Приключения американцев на Луне
Приключения американцев на Луне
Миссия выполнима
В один из сентябрьских дней 1999 г. в американском городе Майами состоялась скромная, но весьма торжественная церемония. Под пристальными взглядами присутствующих из плиты была извлечена так называемая «капсула времени», в которую сорок лет назад поместили запись с прогнозом развития цивилизации и освоения космоса на ближайшие десятилетия. И вот капсула вскрыта. То, что было записано в послании к потомкам, т. е. сформулированы вехи семимильных шагов по Вселенной, и сегодня еще звучит как научная фантастика. Полковнику натовских ВВС Ричарду Стюарту грезилось, что на орбите Земли будет висеть армада пилотируемых комплексов, оснащенных лазерным и звуковым оружием, а наша серебристая спутница Луна станет своего рода глобальной военной базой с ангарами для боевых кораблей. Не сбылось. И «звездные войны» приказали долго жить, и Луна не освоена, а лишь «прощупана» на предмет физической корректности. Но тогда, в 1959 г., поводов для оптимистических предсказаний, казалось, было более чем достаточно, и прорыв в открытый космос представлялся делом практически решенным. Ведь на околоземной орбите уже кружился первый американский искусственный спутник Земли «Эксплорер‑ 1». Велись работы по двум пилотируемым программам – «Меркурий» и «Гемини». Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) начало отбор кандидатов в астронавты, и первый отряд в количестве семи человек уже был сформирован на год раньше, чем в Советском Союзе, – к апрелю 1959 г. Как нельзя кстати к власти пришел президент Роберт Кеннеди, большой энтузиаст покорения космоса и неимоверных политических проектов. Он всенародно призвал нацию объединиться вокруг идеи высадки на Луну: требовалось любой ценой выиграть космическое состязание 60‑ х, как того требовал имидж сверхдержавы.
Это был спор не столько о приоритетах в космосе, сколько о превосходстве двух социальных систем: расцветающего, как тогда казалось, социализма и «загнивающего» капитализма. СССР переживал огромные трудности послевоенного времени, к тому же вынужден был нести немыслимые затраты в гонке вооружений, дабы всегда быть готовым к вероятной войне с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Несмотря на это отечественным ученым удавалось постоянно опережать богатую Америку. Они первыми отправили на околоземную орбиту рукотворный спутник, первыми осуществили пилотируемый полет вокруг Земли, что должно было означать неоспоримые преимущества советского ракетостроения. Уже тогда было ясно, что именно уровень ракетных технологий в обозримом будущем станет главным мерилом военного, а значит, и космического превосходства. У американцев не выдерживали нервы: надо было спасать престиж, а для этого оставалось разве что поразить мир чем‑ то сверхвыдающимся, или, как говорил Кеннеди, «проникнуть в космос еще дальше». Под этим «дальше» изначально и однозначно подразумевалась только Луна. План казался почти несбыточным, учитывая, что к тому времени у США не существовало ни одного космического носителя, ни одного отработанного корабля, ни один американец не побывал в космосе, а наука еще не располагала достаточно мощными компьютерами, позволяющими контролировать работу всех бортовых систем. Тем не менее президент выступил перед Конгрессом и запросил на программу лунных челноков 40 миллиардов долларов – сумму, казавшуюся тогда фантастической.
И работа началась. Прежде всего встал вопрос о создании мощной ракеты‑ носителя, которая могла бы доставить корабль к Луне. Кое‑ какие наработки в этом направлении имелись. Известно, что после окончания Второй мировой войны из Германии в США было вывезено около пятисот ракетных специалистов и членов их семей. Группу возглавил генерал Вальтер Дорнбергер, руководитель разработок по ракете «Фау‑ 2», и главный конструктор доктор Вернер фон Браун. Их совместными усилиями и была создана ракета «Сатурн», которая стала базовой для осуществления предстоящего полета. Ракеты собирали в огромном сооружении, способном вместить четыре подобных махины одновременно. Затем космический корабль и ракеты перевезли к пусковой площадке. Весь комплекс весил более 5000 тонн и доставлялся к месту старта огромным гусеничным тягачом. Кстати, именно здесь, на месте, где ранее находились база ВВС США и ракетный испытательный полигон, в 1958 г. состоялся запуск первого в США искусственного спутника Земли, а 5 мая 1961 г. был отправлен на околоземную орбиту космический корабль «Меркурий» с американским астронавтом Аланом Шепардом на борту. На 21 февраля 1967 г. был назначен первый пилотируемый старт «Аполлона». Но за день до этого на космодроме произошла трагедия. Во время наземных испытаний «Аполлона», когда в кабине корабля вспыхнул пожар, погибли астронавты Эдуард Уайт, который первым вышел в открытый космос в 1965 г., Вирджил Гриссом и Роджер Чаффи. В атмосфере чистого кислорода корабль выгорел буквально за несколько секунд. Это были первые жертвы американской космической программы. На кардинальные переделки специалисты все же пойти не рискнули, но постарались устранить целый ряд частных проблем. Корабль дорабатывался еще 21 месяц, после чего в космос поочередно отправлялись «Аполлоны» с порядковыми номерами от четвертого по девятый. Оставалась последняя, генеральная репетиция перед посадкой человека на Луну. Необходимо было еще раз отработать все маневры, которые совершил предыдущий «Аполлон», но уже на орбите спутника Земли. «Аполлон‑ 10» стартовал 18 мая 1969 г. Велась кино‑ и фотосъемка поверхности Луны, кабина совершала различные маневры. Разъединение и стыковка корабля и лунной кабины, а затем возврат на Землю прошли успешно.
Еще ранее, в январе 1969 г., НАСА официально объявило о составе первого экипажа для полета на Луну. Счастливчиками оказались Нейл Армстронг, назначенный командиром «Аполлона‑ 11», Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Командиром «Аполлона‑ 11» Армстронг был выбран не случайно. Он удовлетворял самым высоким требованиям комиссий разного уровня: воевал, летал на «Икс‑ 15», проявил находчивость и мужество при возникших неполадках на космическом корабле «Гемини‑ 8». У всех была свежа в памяти и авария экспериментальной летающей модели лунной кабины, когда только самообладание Армстронга спасло ему жизнь. Словом, в отряде астронавтов не было никого, кто бы столько раз оказывался в экстремальных ситуациях и с честью выходил из практически безвыходных положений. И вот наступил долгожданный день 16 июля 1969 года. Стодесятиметровая ракета‑ носитель «Сатурн‑ 5» стояла на стартовом столе, искусно освещенная по ночам лучами прожекторов. Ее старт можно было наблюдать с расстояния 150 км. В районы, прилегающие к космодрому, за несколько дней до старта стали съезжаться тысячи людей, желающих приобщиться ко всемирно‑ историческому событию. Не зря же на одном из предполетных приемов Вернер фон Браун в ответ на вопрос, каково, по его мнению, значение полета на Луну, ответил: «Я думаю, что это событие равноценно по важности тому этапу эволюции жизни на Земле, когда жизнь из воды выплеснулась на сушу». В 9 часов 30 минут по местному времени наступил момент, которого так долго ждала вся Америка. Из громкоговорителя раздалась команда «Пуск! », и в то же мгновение с оглушительным ревом заработали двигатели «Сатурна». Еще секунда – и ракета медленно, словно нехотя, оторвалась от площадки и, набирая скорость, устремилась ввысь. Люди вскочили с мест, репортеры, кинооператоры, телевизионщики прильнули к объективам, чтобы запечатлеть этот волнующий момент. Ракета быстро набирала высоту, и зрители бросились с трибуны вниз, чтобы еще раз увидеть, как она тает в голубом июльском небе. Старт «Аполло» транслировали в прямом эфире все ведущие страны мира, кроме Китая и СССР. Советским людям в это время показывали фильм «Свинарка и пастух».
Через четыре с половиной часа корабль отделился от последней ступени ракеты‑ носителя, и экипаж смог немного расслабиться. Астронавты сняли скафандры, приняли пищу. Все системы работали нормально. Медленно вращаясь вокруг своей продольной оси, «Аполлон‑ 11» летел со скоростью 10, 8 км/с. В его внутренней части за тонкой обшивкой среди приборов, двигателей, баков с топливом нашлось место крошечному отсеку для экипажа, в котором едва смогли разместиться три откидных кресла. После многочасового полета корабль приблизился к Луне, чтобы перейти на селеноцентрическую орбиту. Армстронг доложил Центру управления о том, что коррекция траектории полета прошла успешно и «Аполлон‑ 11» стал спутником Луны. Он также поделился своими впечатлениями от лунной поверхности. Командир сказал, что ее изображения, доставленные «Аполлоном‑ 8» и «Аполлоном‑ 9», очень похожи на то, что он видит, но в то же время отличаются так же, как трансляция футбольного матча по телевидению от непосредственного присутствия на стадионе. После этого Армстронг, одетый в скафандр (но без шлема и перчаток), открыл люк в туннель‑ лаз, через который Олдрин (еще без скафандра) перешел в лунную кабину, приступив к подготовке ее для спуска на поверхность Луны. Вскоре к нему присоединился Армстронг. Закончив работу, Олдрин вернулся в отсек экипажа, надел скафандр и снова перешел в лунную кабину. На тринадцатом витке вокруг Луны был включен двигатель посадочной ступени лунной кабины, и она снизилась до высоты 15–16 км над поверхностью Луны. Все, что до сих пор делали члены экипажа, было отработано их предшественниками, теперь же перед Армстронгом и Олдрином стояла задача, которую до них еще никто не решал. 19 июля «Аполлон‑ 11» ушел за Луну и начал торможение с переходом на орбиту лунного спутника, где и находился около суток. Приближалась кульминация многолетней программы. В 20 часов 47 минут по Гринвичу лунный модуль расстыковался с основным кораблем и пошел на посадку. На высоте 150 м Армстронг переключил управление с компьютера на себя. Медицинский контроль в Хьюстоне зафиксировал во время посадки пульс у Нейла: 156 ударов в минуту вместо 77 по норме и 150 – у Эдвина. Щуп мягко коснулся грунта, двигатели немедленно отключились, и четыре ноги лунной кабины бесшумно опустились. Люди прилетели на Луну.
Это произошло 20 июля 1969 года в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Астронавты «прилунились» в шести с половиной километрах от расчетной точки, горючего на момент посадки оставалось на 49 секунд полета, наклон кабины составил не более 4 градусов. Через 5 часов после посадки Армстронг открыл люк и протиснулся наружу. Девять ступенек вниз – и вот он уже стоял на Луне: «Один небольшой шаг для человека – огромный шаг для всего человечества... » – это были его первые слова, которые прозвучали на весь мир как символ, величественный космический афоризм, подобный гагаринскому «поехали! ». Через 20 минут к Армстронгу присоединился Олдрин. Ему тоже понадобилось время, чтобы приспособиться к передвижению на Луне в условиях слабого притяжения. Укрепив флаг своей страны, они поставили рядом и флаг ООН, и маленькие флажки 156 государств мира, а также памятный вымпел со словами: «Здесь в июле 1969 от Р. X. нога человека с планеты Земля ступила впервые. Мы пришли с миром от всего человечества». Научная программа «Аполлона‑ 11» была сведена к минимуму, главный ее итог определялся простой констатацией факта: человек может жить и работать на Луне. Кроме того, необходимо было изучить и сфотографировать лунный ландшафт, собрать образцы лунных пород с целью их дальнейшего исследования. Таких материалов набралось более 20 кг. Астронавты установили сейсмограф особой чувствительности, который мог фиксировать даже их собственные шаги по Луне. А с помощью счетчика фотонов и лазерного отражателя с максимальной точностью измерялось расстояние между Землей и Луной. На спутнике астронавты провели 2 часа 31 минуту. Далее на пути к Земле осложнений не возникло, и 24 июля восьмисуточное путешествие было завершено приводнением в Тихом океане в 20 км от встречавшего экипаж авианосца «Хорнет». В последующие месяцы американцы еще шесть раз совершали полеты к Луне, из которых самой драматичной оказалась экспедиция «Аполлона‑ 13». Кстати, его приключения настолько потрясли Америку, что был снят художественный фильм по мотивам событий, разыгравшихся на борту космического корабля. А произошло следующее. Старт «Аполлона‑ 13» был произведен в понедельник, 13 апреля 1970 г., однако сразу же возникли проблемы с двигателями, работа которых неожиданно отклонилась от программы. Дальше больше. В служебном отсеке, когда корабль находился уже на расстоянии 330 тыс. км от Земли, произошел взрыв кислородного баллона электроэнергетической системы, вырабатывающей к тому же и кислород для жизнеобеспечения астронавтов. Хотя служебный отсек из‑ за аварии был выведен из строя полностью, жилой модуль корабля не пострадал. Необходимо было в кратчайший срок возвращаться на Землю, о прилунении не могло быть и речи. Они летели в темном, холодном корабле, в сотнях тысяч километрах от Земли, сохраняя самообладание и мужество, устраняя все новые и новые неполадки. И все же астронавты сумели воспользоваться системой жизнеобеспечения лунного модуля и с крайне ограниченными запасами кислорода на шестые сутки аварийного полета совершили благополучную посадку. Дальнейшее исследование Луны продолжили экипажи последующих «Аполло». 31 января 1971 г. экипаж «Аполлона‑ 14» прилунился по обычной схеме: Алан Шепард посадил кабину в 59 м от расчетной точки. Научная программа полета была довольно обширной и напряженной, в общей сложности предстояло выполнить около двухсот различных заданий. Особенно непростым оказался второй выход, когда экипаж должен был подняться на вершину кратера Коун: местность была пересеченной, повсюду ямы, кратеры и нагромождения камней. Резиновые шины тележки или зарывались в пыль, или натыкались на камни, система охлаждения скафандров не справлялась с нагрузками. Астронавты так и не достигли цели: Хьюстон приказал возвращаться обратно. Но практически всю научную программу они выполнили. Старт «Аполлона‑ 15» состоялся 26 июля 1971 г., и без всяких отклонений от программы экипаж через 3 дня достиг Луны. Скотт и Ирвин должны были посадить кабину в районе Моря Дождей, здесь геологи надеялись обнаружить наиболее древние лунные породы. Наладив «лунного скитальца» – маленький электрический двухместный вездеход, оборудованный антеннами и приемопередающей аппаратурой для прямой связи с Землей, астронавты за три выхода осмотрели довольно большой участок вокруг модуля. В общей сумме астронавтами было пройдено порядка 28 км, на Землю доставлено 77 кг образцов и грунта. Самая серьезная проблема возникла в момент приводнения: один из трех парашютов не раскрылся, и перегрузка достигла 16 g, но экипаж остался цел и невредим. Старт нового «Аполлона‑ 16» состоялся 16 апреля 1971 г. Эта экспедиция примечательна тем, что была развернута первая и до сих пор единственная в истории астрономическая обсерватория на Луне. С помощью камеры‑ спектрографа, установленной на телескопе с трехдюймовым объективом, был выполнен ряд фотографических наблюдений Земли, туманностей, звездных скоплений и Большого Магелланова Облака. Эта замечательная обсерватория и по сей день стоит на поверхности Луны. Когда стало ясно, что урезанный бюджет не позволит осуществить все десять задуманных экспедиций на Луну, из‑ за чего придется ставить точку на «Аполлоне‑ 17», НАСА решило, что получится нелогично, если на Луне так и не побывает кто‑ либо из ученых. Намечавшийся состав экипажа пересмотрели, и в космос отправился доктор геологии Гарвардского университета Гаррисон Шмитт. 7 декабря 1972 г. на Луну было доставлено 13 научных приборов, при этом девять из них применялись впервые. Эта экспедиция была рекордной по многим показателям: астронавты пробыли на Луне 75 часов, проехали на «скитальце» 36 км со скоростью до 18 км/ч, привезли рекордное количество грунта – около 117 кг. В 1972 г. программа «Аполлон» была успешно завершена. На Луне побывали 12 человек, а ее облет совершили 27 астронавтов. Около 300 часов простояли на Луне маленькие домики из алюминиевой фольги, в которых горел свет и можно было дышать. 80 часов 44 минуты шагали, прыгали и ездили по Луне люди. После них остались конструкции и приборы на сумму 517 миллионов долларов. Но было бы неверно считать, что все эти деньги так и остались похороненными в лунной пыли. Значительная их часть была потрачена на постройку новых и реконструкцию устаревших испытательных стендов, тренажеров, совершенствование связи, создание автоматизированных систем, огромного парка ЭВМ. И эта техника верой и правдой послужила в последующих космических программах. Более 25 тысяч открытых новых продуктов, процессов, технологий, материалов, приборов обрели впоследствии новую жизнь на Земле. Средства дистанционного контроля, совершенные способы создания изолированной среды, огнеупорные краски и защитные материалы, синтетические волокна, специальные методы консервирования и т. д. – таков «вторичный» продукт космической программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|