Висячие сады Семирамиды. Храм Артемиды Эфесской
Висячие сады Семирамиды
На расстоянии девяноста километров от великого Багдада находятся развалины древнего Вавилона. Хотя этот город давно перестал существовать, о его былой славе и грандиозности свидетельствуют руины, которые можно увидеть и сегодня. В VII веке до н. э. Вавилон был самым крупным и богатым городом Древнего Востока. В нем было множество удивительных сооружений, но больше всего поражали великолепные висячие сады царского дворца, ставшие легендой. Создание знаменитых садов история связывает с именем прекрасной Семирамиды, царицы Ассирии (об этом повествуют Диодор и другие греческие историки). Семирамида – Шаммурамат – историческая личность, и жизнь ее легендарна. По древнему преданию, дочь богини Деркето Семирамида росла в пустыне, в стае голубей. Однажды ее увидели пастухи и отвели к смотрителю царских стад Симмасу, который полюбил девочку и воспитал ее как родную дочь. Царский воевода Оанн, увидев прекрасную девушку, взял ее в жены. Семирамида была очень красива, удивительно умна и отважна. Она очаровала царя, который отнял ее у воеводы. Оанн покончил жизнь самоубийством, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она унаследовала престол, хотя у них был сын Пиний. Тогда‑ то и проявились ее великолепные способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилон с мощными башнями и стенами, с великолепным мостом через реку Евфрат и удивительным храмом Бэлу. При ее правлении была проложена удобная дорога через семь гряд Загросской цепи в Лидию, где Семирамида тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царским дворцом, а воду к столице провела сквозь туннель из далеких горных озер.
Двор Семирамиды блистал своим великолепием. Пинию скоро наскучила такая бесславная жизнь, и он организовал заговор против матери. Царица Семирамида добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из города со стаей голубей. С этого времени ассирийцы стали почитать ее как богиню, а голубь стал для них священной птицей. Однако знаменитые висячие сады были разбиты не Семирамидой и даже не в период ее царствования, а несколько позже, в честь другой, совершенно нелегендарной женщины. Они были созданы по приказу Навуходоносора для его любимой жены Амитис – прекрасной индийской царевны, которая очень тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам родной Индии. Навуходоносор, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Он превратил столицу в каменную неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже по тем временам, роскошью. Свой дворец Навуходоносор воздвиг на искусственно созданной, рукотворной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпных террасах, которые покоились на сводах, и были разбиты висячие сады. Своды поддерживали высокие мощные колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли собой довольно сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты, укрытые толстым слоем камыша. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных между собой гипсом. Еще выше – пластины из свинца для задержки воды. Саму террасу покрывал довольно толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни даже большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми белым и розовым камнем. Высота этажей достигала почти двадцати восьми метров, что давало достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, в Вавилон доставляли саженцы деревьев, завернутые в мокрую рогожу, семена редких цветов и трав. Постепенно удивительные сады разрослись, распустились прекрасные цветы, зазеленели травы. Для орошения зелени день и ночь сотни рабов в кожаных мешках подавали воду из Евфрата.
Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми душистыми диковинными цветами в жарком и засушливом Вавилоне были истинным чудом света. Летом 323 года до н. э. в покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни Александр Македонский. Висячие сады со временем были разрушены постоянными наводнениями Евфрата, который во время паводка поднимался на три‑ четыре метра. Древний Вавилон давно разрушен, но легенда о неповторимых садах этого города живет и сегодня.
Храм Артемиды Эфесской
В VI веке до н. э. древнегреческий город Эфес достиг небывалого расцвета. Он был основан в XII веке до н. э. на западном побережье Малой Азии. Покровительницей Эфеса была богиня Артемида – дочь великого Зевса и богини Лето, сестра‑ близнец златокудрого Аполлона. Артемида почиталась как богиня плодородия, была покровительницей животных и охоты, защитницей женского целомудрия и охранительницей рожениц, а также владычицей луны. Вполне естественно, что горожане приняли решение построить в честь своей могущественной покровительницы величественный храм. Впрочем, это намерение несло в себе и практическое значение. Эфесцы проводили ростовщические операции, давая деньги в займ под большие проценты. Поэтому старейшины города надеялись, что новое здание увеличит оборот «банка» Артемиды. Над составлением проекта храма и его строительством трудился известный архитектор того времени Харсифрон из Кносса. Он предложил создать мраморный храм, который будет опоясывать двойной ряд колонн. Предложение было одобрено, но возник вопрос – где добывать мрамор? Как это часто бывает, помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах поблизости Эфеса. Два барана решили выяснить отношения и, наклонив головы, помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел очень необычный осколок ослепительной белизны. Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва сыграла важную роль в истории возникновения храма Артемиды. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, позабыв о стаде, поспешил в город. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор сразу же стал знаменитостью – Евангелием, что означает «принесший благую весть».
Строительство храма длилось сто двадцать лет. Одной из причин такого длительного процесса явилось то, что храм начали возводить недалеко от устья реки Каистры, где была очень болотистая почва. Предполагали, что мраморный храм, возведенный в этом месте, ослабит ощутимые толчки землетрясений, часто случавшиеся на побережье Малой Азии. Грунт щедро посыпали толченым углем, который тщательно утрамбовывали. Мраморные колонны приходилось перевозить из каменоломен, находившихся в двенадцати километрах от места закладки храма. Колеса повозок постоянно вязли в топкой земле. Тогда Харсифрон предложил довольно остроумный способ выравнивания почвы. В концы колонны были забиты железные прутья, укрепленные оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колеса такого размера, что каменная колонна как бы висела на железных осях. Затем к осям прикрепляли длинные жерди, впрягали быков, и тяжелая колонна, превращенная в своеобразное колесо, легко катилась по топкой дороге. При Харсифроне было успешно возведено здание храма и установлена великолепная колоннада, но до завершения строительства было далеко. Строительство продолжил сын Харсифрона – архитектор Метаген. Ему удалось полностью закончить верхнюю часть храма. С большим трудом строители втаскивали балки по наклонной плоскости на высоту храма. В дальнейшем работа предстояла еще более сложная: нужно было на вершину колонны положить архитрав очень осторожно, чтобы не повредить ее капитель. Как и отец, Метаген довольно остроумно разрешил возникшую задачу: на вершину колонны были положены мешки с песком и на них осторожно опустили балки. Под тяжестью балок песок постепенно высыпался, и громадины плавно располагались на своих местах.
Метаген тоже не успел достроить храм: эта задача стала проблемой для архитекторов Пеонита и Деметрия. В 550 году до н. э., когда легкое и изящное беломраморное здание с великолепной дорогой отделкой открылось взорам современников, оно вызывало удивление и восхищение. Святилище было огромным: длина его составляла сто пять метров, а ширина пятьдесят пять метров. Вокруг храма шли два ряда каменных колонн высотой до восемнадцати метров. По свидетельству Плиния Старшего, всего их было сто двадцать семь. Двухскатная крыша была покрыта не черепицей, как в древних храмах, а мраморными плитами. Прошло почти двести лет. В 356 году до н. э. житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любым способом увековечить свое имя, поджег великую святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения Александра Македонского. Храм сильно пострадал от пожара; обгорели деревянные конструкции, треснули балки перекрытий, повредились колонны. Жители Эфеса приняли решение восстановить храм, собрав для его реставрации свои сбережения и драгоценности. Их поддержали жители и других городов Малой Азии. Александр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по реконструкции великолепного храма, но при условии, что в храме высекут надпись, воздающую должное его заслугам. Эфесцы отказались, мотивировали свое решение тем, что «бог» не должен воздвигать храмы другим богам. Восстановлением храма Артемиды занялся великий архитектор Хейрократ. Во время работы он внес некоторое изменение в план постройки: поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние века. Внутри храм Артемиды был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя самой богини высотой пятнадцать метров, и ее всю покрывали золотые украшения и драгоценности. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма высек знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн – другой не менее знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте, грандиозности, стройности и богатстве восстановленного храма быстро распространились по всему античному миру. Неудивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал считаться одним из чудес античного мира. Археологи, заинтересованные храмом Артемиды, на месте самой постройки ничего не обнаружили. В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Окончательно же это великолепное сооружение уничтожили болотистая почва, постепенно поглотившая здание, и река Каистра, постоянно покрывавшая остатки сооружения наносами. Археологам и архитекторам потребовалось не одно десятилетие, чтобы виртуально воссоздать первоначальный облик одного из прекрасных чудес света.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|