Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис подросткового возраста в психологических концепциях

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 10

ТЕМА: «Отрочество и юность»

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

Занятие № 10

Тема: «Отрочество и юность».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие

· 3. Значение изучения темы

· Учебное – формирование представлений об отрочестве и юности, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

· Место проведения лабораторного занятия учебная комната

· Оснащение занятия -

· Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

Анотация

Основные понятия: кризисный возраст, пубертатный период, самосознание, Я-концепция, общение со сверстниками, просоциальная деятельность, аналитико-синтетическая деятельность, чувство взрос­лости, подростковая субкультура, личностная автономия.

Подростковый возраст - пери­од онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выде­лен в качестве особого периода развития в XIX в, (Синоним: отрочест­во.) Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юно­шеский возраст, на подростковый возраст отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссион­ным.

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему вре­мени интенсивною, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вари­ативность темпов развития (временные различия у мальчиков и дево­чек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния под­ростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает поло­вое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые пережи­вания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что подростковый возраст является периодом начала ряда психиче­ских заболеваний.

Центральным фактором психологического развития подростка, его важнейшим новообразованием является становление нового уров­ня самосознания, изменение Я-концепции (Л.И.Божович, И.С.Кон, Э.Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в от­ношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразо­вание определяет ведущие потребности подросткового возраста - в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рас­сматривается также как ведущая деятельность подростка (Д.Б.Эльконин). Согласно другой точки зрения, ведущей в этот период является просоциальиая деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д.И.Фельдштейн).

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретиче­скому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуж­дения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Ж.Пиаже), Динамический характер этого разви­тия, несформированность основных структур обусловливает ряд спе­цифически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на других сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противо­речие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки от­дельного поступка на личность в целом.

Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости (с, этим связано, например, представление Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой о «чувстве взрос­лости» как основном новообразовании подросткового возраста), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. По­следняя точка зрения в настоящее время преобладает. Подростковый возраст (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как осо­бая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п. которые обра­зуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и фор­мами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет сущест­венное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравствен­ное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подро­стка - в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окру­жающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки про­должают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная про­тиворечивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного (отклоняюще­гося) поведения.

Вопросы по теме.

- решение ситуационных заданий по теме

Задание 1. Прочитайте.

Вася хочет поиграть с Олей. Вася дёргает Олю за косу. Та, не раздумывая, даёт сдачи. В ход идут все известные сторонам средства общения. Вопли, визг, тычки. (По Волкову.)

Кого наказать? Почему?

Задание 2. Часто в 11-12 лет подростки заявляют, что не будут с этими

девчонками (мальчишками) в одной команде. Стоит ли идти на поводу? (По Волкову.)

Задание 3. О чём говорят случаи неподчинения подростков?

Задание 4. Прочитайте.

Урок в 7 классе учитель построил так.

1.Устный опрос у доски (один человек отвечает, остальные слушают)

2.Объяснение учителем новой темы (методы - рассказ, объяснение).

3.Самостоятельное чтение параграфа учебника.

4.Краткая беседа по прочитанному.

Оцените эффективность урока. Насколько учтены особенности подросткового возраста? Какие изменения в урок вы бы внесли? Докажите их обоснованность.

Задание 5. Объясните, почему именно в подростковом возрасте человек чаще всего приобретает вредные привычки. Каковы психологические причины этого явления (в личностной сфере, нравственных понятиях и представлениях, взаимоотношениях)?

Задание 6. Опишите трудности, с которыми сталкивается подросток. Объясните их психологические причины. Как помочь подростку в преодолении этих трудностей?

Задание 7. Перед вами сочинение учащегося.

«Меня зовут Коля. Вполне нормальный человек. Можно назвать умным, начитанным, судя по отзывам одноклассников и друзей. Моё общение с окружающими зависит от настроения. Охотно учусь тому, что меня интересует. Дела обычно довожу до конца. В семье и классе с моим мнением считаются. Увлекаюсь компьютерной техникой, парусным спортом, хоккеем. Практически на любой жизненный вопрос имею своё мнение. В споре меня трудно переубедить, но если я чувствую правоту собеседника,

этот вопрос отпадает. В общем, человека нельзя узнать по листку бумаги».

Можно ли сказать, что этот ученик вступил в подростковый возраст? По каким признакам вы это установили?

Задание 8. Вместо прочерка в цитату вставьте название соответствующего возрастного периода (младший школьный, подростковый, юношеский возраст). Аргументируйте свой ответ.

Развитие интересов детей «____» возраста идёт в нескольких направлениях. Во-первых, интерес к конкретным фактам, расширяющим кругозор, начинает отступать на второй план, уступая место интересу к закономерностям, управляющим явлениями природы. Во-вторых, интересы «____» становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям знаний и приобретают личностный характер.

Составьте рекомендации учителю по развитию интересов учащихся в данном возрасте.

Задание 9. Прочитайте.

Володя, ученик 7 класса, не проявлял интереса к уроку географии. Учительница принимала всевозможные меры воздействия на него, но отношение к предмету осталось прежним. Был он неусидчив: минуты не мог просидеть спокойно, сосредоточившись на чём-то одном; ни к чему у него не было устойчивого интереса.

На замечания учительницы во время урока Володя без стеснения говорил:

- Не люблю я географию, скучно на неё, - и продолжал заниматься посторонними делами.

Перед учительницей встал вопрос: как привлечь Володю к активной работе на уроке. С этой целью она тщательно изучила характер и поведение нерадивого ученика, пошла к нему домой.

Из беседы с родителями учительница узнала, что у мальчика есть свои увлечения.

Первое - собака. Часами он мог заниматься со своей собакой, дрессировать её. А второе - столярное дело. Бабушка пожаловалась учительнице, что Володя«перепортил» немало досок: всё время мастерит что-то.

После этого учительница перевела в классе беседу о дикой собаке динго, о её родине - Австралии, а затем перевела речь служебных собак, на то, как их дрессируют, и здесь рассказала ученикам, как учит свою собаку Володя. И неусидчивый Володя на этой беседе как будто прирос к парте: глаза его впервые открыто и прямо смотрели на учительницу, и первый раз она увидела в них выражение интереса к своему рассказу.

А когда учительница рассказывала о Володе и его любимом деле, он, всегда бойкий и дерзкий, залился краской и очень смутился. Но вскоре Володя успокоился и с большим удовольствием стал отвечать на вопросы ребят, как он дрессирует собаку, кто его научил этому, что она умеет делать.

По поручению учительницы Володя охотно сделал из дерева много различных

пособий. На уроках она давала ему дополнительную нагрузку - составить план по рассказу урока, выписать из него трудные слова, подобрать иллюстрации т. д.

Володя стал неузнаваем. Он перестал скучать на уроках, прекратил неумные шутки и проделки, а к концу четверти заявил:

- Оказывается, география не такая уж скучная!.. (По Т. М. Куриленко.)[4]

Характерна ли данная ситуация для подросткового возраста? Поясните своё мнение,

опираясь на знания особенностей учебной деятельности подростка.

Задание 10.

Подростковая дружба - явление сложное, часто противоречивое. Кирилл стремился найти близкого друга, верного. В поисках друга, он сближается с разными товарищами: Витей, Сашей и др.

Что ищет Кирилл в друге? В чём противоречивость дружбы подростков?

Задание 11.

Катя (15 лет) пишет: «Учёбу я в школе бросила. Сижу дома в полной растерянности.

Может я не умею заводить друзей? Может никто не хочет со мной дружить? Просто я маленького роста и не похожа на девушку. Все надо мной смеются. По-моему, мои дела не очень хороши. (По Волкову.)

В чём причина такого состояния Кати? Связано ли оно с подростковым возрастом?

Задание 12.

Родители пишут, что у них с Витей (15 лет) постоянные конфликты: «Мы даём ему некоторую самостоятельность, но договариваемся, чтобы он обязательно позвонил в определённое время, вернулся домой не позднее такого-то часа. Он же не выполняет условий нашего соглашения, нарушает их постоянно. На время мы лишаем его «свободы». Но потом всё повторяется снова. Он что же, не понимает, что делает себе вред?» (По Волкову.)

Чем можно объяснить такое поведение подростка? Какой вариант отношения родителей к подростку в данном случае является лучшим и почему?

Задание 13. Прочитайте.

Учительница вошла в класс. Начала урок. Чётко сформулировала цель урока. Для ответа на первый поставленный вопрос вызвала ученика. Однако рослый подросток не счёл нужным отвечать. Небрежно сказал:

- Я сегодня отвечать не буду.

- Почему?

- Не готов, да и настроение не располагает.

Класс дружным хохотом реагирует на эту дерзость. Учительница вызывает другого, но и он в тон первому произносит:

- Я к уроку не готов - не захотел заниматься вашей литературой.

Называются фамилии ещё пятерых учеников, и все они отказываются отвечать.

Учительница испытала обиду и душевную боль от этих выходок учеников.

Потребовалось очень большое самообладание, чтобы не сорваться и довести урок до конца.

Какие возрастные особенности взаимоотношений в коллективе не учла учительница?__

Тесты.

Ситуационные задачи.

КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

ОТВЕТ. В соответствии с теорией рекапитуляции Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Егопредставление о ≪бунтующем≫ отрочестве, насыщенномстрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст

врастания в культуру. Главные новообразования этого возраста: открытие Я, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.

Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, Ш. Бюлер связывала прежде всего с процессом полового созревания. Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряжен-

ность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. В научной концепции Ж. Пиаже описывается, что в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребенок

 

ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС

ОТВЕТ. Подростковый кризис - пик переходного периодаот детства к взрослости. Кризисный характер этого периода показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено. Внешне он проявляется в грубости и нарочитостиповедения подростка, в стремлении поступать наперекоржеланию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.На образование подросткового кризиса влияют каквнешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы:

постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослыми др.).

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отноше-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...