Центральный механизм |
Структура нарушения |
Симптомы и синдромы | ||||||||||
Нейропсихологические | Клинические | Психологические |
Речевые | |||||||||
Акустико-гностическая сенсорная афазия (афазия Вернике) | ||||||||||||
Данная форма возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике). | Центральным механизмом является патология акустического анализа и синтеза звуков речи, что приводит к нарушению фонематического слуха. | Расстройство фонематического слуха – центральный дефект сенсорной афазии, обусловливающий грубые нарушения импрессивной речи. Парадигматическая система языка нарушается уже на уровне фонемы. Нарушается различение фонем по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости; и др. Невозможно дифференцированно воспринимать эти признаки звуков, а поэтому слышать и произносить их одинаково, что и ведёт к центральному дефекту – нарушению понимания речи. | Нейропсихологический синдром включает: нарушение всех видов устной импрессивной речи; нарушение чтения и письма; нарушение устного счета (со слуха) из-за дефектов анализа звуков; нарушение воспроизведения ритмов; нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в тревожности, легкой возбудимости, неустойчивости эмоциональных реакций. | В клинической картине рассматриваемая форма афазии проявляется в феномене «отчуждения смысла слов», в нарушении понимания слов, обращенной речи. | В психологической картине, прежде всего, обнаруживается нарушение всех функций речи, кроме ее эмоционально-выразительных компонентов. | Спонтанная речь состоит из набора случайных звуков, слогов, словосочетаний, что получило название «жаргонафазия», «речевая окрошка» или «словесный салат», логорея, литеральные и вербальные парафазии. Речь иногда имеет «затейливый», «витиеватый» стилистический рисунок. Распад процесса чтения, неумение прочитать вслух и узнать отдельные буквы; глобальное чтение сохранно.
| ||||||
Эфферентная моторная афазия (афазия Брока) | ||||||||||||
Возникает при поражении заднелобных отделов коры мозга (44 поле - зона Брока) – премоторной зоны коры головного мозга. Поля 44, 45. | Центральным механизмом является патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющаяся из-за нарушений смены иннервации, что ведет к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляции-ых движений на другую. | Зоной Брока осуществляется линейная, временная организация движения. Образуются синтагматические цепочки звуков и слогов в слове, слов в предложении. При эфферентной моторной афазии страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание. В основе персевераций лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия. | В нейропсихологический синдром эфферентной моторной афазии входит также нарушение чтения и письма, возникающее из-за нарушения того же механизма (затруднение в начинании фразы); нарушаются предметные действия (апраксия). | В клинической картине проявляется в персеверациях – патологических повторениях или настойчивых воспроизведениях какого-либо действия, слога, слова. | Психологическая картина характеризуется наличием симптома трудности включения в активную речь. При попытке спонтанного высказывания, при ответной реплике в диалоге не в состоянии начать фразу. Однако, если удается произнести первое слово, то нередко осуществляется произнесение и всей фразы. | Произнесение отдельных звуков остается сохранным, устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов. Из-за персевераций становится невозможным конструирование и произнесение предложений. Персеверации увеличиваются с увеличением упорных попыток произнести слог, слово, предложение. В связи с этим устная речь отсутствует полностью, замещаясь одним–двумя речевыми осколками – эмболами. Нарушения просодики речи, ритмико-мелодической структуры, интонации: голос плохо модулирован, речь скандированная. Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами.
| ||||||
Афферентная кинестетическая моторная афазия | ||||||||||||
Поражение вторичных зон постцентральн. и нижетем-ых отделов коры голов. мозга, располож-ых сзади от центральной (Роландовой) борозды. Поля 7, 40 (по Бродману) | Центральным механизмом афферентной моторной афазии является нарушение кинестетических ощущений. | Центральный дефект – нарушение тонких артикуляторных движений, проявляющееся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звуков и слов. | В основе данного дефекта лежит нарушение адресации нервных импульсов, которые должны обеспечить нужный размах, силу и направление движений губ, языка. Лица с данной формой афазии не могут быстро и без напряжения артикулировать слова и звуки. В связи с этим происходит замена одних звуков другими, близкими по месту и способу происхождения. Все это приводит к нарушению устной экспрессивной речи. | Клинич-ая картина проявляется либо в полном отсутствии экспрессивной речи, либо в обилии литеральных парафазий во всех видах экспресс-ной речи (спонтанная, повторная, номинативная). Автоматизиров-ые формы речи (пение, стихи, имена близких людей и т.п.) остаются более сохранными. | В психологической картине обнаруживается нарушение звена звукоразличения в структуре речи, т.е. нарушение сенсо-моторного уровня организации речи в звене кинестетического анализа звуков, что ведет к трудностям создания моторной программы речи. При относительной сохранности непроизвольного уровня организации речи, трудности начинаются, когда необходимо осознанно произнести, повторить звук, слово, фразу. | Нарушаются все функции, виды, формы речи. | ||||||
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|