Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) Воспитание в Древнем Риме.




Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.

Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).

Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.

15 – летние юноши пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Наиболее известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша.

В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.

Г) Воспитательная практика древних славян

Во II ст. до н.э. на исторической арене появляются славянские (праславянские) племена. Во второй половине III ст. окончилось расселение славян и их раздел на три этнические группы: восточную, западную и южную. За долгое время прославяне, а затем славяне отработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, которая вышла из глубины трудовой жизни народа. Как и во всех народов, у первобытных славян существовал культ труда и ума, умелых рук и понимания своего места в природе. Формировались приемы передачи детям трудовых, бытовых, природоохранных навыков. Дети воспитывались в процессе жизни, посильного труда, тяжелых условий быта и природы.

Одним из распространенных, многогранных и эффективных средств воспитания был фальклор, особенно детский, который объединял все виды народной поэзии. В глубокой древности возникло такое эффективное средство воспитания, как игра. Значительное место в воспитательной практике славян занимала языческая религия. В основном воспитанием у древних славян занималась семья. До 3-4 лет – дети под опекой матери, с 4-6 лет – в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу дома. Детей знати отдавали в другую семью («Кума до кум наставляют ум»), с 7-14(15) лет – девочки под руководством матери учились ведению домашнего хозяйства, мальчики–подростки рядовых общинников овладевали трудовыми навыками, дети дружинников с 12 лет в гридницах овладевали военным искусством.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

2. Чем было обусловлено развитие школ и совершенствование воспитания в рабовладельческих государствах?

3. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

4. Какие прогрессивные педагогические идеи античных философов вошли в фонд педагогической науки и нашли применение в современной практике?

5. Каким был идеал воспитания и воспитательная практика у древних славян?

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

2. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.

3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.

4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – 346 с.

7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1 – С.6 – 19.

8. Быт и история античности. – М., 1988. – 270 с.

 

 


Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века

 

Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, содержание образования и методы обучения. Уровни обучения в церковных школах раннего средневековья (элементарный, средний, повышенный). Догматический характер обучения.

Появление светских учебных заведений (IX – XVI вв.). Городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские) и их назначение. Система ученичества. Возникновение и развитие университетов в Западной Европе. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.

Воспитание светских феодалов. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья.

Вклад средневековых философов и теологов (П. Абеляр, Ф.Аквинский, Г.Сен-Викторский, В.де Бове и др.) в развитие теории и методики обучения и воспитания.

Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Всесторонне развитая, социально-активная личность – гуманистический идеал эпохи. Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.

Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

 

ПЛАН

1. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование.

2. Воспитание и образование в Византии.

3. Церковные школы в Западной Европе.

4. Система рыцарского воспитания.

5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.

6. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.

 

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.

Начало средневековья в Центральной, Западной и Южной Европе связано с распадом Римской империи (IV в.). В этот период начавшийся с V века, на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений. Все образование и культура в этот период находится в руках церкви и религиозных организаций: в Византии под воздействием православного христианства, в Западноевропейских странах – католическая религия. Католицизм и православие проповедовали покорность, терпение, ущемление земных интересов и потребностей для спасения души в будущей загробной жизни. Учитель не щадил своих учеников за ошибки, жестокие телесные наказания были очень распространены. Они одобрялись церковью, которая учила «что природа человека греховна» и телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют «дьявольское начало». Связь средневековой культуры с христианской религией, необходимость использовать при богослужении книги на латинском языке, обуславливали в Западной Европе своеобразный тип школ, содержание обучения в которых имело религиозный характер, языком стала латынь; чужой для большинства европейских народов. В школах царила суровая дисциплина, догматическое, основанное на неосознанном заучивании текстов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...