Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

Предмет истории психологии

История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Что же является предметом психологии? В самом общем определении – психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

Предмет истории психологии – процесс возникновения, формирования и дальнейшего развития научных знаний о психике (психологических знаний).

Включает в себя следующие главные разделы психологических знаний:

· формирование представлений о предмете психологии, ее задачах, методах;

· формирование основных понятий психологии;

· вопросы развития основных принципов психологии;

· ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии: психофизической, психофизиологической, психосоциальной и др.;

· представления о психических процессах, состояниях, свойствах;

· развитие отраслей психологии, основных психологических школ.

 

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая факты, механизмы и закономерности развития психики и личности человека на разных этапах онтогенеза.

История возрастной психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психическое развитие человека.

 

 

Функции истории психологии (В.А. Якунин)

Представленный выше круг вопросов, которые призвана решать история психологии, обусловливает многообразие ее функций и значений, важных как для самой психологии, так и для других наук.

Идеологическая функция.

(Идеология – это система идей и взглядов, политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы определенных социальных групп).

Свое выражение она находит в том, что история психологии всегда освещается с определенных философских позиций и тем самым служит целям и формой обоснования либо материализма, либо идеализма.

Функция междисциплинарных связей.

Раскрывает процесс взаимного влияния психологии и др. наук в ходе их развития.

 

 

Кумулятивная функция.

История психологии в известном смысле – логическая память науки и в этой своей функции сохранения, сбережения и обогащения психологических знаний она учит научной осторожности, строгости, предостерегает от прошлых ошибок и повторных открытий. Однако здесь следует иметь в виду, что история психологии не есть простое хранилище, в котором собраны и механически объединены научные сведения, она всегда есть логическое преобразование, реконструкция и в этом смысле история психологии есть единство логического и исторического.

4. История психологии имеет большое значение и для развития самой психологической науки, являясь ее как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания.

5. Общеизвестна роль истории психологии для развития психологической теории. Изучение истории можно рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории науки не может быть создана какая-либо строгая научная теория. В определенном отношении всякая современная теория науки есть свернутая и обобщенная ее история.

Не обращаясь к истории, трудно осмыслить систему современных идей и категорий психологии, но и состояние ее операционально-методического аппарата. Изучение достижений предшественников, обращение к прошлому опыту входит составной частью в разработку любой программы исследования, в определение его стратегии и методических средств.

Прогностическая функция.

История психологии является памятью науки не только ради себя самой, а для будущего психологии. Она является вектором, указывающим, откуда мы идем, где мы находимся сейчас и куда мы можем пойти. Таким образом, история психологии позволяет на основе прошлого через настоящее посмотреть в будущее психологии.

Аксиологическая функция.

( Аксиология – теория ценностей – обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желаний, стремлений, интереса).

История психологии является основой для формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчета при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

Образовательная и воспитательная функции.

Изучение истории психологии не только знакомит человека с прошлым и тем самым расширяет его общий и профессиональный кругозор. Знание истории психологии способствует формированию у человека общего взгляда на мир и отношение к нему.

История психологии имеет определенное значение в учебном аспекте, поскольку различные подходы историко-психологического анализа могут выступать как способы, помогающие привести и выстроить знания по психологии, получаемые в процессе обучения, в единую, логически стройную систему.

Задачи истории психологии (М.Г. Ярошевский)

Перечислим главные задачи истории психологии как особой отрасли знания.

1. Изучить закономерности развития знаний о психике.

Наука в каждый исторический период имеет свои ресурсы, свой запас средств познания («строй» мышления). Смена одного строя мышления другим происходит закономерно. Поэтому говорят об органическом росте знания, о том, что его история подвластна определенной логике. Никакая другая дисциплина, кроме истории психологии, эту логику, эту закономерность не изучает.

Так, в XVII веке сложилось представление об организме как своего рода машине, которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прежде считалось, что действиями организма управляет душа – незримая бестелесная сила. Апелляция к бестелесным силам, правящим телом, была в научном смысле бесперспективной.

Это можно пояснить следующим сравнением. Когда в прошлом веке был изобретен локомотив, группе немецких крестьян (как вспоминает один философ) объяснили его механизм, сущность его работы. Выслушав внимательно, они заявили: "И все же в нем сидит лошадь". Раз в нем сидит лошадь, значит – все ясно. Сама лошадь в объяснении не нуждается. Точно так же обстояло дело и с теми учениями, которые относили действия чело века за счет души. Если душа управляет мыслями и поступками, то все ясно. Сама душа в объяснении не нуждается.

Прогресс же научного знания заключался в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом. Научное знание – это знание причин явлений, факторов (детерминант), которые их порождают, что относится ко всем наукам, в том числе и к психологии. Если вернуться к упомянутой научной революции, когда тело было освобождено от влияния души и стало объясняться по образу и подобию работающей машины, то это произвело переворот в мышлении. Результатом же явились открытия, на которых базируется современная наука. Так, французский мыслитель Р.Декарт открыл механизм рефлекса. Не случайно наш великий соотечественник И.П.Павлов поставил около своей лаборатории бюст Декарта.

Причинный анализ явлений принято называть детерминистским (от лат. "детермино" – определяю). Детерминизм Декарта и его последователей был механистическим. Реакция зрачка на свет, отдергивание руки от горячего предмета и другие реакции организма, которые прежде ставились в зависимость от души, отныне объяснялись воздействием внешнего импульса на нервную систему и ее ответным действием. Данной же схемой объяснялись простейшие чувства (зависящие от состояния организма), простейшие ассоциации (связи между различными впечатлениями) и другие функции организма, относимые к разряду психических.

Такой строй мышления царил до середины XIX века. В этот период в развитии научной мысли произошли новые революционные сдвиги. Учение Дар вина коренным образом изменило объяснение жизни организма. Оно доказало зависимость всех функций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и приспособления (адаптации) к внешней среде. Это был биологический детерминизм, который пришел на смену механистическому.

Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все, что не способствует выживанию организма. Из этого следовало, что и психика не могла бы возникнуть и развиться, если бы не имела реальной ценности в борьбе за существование. Но ее реальность можно было понимать по-разному. Можно было трактовать психику как исчерпывающе объяснимую теми же причинами (детерминантами), которые правят всеми другими биологическими процессами. Но можно предположить, что она этими детерминантами не исчерпывается. Прогресс науки привел ко второму выводу.

Изучение деятельности органов чувств, скорости психических процессов, ассоциаций, чувствований и мышечных реакций, основанное на эксперименте и количественном измерении, позволило открыть особую психическую причинность. Тогда и возникла психология как самостоятельная наука.

Крупные изменения в строе мышления о психических явлениях произошли под влиянием социологии (К.Маркс, Э.Дюркгейм). Изучение зависимости этих явлений от общественного бытия и общественного сознания существенно обогатило психологию. В середине XX века к новым идеям и открытиям привел стиль мышления, который условно можно на звать информационно-кибернетическим (поскольку он отразил влияние нового научного направления кибернетики, с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании).

Стало быть, имеется определенная последовательность в смене стилей научного мышления. Каждый стиль определяет типичную для данной эпохи кар тину психической жизни. Закономерности этой смены (преобразования одних понятий, категорий, интеллектуальных структур в другие) изучаются историей науки, и только ею одной.

Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

Физик Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое; ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу.

История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны.

Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы связи языка и мышления в трудах лингвистов А. Потебни, В. Гумбольдта и др., изучение времени реакции астрономами и др.).

Во-вторых, в психологии использовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии.

В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных (и частично человека) Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего.

В то же время он говорил, что «будущее психологии — это прежде всего ее собственное развитие» (СНОСКА: Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966. С. 1.). Здесь нет противоречия: связь с другими науками не должна превратиться в редукционизм, т. е. сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук. Такое сведение угрожает психологии утратой собственного предмета. История психологии богата примерами, когда такая опасность превращалась в реальность. В частности, в рефлексологии В. М. Бехтерева психика сводилась к сочетательным рефлексам. Но еще Ф. Энгельс писал: «Мы несомненно «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?» (СНОСКА: Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 563.).

Таким образом, изучение истории психологии позволяет уяснить ее роль в великой семье наук и обстоятельства, под влиянием которых она изменялась. 3. Выяснить зависимость зарождения и восприятия психологических знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества (ибо наука – не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы).

Поскольку признание воздействия социокультурного окружения на развитие науки является практически общепринятым, необходимо уточнить характер его влияния на развитие психологии.

Анализ развития психологических знаний требует изучения исторического фона. Однако простой синхронизации их с показателями уровня социально-экономического развития недостаточно: социальные условия в значительной степени влияют на выбор проблемы, а также на характер ее решения. Так, анализируя творчество 3. Фрейда, К. Нири пришел к выводу: «Толкование сновидений» является главным источником сведений о тех социальных и политических впечатлениях, которые с раннего возраста формировали мышление и мировоззрение создателя психоанализа» (СНОСКА: Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрии. М., 1987. С. 111—113.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...