Какова специфика «я-концепции» в период ранней взрослости?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ОТВЕТ. «Я-концепция» взрослого продолжает развиваться под воздействием внешних и внутренних стимулов. У взрослого человека этот процесс развития «я-концепции» контролируется принятыми личностью социальными понятиями и ценностями. В соответствии с представлениями, устремлениями, критериями оценки определенных социальных групп, к которым относится личность, у нее возникают различные представления относительно личной направленности и способов самоактуализации. Смысл самоактуализации заключается в стремлении личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Актуальный жизненный опыт взрослого человека меняет «я-концеп- цию», преобразуя ее в связи с новым возрастно-психологиче- ским контекстом. Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении различных социальных ролей. Соответственно более актуальными становятся частные «я-концепции», определяемые содержанием роли: супруга, сексуального партнера, родителя, профессионала и т. д. В период ранней взрослости все более дифференцированной становится самооценка личности. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества (например, интеллектуальный уровень), и очень низко другие — уровень межличностных взаимодействий. Предполагается, что это связано с тем, что с возрастом единая «я-концепция» распадается на ряд независимых друг от друга «я-концепций». В период ранней взрослости все отчетливее вырисовываются тендерные особенности «я-концепции» — особенности, связанные с признаками половой принадлежности. Согласно Т. В. Андреевой: у мужчин:
«я-концепция» отличается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве; «я-образ» мужчин осознает себя преимущественно в сферах: работа, любовь, познание; у женщин: «я-концепция» наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации содержит и специфические «женские» модели «я-образа», связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью; «я-концепция» женщин более индивидуализирована, тогда как мужская — более социализирована. Это выражается в том, что женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком.
КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ? ОТВЕТ. Ф. Парсонс установил, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств личности, поэтому успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия его индивидуальных качеств требованиям профессии. Выбирая профессию, следует учитывать, что процесс профессионального самоопределения можно рассматривать под разными углами зрения:как серию задач, которые общество ставит перед личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, с помощью которого человек формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда — с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Домашнее задание для уяснения темы занятия Ложны или истинны приведенные ниже утверждения? Обоснуйте ответ, 1. Создавая семью нужно помнить: муж должен любить жену сильнее, чем жена - мужа____________________________________ 2. Женщины обладают материнским инстинктом, поэтому у них есть врожденное умение заботиться о детях_________________________
3. Обычно рождение ребенка укрепляет слабые семьи_____________ 4. Будущему отцу лучше не присутствовать при родах_ 5. Женщина не должна работать, если муж хорошо обеспечивает семью Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - Психологические проблемы в раннем зрелом возрасте. - Особенности взаимодействия с взрослых с подросшими детьми. - Психологические особенности межличностных отношений во взрослом возрасте. - Сравнительный анализ взглядов на содержание зрелого возраста в отечественной и зарубежной психологии. 12. Рекомендованная литература по теме занятия: - обязательная 1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с. 2. Бродская, С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / С. Л. Бродская. – М.: КНОРУС, 2006. – 256 с. 3. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 608 с. 4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рожденяи до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. – М., 1998. – 456 с. 5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 1999. –236 с. - дополнительная 6. Бродская, С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / С. Л. Бродская. – М.: КНОРУС, 2006. – 256 с. 7. Немов, Р. С. Психология. Психология образования / Р. С. Немов. – Кн. 2. – М., 1994. 8. Трофимова, Н. М. Возрастная психология / Н. М. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с. 9. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология. Краткий курс лекций / Е. А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с. - электронные ресурсы. 10. БД «MedArt» 11. БД «Медицина» 12. ЭК КрасГМУ 13. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru 14. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru 15. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru 16. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|