автор психотерапевтического метода холотропного дыхания.

Кен Уилбер – американский философ, сформулировавший интегральную теорию сознания и основавший интегральный подход, в котором сочетались психология, социология, философия, мистицизм, постмодернизм, эмпирические науки и теория систем.

В своих работах Уилбер интегрирует в единую систему различные точки зрения на Вселенную. Понятием «космос» (Kosmos ) Уилбер объединяет все проявления существования, включая различные области сознания. Понятие употребляется, чтобы отделить недуалистическую Вселенную (которая, согласно Уилберу, включает и ноэтические, и физические аспекты) от сугубо физической модели Вселенной, рассматриваемой традиционными («узкими») науками.

Уилбера ассоциируют с трансперсональным движением, от которого, впрочем, в поздние годы он значительно дистанцировался. В 1998 году им основан Интегральный институт – исследовательский центр по изучению научных и социальных вопросов в рамках интегрального и нередукционистского подхода. Уилбер практикует буддизм (но при этом не позиционирует себя как буддиста); особое влияние на его философию оказали такие буддийские традиции, как мадхьямака (под значительным влиянием философии Нагарджуны) и йогачара, положения которых составляют основу его подхода, а также дзогчен, махамудра и абхидхарма. Кена Уилбера иногда называют «Эйнштейном в области человеческого сознания» [25, 26].

Роджер Уолш опубликовал результаты своего масштабного проекта, в котором он изучает семь главных практик, общих для мировых духовных традиций. В ходе исследований Уолш обнаружил глубинное единство всех духовных традиций и путей, выражающееся в наличии у них общей цели (освобождение, просветление, спасение). Семь практик для достижения этой цели настолько схожи, что их можно назвать семью общими практиками.

1. Мотивационная сфера (стремления, влечения, привязанности, желания).

2. Эмоциональная сфера (страсти, любовь, сострадание).

3. Нравственная сфера (добро, зло).

4. Способность к управлению умом (сосредоточение, покой).

5. Способность к сознаванию.

6. Способность к пониманию (мудрость).

7. Способность к действенной передаче опыта (служение).

В своей книге «Основания духовности» Р. Уолш объединяет духовные основы христианства, иудаизма, ислама, буддизма, индуизма и даосизма и впервые показывает, как можно применять в своей повседневной жизни семь практик, занимающих центральное место в главных мировых религиях [26].

Арнольд Минделл – американский психотерапевт, писатель и основатель процессуально-ориентированной психологии. С 1990 года проживает в Портленде, штат Орегон, США. Автор 19 книг, изданных на 20 языках.

Процессуальная работа, или процессуально ориентированная психология – это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредоточивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутриличностного, межличностного, группового и глобального характера. Благодаря своему физическому образованию Минделл сформировал собственную точку зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. Таким образом, он расширил концепцию бессознательного путем включения целого спектра неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов с одной стороны, и перцепций, убеждений и идей, с которыми индивид не идентифицируется, – с другой.

По наблюдениям Минделла, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как чуждый. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, составляют первичный процесс, происходящий на осознаваемом уровне. Опыт, маргинализируемый в качестве чуждого, называется вторичным процессом и не осознается [26].

Чарльз Тарт – американский психолог и парапсихолог, получивший широкую известность в академической среде благодаря своим исследованиям природы сознания (особенно в области измененных состояний), а также как один из основателей трансперсональной психологии и как видный представитель парапсихологии. Степень доктора философии по психологии получил в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл в 1963 году.

Чарльз Тарт заслужил репутацию пионера и классика в исследовании измененных состояний сознания. Изданная в 1969 году в его редактуре антология научных статей «Измененные состояния сознания» стала бестселлером и, по оценке издательства Common Boundary, вошла в число ста самых влиятельных книг по психологии XX столетия. Как отметил один из ведущих российских специалистов в области исследований измененных состояний сознания Дмитрий Спивак, в широкий научный обиход эта область была введена в данной антологии. Тарт написал свыше 250 статей, опубликованных в академических изданиях, включая такие престижные научные журналы, как Science и Nature.

Чарльз Тарт на материале изучения наркотических ИСС предложил модель факторов, формирующих ИСС, выделив и классифицировав целый ряд ненаркотических факторов, определяющих – наряду с самим физиологическим воздействием – характер возникающего при употреблении наркотика состояния.

Исходной позицией Чарльза Тарта служит тезис, принадлежащий Уильяму Джеймсу: «Наше бодрствующее сознание есть не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него лежат совершенно другие, потенциальные формы сознания, отделенные тончайшей преградой». В своей книге «Пробуждение» Тарт ввел в лексикон выражение «согласованный транс», уподобив нормальное бодрствующее сознание гипнотическому трансу. Он подробно описал, как каждый из нас с детства вводится в транс, в котором пребывает окружающее нас общество. Тарт подметил сходства и различия между наведением гипнотического транса и транса согласованного. Он особо подчеркнул колоссальное и всеохватывающее воздействие родителей, учителей, религиозных вождей, политических лидеров и др., заставляющее подчиниться трансу. На основе учения Гурджиева и других духовных учителей Тарт очертил путь к пробуждению от транса, основанный на самонаблюдении [26].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...