Функции воспитательной работы классного руководителя
Портфолио по курсу «ПЕДАГОГИКА» студента 4 курса очного отделения механико-математического факультета Баяндина Артема Андреевича
Задание №2. Контрольная работа по разделу «Теория воспитания» Ø ответить на все 5 вопросов Ø по каждому вопросу необходимы собственные размышления (выводы, замечания). Ø указать источники, которыми Вы пользовались при выполнении работы. 1. вопрос. Что такое воспитательный коллектив. Признаки коллектива. Уровни развития коллектива по А.Н.Лутошкину. Воспитательный коллектив – это объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими. Признаки коллектива: · наличие общественно значимой цели · совместная общественно полезная деятельность · контактность · наличие организационной структуры. Образное описание стадий развития коллектива по Лутошкину 1 ступень. «Песчаная россыпь». Ступень. «Мягкая глина». 3 ступень. «Мерцающий маяк». 4 ступень. «Алый парус». 5 ступень. «Горящий факел». Мое мнение: Уровни развития по А. Н. Лутошкину имеют очень необычные названия, но они настолько образны, что не требуют объяснения – все понятно и так. Хотелось бы всегда учиться и рабтать в коллективе, который не меньше, чем «мерцающий маяк».
2. вопрос. В чем проявляется опережающий характер воспитания? Роль системы перспектив в воспитании.
В учебно-воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияний на объекты и внутреннего отражения, преломления их (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании и самообучении. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи оказываются чрезмерно трудными или легкими, т. е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задачи, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в его широком смысле. Таким образом, не любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями по их реализации, а противоречие определенного характера, соответствующей степени проявления становится источником развития процесса.
Мое мнение: В воспитании всегда надо идти вперед, а не назад, поэтому оно и должно нести «опережающий характер».
3. вопрос. Функции и задачи работы классного руководителя в воспитании школьников. Планирование деятельности классного руководителя. Направления внеклассной воспитательной работы. Функции воспитательной работы классного руководителя Классный руководитель выполняет несколько функций: 1. аналитико-прогнастическую; 2. организационно-координирующую; 3. коммуникативную; 4. контрольную. Задачи деятельности классного руководителя: · формирование и развитие коллектива класса; · создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; · формирование здорового образа жизни; · организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; · защита прав и интересов обучающихся; · организация системной работы с обучающимися в классе; · гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; · формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; · организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся. Структура плана работы классного руководителя: Специфика содержания внеклассной воспитательной работы разнообразна и включает в себя следующие направления: 1. Познавательная деятельность школьников (она является продолжением учебной деятельности). Это направление используется для формирования познавательного интереса школьников, положительной мотивации в обучении и совершенствовании учебных навыков. Здесь используются такие формы как: а. Клуб почемучек; б. Игра «Что, где, когда»; в. Турнир любознательных; г. Викторины и т.д. 2. Досуговая (развлекательная) деятельность школьников. Эта деятельность включает организацию полноценного отдыха детей, создает положительные эмоции, дружескую атмосферу в коллективе и снятие нервного напряжения. Наиболее эффективны следующие формы:
а. День варенья; б. Юморина; в. Конкурс фантазеров; г. Вечер загадок, Игроград и т.д. 3. Оздоровительно-спортивная деятельность. Она направлена на полноценное развитие ребенка, особенно младшего школьного возраста, т.к. именно в этот период наблюдается потребность детей в движении, а от состояния здоровья младших школьников зависит характер изменений в работе организма подростка. Это направление осуществляется на экскурсиях в природу, в спортивных и подвижных играх, походах, спартакиадах, соревнованиях, спортивных праздниках и т.д. 4. Трудовая деятельность школьников. Она отражает содержание различных видов труда: учебный (умственный и физический), общественно-полезный, производственный, домашний и труд по бытовому самообслуживанию. Трудовая деятельность школьников проявляется в сформированной потребности к труду и умении занять себя. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу и т.д. 5. Творческая деятельность школьников. Она предполагает развитие склонностей, интересов детей и раскрытие их творческого потенциала, она отражается в таких формах как конкурс песни, чтецов, конкурс рисунка, плакатов, праздничных концертах и т.д. Содержание деятельности во ВВР одинаково не во всех школах, т.к. на него влияют следующие факторы: 1. Традиции и особенности школы; 2. Особенности возраста, класса и индивидуальности детей; 3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности и установки. Мое мнение: В классе всегда должна быть внеучебная деятельность. Благодаря вовлечению в эту деятельность и формируются уровни коллектива по Лутошкину.
4. вопрос. Различия в профессиональных качествах, поведении, стиле работы учителя (воспитателя) мужчины и женщины. Особенности педагогической культуры учителей-мужчин и -женщин, проявляющиеся на уровне компетенций.
К особенностям педагогической культуры учителей-женщин можно отнести: ощущение внутреннего конфликта как отражение противоречия между актуализировавшейся независимостью женщин в профессиональной деятельности в условиях феминизации образования и необходимостью выполнения традиционных тендерных ролей в семье; достаточно широкий круг социально-культурных интересов, причем знания могут иметь бессистемный, поверхностный характер; преобладание значимости личностных взаимоотношений в коллективе и условий труда над содержанием профессиональной деятельности; ориентацию на межличностный способ самоактуализации в ущерб другим формам реализации своего потенциала; более выраженную психологическую неустойчивость и эмоциональную возбудимость, более развитую коммуникативную компетенцию по сравнению с мужчинами-коллегами. К особенностям педагогической культуры учителей-мужчин можно отнести: ощущение внутреннего конфликта из-за недовольства своим социальным положением, условиями труда, перспективами профессионального роста и необходимостью выполнения традиционных тендерных ролей в семье; преобладание значимости профессионально-исследовательской компетенции в структуре педагогической культуры, в силу чего владение глубокими знаниями по дисциплине воспринимается в качестве основного показателя профессионального мастерства; нацеленность на трансляцию своей жизненной позиции в условиях совместной с учащимися деятельности, а не через «вербальное нравоучение»; меньшую степень толерантности в социальном, личностном и межкультурном отношении; более выраженный консерватизм в тендерных и национальных вопросах; склонность к исследовательской деятельности, принятию нестандартных решений; менее развитую коммуникативную компетенцию по сравнению с женщинами-коллегами за счёт преобладания зрительно-пространственного восприятия мира. Мое мнение: По-моему, нет разницы между качеством образования преподавателя-мужчины и преподавателя-женщины. Есть некоторые особенности, но и мужчина и женщина может быть хорошим учителем или плохим.
5. вопрос. Принципы воспитания детей в современной семье. Ошибки родителей в воспитании детей. К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: · Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Естественно, что не каждая семья, думая о цели воспитания ребенка, оперирует такими научными педагогическими понятиями, как «всестороннее гармоническое развитие личности». Но любая мать, прижимая к себе новорожденного ребенка, желает ему здоровья, мечтает, чтобы он вырос хорошим человеком, жил в гармонии с самим собой и окружающим миром, был счастлив. А что же это такое, если не общечеловеческие ценности?
Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особенности. Подчас родители, отмечая в своем образовании, жизни в целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка иначе, чем это делалось в отношении их самих, и видят цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка те или иные свойства, способности, которые не удалось реализовать в собственной жизни. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует. Носителями объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в воспитательной деятельности. Противоречия в целях воспитания между членами семьи, между семьей и детским садом (школой) негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в конкретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не всегда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового. Поэтому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания. · Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. В ряде исследований (Т.А.Маркова, Л.В.Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания. Нежелание и неумение взрослых создать в семье благоприятный психологический климат - причина детских неврозов (А.И.Захаров), девиантного поведения подростков (М.И.Буянов, Т.А.Драгунова). Между тем еще достаточно живуче представление о том, что воспитание детей - дело нехитрое и в нем каждый может преуспеть. Известно, что о подобном педагогическом невежестве писал в свое время К.Д.Ушинский, но и сегодня некоторые родители считают себя достаточно компетентными воспитателями и поэтому не испытывают потребности проконсультироваться у специалистов, познакомиться с психологической и педагогической литературой. Иную позицию, как свидетельствуют социологические исследования, занимают образованные молодые родители. Они проявляют интерес к специальным знаниям по проблеме воспитания, развития детей, стремятся повысить свою педагогическую культуру. · Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша. Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с каким-либо образцом. Чаще всего это сверстник в семье друзей, родственников: «Лиза младше Саши, но прекрасно владеет ножом и вилкой. А наш сын предпочитает есть ложкой, да еще пальцы в тарелку запускает». Оставим «за кадром» выяснение причин несоответствия поведения Саши требованиям столового этикета, отметим только, что, конечно, надо корректировать подобные «особенности» поведения ребенка, но делать это следует постепенно, а не «здесь и сейчас», и не столько путем требований к поведению ребенка, сколько перестраивая собственную воспитательную тактику: иначе требования «повиснут» в воздухе. Напомним о педагогических правилах, вытекающих из принципа гуманности: избегать сравнения ребенка с кем-либо (с родителями, сверстниками, литературными героями, великими людьми); не навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности; не призывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой. А чтобы двигаться вперед (в этом суть развития), надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше». Такая линия воспитания, в которой проявляется оптимизм взрослых, вера в возможности ребенка, ориентирует его на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внешних и внутренних конфликтов и способствует укреплению психического и физического здоровья ребенка. · Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Например, чтобы переключить ребенка раннего возраста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвлечения, в воспитании детей 5-6 лет он уже «не сыграет», здесь уместны объяснение, убеждение, личный пример. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка. Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие люди ведут себя с ребенком в тех или иных ситуациях сходным образом, одинаково ровно по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее, предсказуемое. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно делать, а что не разрешается. Благодаря этому он начинает осознавать границы своей свободы, а значит, не перейдет ту грань, где начинается несвобода других. Не будет, например, требовать, чтобы его одевали на прогулку, если все члены семьи изо дня в день приучают его к самостоятельности. прививают необходимые для этого навыки, одобряют старание и достижения. Последовательность в воспитании обычно ассоциируется со строгостью, однако это не одно и то же. При строгом воспитании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок - объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельности, но и организационной (как поступить лучше, какое принять решение, что надо подготовить и т.д.). Иными словами, при последовательном воспитании повышается субъектность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность. · Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наши дети смотрят телевизор и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и чувства, но под влиянием того же телевизора для них стали привычными картины убийства, смерти, жестокости, пошлости и т.д., телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами. Можно ли усилить развивающее влияние одних факторов воспитания и снизить разрушающее влияние других? Да, можно, но приоритет в этом принадлежит семье, поскольку она имеет возможность исключить влияние одних факторов (разрешать, например, ребенку смотреть по телевизору только детские передачи), дать надлежащую интерпретацию другим (объяснить, например, почему не следует употреблять те или иные выражения, тем более - ненормативную лексику), изменить содержание третьих (например, папа вышел во двор и организовал игру мальчиков в хоккей, футбол, переключив тем самым внимание и деятельность детей с обычных «тусовок» на нечто ценное для развития). Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Но к сожалению, далеко не все родители понимают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстетическое воспитание ребенка (заботятся о полноценном питании, оптимальном двигательном режиме, приобщают к спорту, организуют занятия музыкой, посещение изостудии). В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому основное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблюдается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обязанностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полноценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, желания трудиться, формирования трудовых навыков, привычек (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева). · Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак да щука». Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются значительные нервно-психические затраты. К примеру, бабушка сама убирает за внуком игрушки, а папа требует, чтобы мальчик делал это сам; мама считает, что пятилетнего ребенка надо учить чистому звукопроизношению, а у дедушки на этот счет свое мнение: с возрастом все само наладится. Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности. Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию. Основные виды ошибок родителей в воспитании детей: · Превышение родительской власти · Не предоставление детям свободы мнения · Неравенство в правах и обязанностях · Родители – эгоисты · Проявление жертвенности и нервозности · Разногласия между родителями · Родительская суровость · Родительская непоследовательность Мое мнение: Воспитывать детей - непростая задача. Существует много различных методик и принципов для воспитания. Подробно обращусь к ним в дальнейшем, когда это будет необходимо. Самое главное, не допускать типичных ошибок, а все остальное придет с личным опытом. Сайты: · http://tgspa.ru/info/study/pedagog/uch_rab/uch_posobie/timv11.htm · http://copy.yandex.net/?text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%20%D0%BB%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD&url=http%3A%2F%2Fs_1_sosh.kar.edu54.ru%2FDswMedia%2Fobraznoeopisaniestadiyrazvitiyakollektivapolutoshkinu.doc&fmode=envelope&lr=50&mime=doc&l10n=ru&sign=10b049447ee8b85e20360cb2893b0014&keyno=0 · http://www.detskiysad.ru/ped/ped152.html · http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/35.html · http://www.dissercat.com/content/gendernye-osobennosti-pedagogicheskoi-kultury-uchitelya · http://do.gendocs.ru/docs/index-235789.html?page=6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|