Тема1: Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии
Стр 1 из 6Следующая ⇒ РАЗДЕЛ: Введение в возрастную и педагогическую психологию План: 1. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии 2. Основные закономерности психического развития 3. Взаимосвязь обучения и развития 4. Возрастная периодизация психического развития 5. Закон развития высших психических функций
Тема1: Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии План: 1.Предмет возрастной и педагогической психологии. Детская психология и её предмет. 2.Задачи возрастной и педагогической психологии. Задачи детской психологии. 3.Методы возрастной и педагогической психологии. Группы методов психологии по Б.Г.Ананьеву.
1. Возрастная психология - раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому (младенческий, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст и т.д.). Возрастная психология – это область знаний, содержащая информацию о законах возрастного преобразования психики людей. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности. Научную основу возрастной психологии составляют фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о социальной природе психики человека и закономерностях её развития на всех этапах онтогенеза (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский и др.).
Согласно этим положениям, психика человека является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования. Возрастная психология представляет собой отрасль общей психологии. Предметом возрастной психологии является выявление и изучение основных возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Составляющими предмета возрастной психологии являются: 1. Возрастная психология рассматривает изменения психики и поведения человека, как признак развития:1) эволюционные изменения - сравнительно медленные, количественные и качественные изменения основательные, которые происходят в двух сферах - как в психике, так и в поведении, например, в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Эти изменения охватывают значительные периоды жизни - до нескольких лет. Они зависят от постоянно действующих факторов 1) биологического созревания; 2) психофизиологического состояния организма ребёнка; 3) места ребенка в системе человеческих социальных отношений; 4) достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития. 2) революционные изменения - более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других эволюционных изменений психики и поведения. 3) третий вид изменений - особый. Он называется ситуационными изменениями - это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще). Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что первые два вида, т. е. возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения, очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция - преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные - наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенностью является то, что они оставляют личность без видимых перемен и меняют лишь формы поведения - знания, умения, навыки. 2. Второй составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения, обозначенные понятием «возраст». В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется. Понятие «возраст» в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но, ни в коем случае не с количеством прожитых лет. Психологически правильно определить возраст - значит установить все возрастные нормы в интеллектуальном и личностном развитии. 3. Третья составляющая предмета возрастной психологии - движущие силы, условия и законы психического развития человека. Движущие силы - это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его в нужное русло (это то, что заложено в самом человеке). Условия, т.е. причины, действие внутренних и внешних факторов (это то, что мы создаем сами). Законы психического развития определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые можно этим развитием управлять. Педагогическая психология - отрасль психологии, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп.
Предметом педагогической психологии является изучение специальных особенностей применения методов и приёмов в процессе обучения и воспитания, а также формирование личности. Здесь рассматриваются виды деятельности ученика и виды деятельности учителя, т.е. в первом случает речь идёт об учебной деятельности, или учении (ученика, воспитуемого). Во втором - о педагогической деятельности учителя (педагога), о выполнении им функций организации, стимуляции и управления (регулирования) учебной деятельности ученика. Детская психология - это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте (с рождения до 18 лет). Детская психология изучает (предмет) психологические особенности каждого возраста главным образом с точки зрения того нового, что в нем возникает и развивается, вклада в общее психологическое развитие человека, выясняет какие изменения происходят в пределах каждого возраста и при переходе от одного возраста к другим. Детская психология изучает развитие психики в связи с развитием деятельности ребенка, его общения с другими людьми, познания им окружающего мира, формирования его личности. Основная трудность изучения психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь постоянно меняется. Ребенок непрерывно растете, развивается. Важно различить понятие «рост» и «развитие». Рост - это количественные изменения или усовершенствование, каких - либо функций. Увеличивается вес ребенка, его рост, он научается всё лучше действовать с предметами, все лучше говорить, ходить и т.д. Это явление роста, то есть количественные накопления. В отличие от этого развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями, возникновением психических новообразований. 2. Задачи возрастной и педагогической психологии на современном этапе приобретает статус научно - практической дисциплины, поэтому обладает теоретическими и практическими задачами:
1. Исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения. 2. Исследование дифференциально-психологических различий, половозрелых и типологических свойств человека. 3. Исследование процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлений. 4. Попытки измерить изменения в жизни человека единицами времени (периодизация). 5. Изучение фактов и закономерностей психического развития нормального здорового человека. Практические задачи: 1. Создание методической базы для контроля за ходом полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза. 2. Организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов (помощь детям, родителям, педагогам и др.). Задачи детской психологии:
3. В возрастной и педагогической психологии применимы все методы из общей психологии, но адаптированные к определенному возрасту (например, в детской психологии нельзя провести близнецовый метод, лабораторный эксперимент, интроспекцию и ретроспекцию невозможно провести с дошкольниками т.к. уровень самосознания у детей не высок и анкетирование детей, хотя родителей возможно т.д.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|