Практические задания. Дикарь в лесу. Домашнее задание! . § 3. Право человека на труд – одно из главных прав человека
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Прочитай стихотворение и ответь на вопросы.
Дикарь в лесу Хозяйка белочка в лесу Орехи собирала. Она в лесу том каждый сук И каждый кустик знала. Однажды в лес противный тип Пришел с большой котомкой Небрежно сбил ногою гриб И выругался громко. Стал гнуть орешника кусты - сломал, Зажал под мышкой ветви, Нашел один орех - сорвал, Сорвал второй и третий… Отбросил куст и, как медведь, Пошел себе довольный. А бедной белки и смотреть На это было больно.
Почему белка обиделась на мальчика? Что он делал не так? Почему важно правильно вести себя на природе? 2. Прочитай рассказ В. Сухомлинского и проанализируй поведение девочек.
Стыдно перед соловушкой. Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку. — Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. — Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида. (В. Сухомлинский). Кто из девочек выбрал правильное поведение? За что было стыдно Лиде? Почему она говорила тихо? 3*. Проблемное задание. Сделайте выбор и аргументируйте.
4. Игра «Выбери правило вежливости». Запишите, если так можно делать – «ДА», если нельзя – «Нет». 1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастит.
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать в лесу. 4. Старайся не шуметь, а то животные очень испугаются. 5. Пучеглазую лягушку, жабу и ужа, гусениц, букашек можно всех прогнать. А лучше бы их совсем не было. 6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
Домашнее задание! Составить памятку «Правила поведения в природе».
§ 3. ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ТРУД – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Подумайте! А зачем человеку труд?
Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом. Вы тоже в будущем мечтаете трудиться. И все мы понимаем, что безделие не принесёт такого счастья и радости, как труд. Выполнив все свои дела, человек может отдыхать и получать ещё большее удовольствие. Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы устаём именно от работы. Трудом принято называть не всякое дело. Труд — это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату. Труд даёт человеку всё необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. «Не на золото и серебро, а именно трудом были первоначально приобретены все богатства мира», — считал великий английский экономист Адам Смит. Действительно ли труд является источником всякого богатства? Трудом создаются различные продукты. Среди них — вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книга, которая лежит перед тобой, — это изделие. А вот когда ты идёшь в парикмахерскую или к врачу, ты пользуешься услугой.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется товаром. В товарах, которые ты приобретаешь для своих нужд, заключён многообразный человеческий труд. Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд учёного или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.
Что такое богатство? Для одних это деньги, драгоценности, богато обставленный дом, для других — здоровье, понимание близких, верные друзья, для третьих — книги, музыка, возможность путешествовать, узнавать новое. Для путника в пустыне вода — богатство. А для людей при наводнении она бедствие. Бананы или ананасы не представляют ценности для жителей Африки, а для жителей Севера это экзотические (редкие) фрукты. В стремлении к богатству нет ничего предосудительного. Важно различать, на какие цели оно употребляется. Золото в сундуке не имеет ценности, если оно лежит мёртвым грузом. Не безразличны обществу средства достижения богатства: добыть его честным трудом, талантом или получить хитростью или обманом. Первый путь к богатству общество одобряет, второй — осуждает. Богатство — это всё, что люди ценят. Они готовы приобретать его и тратить на него свои деньги. Источниками богатства человека могут служить природные ресурсы: земля, лес, полезные ископаемые. Ещё один источник богатства — результаты трудовой деятельности (например, построенный дом, посаженный сад, написанная книга, сочинённая музыка). Важный источник богатства — приобретённые человеком знания и умения, признанные и оценённые другими людьми. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Оцени ситуацию и дай ответы.
Два подростка возвращаются после уроков домой. Один из них делится своими переживаниями с другом: «Старший брат Сергей не смог поступить летом в институт. Эх, теперь придётся ему идти в работяги... » Как ты оцениваешь отношение подростка к людям рабочих профессий? Встречался ли ты с пренебрежительным отношением своих ровесников к людям непрестижного труда? Подумай, чем оно вызвано. Стоит ли стесняться работы чересчур будничной, неинтересной? Многие ли профессии сегодня можно назвать романтичными, яркими? Объясни, в чём ценность будничного труда. 2. Выбери из предложенных ниже антонимов те, которые могут характеризовать труд космонавта, продавца, шахтёра, учителя, художника, хлебороба, домашней хозяйки, дворника, программиста, раба: постоянный — временный;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|