Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какова специфика «я-концепции» в период ранней взрослости?




ОТВЕТ. «Я-концепция» взрослого продолжает развиваться под воз­действием внешних и внутренних стимулов. У взрослого человека этот процесс развития «я-концепции» контролируется приняты­ми личностью социальными понятиями и ценностями. В соот­ветствии с представлениями, устремлениями, критериями оцен­ки определенных социальных групп, к которым относится лич­ность, у нее возникают различные представления относительно личной направленности и способов самоактуализации. Смысл самоактуализации заключается в стремлении личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятель­ности свои таланты, способности, возможности и т. п. Актуаль­ный жизненный опыт взрослого человека меняет «я-концеп- цию», преобразуя ее в связи с новым возрастно-психологиче- ским контекстом. Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении различных социальных ролей. Соот­ветственно более актуальными становятся частные «я-концеп­ции», определяемые содержанием роли: супруга, сексуального партнера, родителя, профессионала и т. д. В период ранней взрослости все более дифференцированной становится самооценка личности. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества (например, интел­лектуальный уровень), и очень низко другие — уровень межлич­ностных взаимодействий. Предполагается, что это связано с тем, что с возрастом единая «я-концепция» распадается на ряд неза­висимых друг от друга «я-концепций». В период ранней взрослости все отчетливее вырисовываются тендерные особенности «я-концепции» — особенности, связан­ные с признаками половой принадлежности. Согласно Т. В. Андреевой: у мужчин:

«я-концепция» отличается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве; «я-образ» мужчин осознает себя преимущественно в сфе­рах: работа, любовь, познание; у женщин: «я-концепция» наряду с «мужскими» типами направлен­ности самоактуализации содержит и специфические «женские» модели «я-образа», связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью; «я-концепция» женщин более индивидуализирована, тогда как мужская — более социализирована. Это выражается в том, что женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком.

 

КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

ОТВЕТ. Ф. Парсонс установил, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств личности, поэтому успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответ­ствия его индивидуальных качеств требованиям профессии. Выбирая профессию, следует учитывать, что процесс профес­сионального самоопределения можно рассматривать под разны­ми углами зрения:как серию задач, которые общество ставит перед личнос­тью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, с помощью которого человек формирует баланс между своими предпочтения­ми и склонностями, с одной стороны, и потребностями сущест­вующей системы общественного разделения труда — с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Домашнее задание для уяснения темы занятия

Ложны или истинны приведенные ниже утверждения? Обоснуйте ответ,

1. Создавая семью нужно помнить: муж должен любить жену сильнее, чем жена - мужа____________________________________

2. Женщины обладают материнским инстинктом, поэтому у них есть врожденное умение заботиться о детях_________________________

3. Обычно рождение ребенка укрепляет слабые семьи_____________

4. Будущему отцу лучше не присутствовать при родах_

5. Женщина не должна работать, если муж хорошо обеспечивает семью

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

- Психологические проблемы в раннем зрелом возрасте.

- Особенности взаимодействия с взрослых с подросшими детьми.

- Психологические особенности межличностных отношений во взрослом возрасте.

- Сравнительный анализ взглядов на содержание зрелого возраста в отечественной и зарубежной психологии.

12. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.

2. Бродская, С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / С. Л. Бродская. – М.: КНОРУС, 2006. – 256 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.

4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ре­бенка от рожденяи до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. – М., 1998. – 456 с.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 1999. –236 с.

- дополнительная

6. Бродская, С. Л. Возрастная психология в вопросах и от­ветах: учеб. пособие / С. Л. Бродская. – М.: КНОРУС, 2006. – 256 с.

7. Немов, Р. С. Психология. Психология образования / Р. С. Немов. – Кн. 2. – М., 1994.

8. Трофимова, Н. М. Возрастная психология / Н. М. Тро­фимова, Т. Ф. Пушкина, Н. В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

9. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология. Краткий курс лекций / Е. А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

- электронные ресурсы.

10. БД «MedArt»

11. БД «Медицина»

12. ЭК КрасГМУ

13. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru

14. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru

15. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru

16. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...