Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Особенности выборочного наблюдения в туризме




 

Статистическое исследование независимо от его масштабов и целей всегда завершается расчетом и анализом различных по виду и форме выражения статистических показателей.

Статистический показатель представляет собой количественную характеристику социально - экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателя заключается в том, что он непосредственно связан с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.

Как правило, изучаемые статистикой процессы и явления достаточно сложны, и их сущность не может быть отражена посредством одного отдельного взятого показателя. В таких случаях используется система статистических показателей.

Система статистических показателей - это совокупность взаимосвязанных показателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленная на решение конкретной статистической задачи.

К наиболее распространенным факторам спроса на туристические услуги относятся следующие: половозрастной состав, образование, объем и структура свободного времени и платежеспособность населения, психология поведения и стиль потребления, При психолого-поведенческом сегментировании потребителей туристических услуг выделяются следующие типы потребителей:

· отпускники, предпочитающие пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт;

·   отпускники, предпочитающие поездки на дальние расстояния, калейдоскоп впечатлений, общество, флирт, удовольствия;

·   отпускники, предпочитающие активный отдых, пешие походы;

·   спортивные туристы;

·   любители приключений;

·   любознательные туристы, цель которых образование и осмотр достопримечательностей.

К наиболее распространенным группировкам туристов относятся их распределение по целям поездки и по странам въезда и выезда, по продолжительности проживания. Всемирная туристическая организация рекомендует выделять следующие цели поездки: проведение досуга, отдыха; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные поездки; лечение и посещение курортов; посещение религиозных мест и паломничество. Российская таможенная статистика дифференцирует международные поездки на служебные, туристические, частные, транзит и обслуживающий персонал; по странам выезда и въезда; по видам используемых транспортных средств.

К показателям, характеризующим туризм с позиций спроса, относятся: численность и состав туристов, их распределение по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам используемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. При выборочных обследованиях туристов важно оценить диспозицию (готовность) лица совершить туристическую поездку: наличие загранпаспорта, визы, билеты, путевки.

С позиции предложения туристических услуг основными субъектами статистического изучения выступают турфирмы и средства размещения. В практике государственной статистики туризм в качестве самостоятельной отрасли не выделяется, а в качестве подотрасли входит в состав хозяйственной отрасли <здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение> (в соответствии с ОКОНХ) и включает туристические гостиницы, турбазы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро путешествий. Однако большая часть крупных гостиниц относится к хозяйственной отрасли <жилищно-коммунальное хозяйство> (по ОКОНХ). Выделение туризма как вида деятельности или чистой отрасли также затруднено. В соответствии с ОКДП выделяется чистая отрасль Н: <Гостиницы и рестораны>, а деятельность турагентов, бюро путешествий и экскурсий относится к разделу 1: <Услуги транспорта, складского хозяйства и связи>.

К туристическо-экскурсионным услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся:. Туристические услуги:

·   услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов;

·   туристический отдых и путешествия по турмаршрутам;

·   туристические походы выходного дня;

·   услуги для делового туризма;

·   рекламно-информационные услуги;

·   услуги по предоставлению мест проживания;

·   прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка специалистов).. Экскурсионные услуги:

·   реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых экскурсий;

·   экскурсии, которые подразделяются:

·   по видам - обзорные, тематические, музейные, пешеходные;

·   по месту проведения - городские, загородные, на маршрутах выходного дня;

·   по видам используемых транспортных средств - теплоходные, авиационные, автобусные и прочие.

Среди туристических фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели:

· число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров);

·   численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания);

·   основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды).

Под средствами размещения понимаются субъекты, регулярно или периодически предоставляющие туристам размещение для ночевки. По классификации ВТО выделяются две категории средств размещения: индивидуальные и коллективные. К последним относятся фирмы, предоставляющие путешественникам размещение, при этом число мест превышает среднее число лиц в семье, а все места подчиняются единому управлению. Среди коллективных средств выделяются гостиницы, пансионаты, туробщежития, специализированные (оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, пассажирский транспорт, конгресс-центры) и прочие (площадки для кемпинга) заведения. Индивидуальные средства размещения предоставляют ограниченное число мест за плату или бесплатно. Среди них выделяются арендуемые (в семейных домах, у частных лиц и агентств) и не арендуемые (собственное жилище, бесплатное размещение родственников и знакомых) средства размещения.

К статистическим показателям деятельности гостиниц относятся: число гостиниц, общая площадь (площадь номеров и подсобных помещений), единовременная вместимость (число установленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено место-дней (в целом и дифференцирование для российских и иностранных граждан, прибывших из стран СНГ и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделением материальных затрат и численность работающих.

Учет движения клиентов и мест (по паспорту гостиницы, заселенных, забронированных, не готовых к проживанию) позволяет проанализировать использование номерного фонда гостиницы. Единицей учета выступает один место-день, за который принимается проживание одного лица на одном месте в течение суток. Ведется автоматизированный учет заселенных место-дней за каждые сутки и нарастающим итогом с начала периода. Для оценки эффективности деятельности гостиницы строятся показатели:

 

 

Эффективность деятельности фирм в сфере туризма может быть оценена экономически (рентабельность и сумма налоговых поступлений) и социально (рост занятости при росте спроса на туристические услуги). Комплексный анализ доходности туризма в целом и на уровне каждой отдельной фирмы можно охарактеризовать на основе следующей системы показателей:

 

 

или

 


 

где Д - доход от основной деятельности; Т - численность занятых; Н- нагрузка на персонал - число обслуженных туристов в среднем на одного занятого; П - длительность пребывания туриста: У - удельная доходность за один место-день.

Система показателей в сфере туризма включает следующие основные разделы:

·   показатели спроса на туристические услуги;

·   показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических);

·   показатели рекламы туристических услуг и посещаемых мест и маршрутов;

·   показатели производства туристических услуг и их реализации;

·   показатели финансового состояния и эффективности туризма;

·   макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами).

Малоизученным направлением в сфере туризма является обобщение результатов деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает:

. Комплексные поездки, пакеты услуг на отдых, комплексные туры.

.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...